ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3339/2022 от 21.07.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

27 июля 2022 года № Ф03-3339/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ТрансИнвестГрупп»: Каменецкий Е.И., директор;

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Ларионова М.Н., представитель по доверенности от 21.01.2022 № 4-2-14-206;

от акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансИнвестГрупп»

на решение от 07.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022

по делу № А73-18558/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТрансИнвестГрупп» (ОГРН 1122722004591, ИНН 2722113590, адрес: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Промывочная, д. 15В)

к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 70)

третье лицо: акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (ОГРН 1022701128317, ИНН 2722010548, адрес: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Брестская, д. 51)

о признании недействительным постановления

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТрансИнвестГрупп» (далее – ООО «ТрансИнвестГрупп», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет) от 29.09.2021 № 32/7.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее – АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»).

Решением суда от 07.02.2022, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ООО «ТрансИнвестГрупп» в жалобе просит их отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

По мнению заявителя жалобы, суды не проверили установленный комитетом в оспариваемом постановлении размер средств, необходимый для осуществления технологического присоединения, на предмет его соответствия базовому принципу, установленному пунктом 26.18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода» (далее – постановление Правительства РФ № 1021). Так, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» не имело законных оснований включать в размер платы за технологическое присоединение и возмещать в свою пользу дополнительные расходы с общества, возникшие лишь на стадии строительства и увеличившие сметную стоимость строительства, при том, что как следует из вступивших в законную силу судебных актов по делам № А73-605/2020, № А73-13705/2020, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» по причинам, зависящим только от последнего, приступило к своим обязательствам по строительству подводящего газопровода намного позже срока, предусмотренного пунктом 3 договора от 26.09.2017 № 08-33/341 для выполнения всех мероприятий по технологическому присоединению.

Указывая на допущенное АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» нарушение порядка направления в адрес комитета заявления об установлении платы за подключение (технологическое присоединение), отмечает, что судами не учтены положения пункта 105 раздела VII «О корректировке размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному проекту» постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту должно быть направлено в комитет не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении.

Считает, что комитетом при вынесении оспариваемого тарифного решения не проведена самостоятельная правовая оценка (анализ) обоснованности размера затрат, который подлежит компенсации со стороны общества в пользу АО «Газпром газораспределение Дальний Восток». Указывает, что все стоимостные показатели, подлежащие возмещению в пользу газораспределительной организации, подлежали приведению к базе 3 квартала 2019 года.

Комитет и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в отзывах на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняют в полном объеме, считают вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными. АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества и комитета поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО «ТрансИнвестГрупп» и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» заключен договор № 08-33/341 (регистрационная дата 26.09.2017) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства «Производственная база ООО «ТрансИнвестГрупп», расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Промывочная 15 В (далее – объект), к сети газораспределения (далее – договор).

В соответствии с пунктом 10 договора размер платы по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов – Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. В случае если размер платы при утверждении будет изменен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, стороны с целью корректировки размера платы заключают дополнительное соглашение к настоящему договору в течение пяти рабочих дней после утверждения размера платы.

Вышеуказанные условия, отраженные в пункте 10 договора, соответствуют положениям постановления Правительства Российской Федерации № 1314, которым утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила № 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

04.10.2021 АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» направило в адрес ООО «ТрансИнвестГрупп» уведомление исх. № ХБ 37-01-11/7235 об установлении комитетом платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства «Производственная база ООО «ТрансИнвестГрупп» по адресу: Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Промывочная, 15В, кадастровый номер земельного участка 27:23:0041728:39, «код стройки ТП-08-33/341» в размере 17 200 260 руб., без учета НДС, приложив постановление комитета от 29.09.2021 № 32/7 (дело от 10.09.2021 № 97/ТЭК).

Не согласившись с постановлением комитета от 29.09.2021 № 32/7, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, с которым не может не согласиться суд кассационной инстанции, о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств и применяемых норм права.

Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации.

Согласно статье 23.2 Закона о газоснабжении плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Оспариваемым постановлением установлен размер платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» газоиспользующего оборудования объекта по индивидуальному проекту.

В силу пункта 1.2 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр,комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.

К полномочиям комитета согласно подпункту 4.3.21 пункта 4.3 указанного Положения относится установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 96 Правил № 1314).

Пунктом 3 Правил № 1314 установлен порядок подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства № 1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, если проект подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации или в региональную (межрегиональную) программу газификации жилищнокоммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, или в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; переходы через водные преграды; прокладку газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.05.2018 № 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 16 Методических указаний для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту газораспределительная организация представляет регулирующему органу заявление и обосновывающие материалы по установленному перечню.

Согласно положениям пункта 17 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (Птп) определяется регулирующим органом на основании представленных газораспределительной организацией документов по следующей формуле: где: Рип – сумма всех расходов газораспределительной организации по реализации мероприятий по подключению (технологическому присоединению) по индивидуальному проекту, включая расходы, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Расходы, включаемые в расчет размера платы за подключение по индивидуальному проекту, определяются на основании представленной газораспределительной организацией сметной стоимости строительства (пункт 18 Методических указаний).

Таким образом, расчет расходов на выполнение технических условий исходя из фактических затрат газораспределительной организации Методическими указаниями не предусмотрен.

Из материалов дела установлено, что 18.10.2017 между ООО «ТрансИнвестГрупп» и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта к сети газораспределения № 08-33/341. В рамках исполнения обязательств по договору АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» выполнены проектно-изыскательские работы, обеспечено получение положительного заключения экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости строительства (заключение от 07.07.2020 № 27-2-1-2-029181-2020).

В ходе подготовительных работ к выполнению строительно-монтажных работ распределительного газопровода до границ земельных участков, в пределах которых расположен объект, были выявлены обстоятельства, создающие невозможность выполнения строительно-монтажных работ по ранее разработанной проектной документации. В связи с чем проведена корректировка ранее разработанной проектной документации. По результатам указанной корректировки сметная стоимость строительства распределительного газопровода была увеличена до 16 358, 28 тыс. руб. (с НДС).

С целью проверки корректности сметной части скорректированной проектной документации АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» обеспечило повторное прохождение скорректированной проектно-сметной документации экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости строительства, по результатам которой получено положительное заключение экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости от 12.07.2021 № 27-2-1-2-037445-2021.

Таким образом, установленный размер окончательной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта не превышает сметный расчет стоимости строительства, достоверность которого проверена экспертной организацией.

АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» направило в адрес комитета заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ООО «ТрансИнвестГрупп» от 18.08.2021 № ХБ37-01-11/6004 с приложением обосновывающих материалов, в том числе копии проектной документации на газораспределительную сеть газораспределительной организации, копии договора на проведение экспертизы проектно-сметной документации, а также копии положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации.

Указанное заявление в установленном порядке рассмотрено комитетом, по результатам рассмотрения принято постановление от 29.09.2021 № 32/7.

Расходы на разработку проектной документации на выполнение технических условий учтены комитетом в соответствии с представленным положительным заключением негосударственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости от 12.07.2021 № 27-2-1-2-037445-2021, выполненным обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ – ОРЕНБУРГ», аккредитованого на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, свидетельства об аккредитации: № IIA.RU.611088 срок действия 01.06.2017- 01.06.2022 и № RA.RU.611124 срок действия 17.10.2017-17.10.2022, по договору от 22.04.2021 № ХБ20-02-07/36.

С учетом указанных обстоятельств и правоустанавливающих норм, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что размер платы за подключение объекта к сетям газораспределения по индивидуальному проекту определен комитетом на экономически обоснованном уровне, в соответствии с действующим законодательством и фактически представленными АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» обосновывающими материалами.

Нарушений порядка и сроков рассмотрения заявления АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) судами не установлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого постановления комитета незаконным, в связи с чем правомерно и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Довод общества о нарушении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» порядка направления в адрес комитета заявления об установлении платы за подключение (технологическое присоединение), о возможном нарушении сроков выполнения мероприятий по подключению объекта не влияют на законность обжалуемого постановления ввиду отсутствия в действиях комитета нарушений законодательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу № А73-18558/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова