АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2019 года № Ф03-2935/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от УК ООО «Авангард-Сервис» - ФИО1, представитель по доверенности б/н от 08.01.2019;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – представитель не явился;
от ООО «УК «ДВРСК-Горький» - ФИО2, представитель по доверенности б/н от 11.02.2019;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управляющей компании общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Сервис»
на решение от 16.01.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019
по делу № А73-17696/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Гавриш О.А., в апелляционном суде судьи: Тищенко А.П., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.
по заявлениюуправляющей компании общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680003, <...>)
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680021, <...>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания – Горький» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680052, <...>)
о признании недействительным решения от 25.07.2018 № 591
Управляющая компания общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Сервис» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) о признании недействительным решения от 25.07.2018 №591 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края и возвращении заявления и документов в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания – Горький» (далее - ООО «УК «ДВСРК-Горький»).
Решением от 16.01.2019, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019, в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции, постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение процессуальных норм, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы, поддержанные представителем общества в судебном заседании суда округа, сводятся к несогласию с выводами судов о законности оспариваемого решения. Заявитель настаивает, что им представлены все необходимые и достаточные документы для внесения сведений в реестр лицензий; само решение не мотивировано, а причины отказа изложены только в сопроводительном письме и не соответствуют действительности: условия договора управления от 11.07.2018 были предметом рассмотрения и обсуждения собственниками помещений МКД, что следует из протокола общего собрания от 10.07.2018.
Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ переименован в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление), о чем в 07.05.2019 внесена в реестр соответствующая запись.
Данная информация принята судом к сведению в соответствии с положениями статьи 124 АПК РФ.
Отзыв управлением не представлен, явка представителей не обеспечена, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
ООО «УК «ДВСРК-Горький» отзыв не представило, его представитель в судебном заседании суда округа доводы кассационной жалобы отклонил, предлагая судебные акты оставить без изменений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами 10.07.2018 на внеочередном общем собрании собственников помещений МКД №22 по пер. Краснореченскому в г. Хабаровске, проведенном в форме очно-заочного голосования, принято решение о расторжении договора управления с ООО «УК «ДВСРК-Горький» и выборе в качестве управляющей организации и о заключении договора управления с УК ООО «Авангард-Сервис».
11.07.2018 УК ООО «Авангард-Сервис» и собственники помещений МКД, перечисленные в приложении № 1 к договору заключили договор управления МКД.
12.07.2018 общество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края и включении МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми оно осуществляет.
Комитет решением от 25.07.2018 № 591 отказал обществу во внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта «б» пункта 7, подпункта «а» пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр (далее – Порядок), заявление и приложенные к нему документы возвратил.
В сопроводительном письме от 26.07.2018 №04-11-18159 Комитет, со ссылкой на подпункт «а» пункта 5 Порядка, часть 1 статьи 162 ЖК РФ, сообщил УК ООО «Авангард-Сервис» о принятии решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в связи с тем, что условия представленного договора управления МКД от 11.0.2018 не утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Не согласившись с решением Комитета, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Пунктом 3 Порядка установлено, что к заявлению о внесении изменений в реестр заявителем должен быть представлен ряд документов, указанных в данном пункте.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка, по итогам которой оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункты 5, 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Подпунктом «а» пункта 9 Порядка установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующего условия, а именно: соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.
Подпунктом «в» пункта 3 Порядка предусмотрено, что заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе: копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемое обществом решение содержит ссылку на подпункт «а» пункта 9 Порядка, в сопроводительном письме подтверждаются причины отказа, следовательно, выводы судов о наличии правового обоснования принятого Комитетом решения, правильны.
Вместе с этим судами рассмотрены и обоснованно отклонены доводы общества о смысловом содержании протокола общего собрания собственников жилых помещений в МКД по отношению к договору управления МКД, представленному в Комитет.
Суды установили, что согласно пункту 6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 10.07.2018 собственниками принято решение выбрать общество в качестве управляющей организации, осуществляющей управление МКД, и заключить с ним договор управления.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Существенные условия договора управления многоквартирным домом определены частью 3 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.2010 № 1093/10, договор управления многоквартирным домом заключается после принятия на общем собрании собственниками помещений решения о выборе управляющей организации, а также решения об определении условий договора управления и только на основании указанных решений.
Из буквального толкования положений статьи 162 ЖК РФ и приведенных разъяснений ВАС РФ суды пришли к верному заключению о том, что условия договора оговариваются и утверждаются на общем собрании, которое оформляется соответствующим протоколом, после чего заключается договор управления МКД на условиях, утвержденных общим собранием.
Иного порядка заключения договора управления МКД с собственниками положениями действующего жилищного законодательства не предусмотрено.
Таким образом, несоблюдение порядка оформления заключения договора управления МКД и не представления в подтверждение этому факту надлежащих доказательств, выводы судов о законности оспариваемого решения Комитета об отказе во внесении сведений об обществе в реестр лицензий, являются обоснованными.
При этом судами правомерно не принят в качестве доказательств по настоящему делу протокол общего собрания собственников помещений МКД от 31.07.2018, поскольку такой документ не прилагался к заявлению от 12.07.2018 и не был предметом исследования и оценки Комитета.
На основании изложенного, при установленных обстоятельствах и верном применении судами норм материального и процессуального права, оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.01.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019по делу №А73-17696/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев