ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2950/2008 от 30.07.2008 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

4 августа 2008 года № ФОЗ-А59/08-2/2950

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 4 августа 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:   Суминой Г.А.

Судей:   Трофимовой О. Н., Панченко И. С.

при участии

от заявителя:   ООО «Строительно-коммерческая фирма «Сфера»- ФИО1, представитель по доверенности б/н от 04.04.2008

от   управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области – представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера»

на   решение от 04.04.2008, постановление от 28.05.2008

по делу №   А59-449/08-С13

Арбитражного суда   Сахалинской области

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Ефременко В.И., Санина Л.С., Пустовалова Т.П.

По заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера»

к   управлению Федеральной миграционной службы по Сахалинской области

о   признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2008 № 232/08

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера» (далее – ООО «СКФ «Сфера», общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области (далее – управление миграционной службы, административный орган) от 05.02.2008 № 232/08.

Решением суда от 04.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ « О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете, Закон № 109-ФЗ) работодатель, каковым является общество для иностранных граждан, будет однозначно являться принимающей стороной только в том случае, если он одновременно будет и работодателем, и лицом, предоставляющем иностранному гражданину место для проживания. В рассматриваемом случае при приеме на работу иностранные граждане проживали и пребывали по месту их регистрации у физических лиц, а работали в ООО «СКФ «Сфера». При приеме на работу все иностранные граждане предъявили в отдел кадров общества отрывную часть бланка уведомления с отметкой почтового отделения Федеральной почтовой связи, где в качестве принимающей стороны указаны физические лица, у которых иностранные граждане были зарегистрированы по месту пребывания. Сроки, указанные в отрывной части бланков уведомлений, позволяли гражданам осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации.

Поскольку порядок продления срока временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации законодательством не определен, то общество правомерно приняло на работу 20 иностранных граждан, и для урегулирования спорных правоотношений следует применить часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обязанности принимающей стороны общество приняло на себя с 25 ноября 2007 года, с момента, когда оно предоставило указанным работникам место пребывания на строительной площадке в гор.Невельске, став для них одновременно и работодателем, и лицом , у которого иностранные граждане проживали. Обратное управление миграционной службы не доказало.

Кроме этого, заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о непринятии обществом всех мер для постановки на учет иностранных граждан, что свидетельствует о правомерном привлечении последнего к административной ответственности, так как указанный вывод сделан по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Управление миграционной службы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебной заседании не принимало. В отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, прокуратурой гор. Южно-Сахалинска и управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области проведена проверка ООО «СКФ «Сфера» по вопросу соблюдения миграционного законодательства при строительстве жилых домов в Невельском районе Сахалинской области, в ходе которой установлено, что обществом на основании трудовых договоров привлечены к работе 20 иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, в связи с чем заместителем прокурора города Южно-Сахалинска 23.01.2008 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «СКФ «Сфера» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.

05.02.2008 административным органом вынесено постановление, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой права, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд, который, проверив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Часть 1 статьи 18.9 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных и юридических лиц за нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" № 115-ФЗ от 25.07.2002 (в редакции от 04.12.2007, далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основной документ, определяющий статус временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, - миграционная карта. Она содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации.

Как следует из статьи 5 вышеназванного Закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обычно не может превышать 90 суток, а если им заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, то срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Закона о миграционном учете, принимающая сторона или иностранный гражданин обязаны сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением копий необходимых документов и нового заполненного бланка уведомления о прибытии.

Согласно статье 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" №114-ФЗ от 15.08.1996 иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная ответственность установлена, в частности, статьями 18.8-18.11 КоАП РФ.

Из материалов дела установлено, что 20 иностранных граждан в разное время прибыли на территорию Российской Федерации и в разное время были приняты на работу в ООО «СКФ «Сфера», при этом на момент принятия на работу ФИО2, ФИО3, ФИО4 в отношении последних отсутствовали сведения, подтверждающие законность их нахождения на территории Российской Федерации. Так, ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации 17.08.2006, 90-дневный срок пребывания истек 15.11.2006, на работу принят – 24.04.2007; ФИО3 прибыл 11.09.2006, 90-дневный срок истек 10.12.2006, на работу принят – 04.07.2007; ФИО4 прибыл – 02.06.2005, 90-дневный срок истек – 31.08.2005, на работу принят – 03.04.2007. Кроме этого, 01.07.2007 у ФИО5, 05.09.2007 у ФИО6, 26.09.2007 у ФИО7, 27.09.2007 у ФИО8, ФИО9, 23.11.2007 у ФИО10, в это время работавших в обществе, закончились сроки пребывания на территории Российской Федерации, однако общество обратилось с заявлением об их продлении в территориальный орган Федеральной миграционной службы только, как указано в жалобе, 28.11.2007, чем нарушило условия и порядок продления срока временного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, установленные статьями 20, 22 Закона №109-ФЗ.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ, поскольку, во-первых, последнее приняло на работу иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, во-вторых, своевременно не продлило срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поэтому ООО «СКФ «Сфера» правомерно привлечено административным органом к административной ответственности по вышеуказанной норме права.

Довод заявителя жалобы о том, что общество становится принимающей стороной только с момента одновременного предоставления иностранным гражданам работы и жилья, и с этого момента у него возникает обязанность по соблюдению миграционного законодательства, является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, как противоречащий пункту 7 части 1 статьи 2 Закона о миграционном учете.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Обществом к кассационной жалобе приложено платежное поручение об уплате госпошлины в сумме 1 000 руб. В силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) не облагаются государственной пошлиной заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Следовательно, не подлежит уплате госпошлина при подаче апелляционных и кассационных жалоб на принятые судебные акта по указанной категории дел. Но вопрос о возврате из бюджета ошибочно уплаченной вышеуказанной госпошлины не может быть разрешен положительно, так как в платежном поручении № 4397 от 10.06.2008 отсутствует отметка банка о списании указанной суммы со счета плательщика.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение 04.04.2008, постановление апелляционной инстанции от 28.05.2008 Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-449/08-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Сумина Г.А.

Судьи: Трофимова О.Н.

Панченко И.С.

Российской Федерации Рос