АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
17 августа 2023 года № Ф03-3441/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи ГребенщиковойВ.А.
судей Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии:
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю»
на решение от 13.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023
по делу № А51-16377/2022
Арбитражного суда Приморского края
по иску федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692778, <...>)
к администрации Артемовского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692760, <...>)
о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность объектов недвижимости
третьи лица: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>), Федеральная служба исполнения наказаний (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119049, <...>), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, <...>)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее – ФКУ «ИК № 20 ГУФСИН России по Приморскому краю», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к администрации Артемовского городского округа с требованиями:
- признать незаконным изложенный в письме от 09.09.2022 № Р-01-7540/03 отказ в принятии в муниципальную собственность объектов недвижимости;
- обязать принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимости:
1) земельный участок с кадастровым номером 25:27:060101:199, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд МВД, общая площадь 6 4619 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 409 м по направлению на северо-восток от ориентира здание штаба, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>;
2) земельный участок с кадастровым номером 25:27060101:200, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд МВД, общая площадь 50 816 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 61 м по направлению на северо-запад от ориентира здание штаба, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>;
3) здание «Гостиница», расположенное по адресу: 692778, <...>, реестровый номер федерального имущества П2270008122;
4) квартира № 8 (126,5 кв.м), расположенная в жилом доме по адресу: 692778, <...>, реестровый номер федерального имущества П13213270004147;
5) здание – пекарня, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 221,2 кв.м, инв. № 05:405:002:000050960, лит. А, адрес объекта: <...>, кадастровый (или условный) номер 25-25-06:051:2010-051.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральная служба исполнения наказаний, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2023, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ФКУ «ИК № 20 ГУФСИН России по Приморскому краю» просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность объектов недвижимости и принять по делу новый судебный акт в данной части.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что на спорных земельных участках расположены муниципальные многоквартирные дома и ведутся строительные работы по облагораживанию территории; на содержание жилого помещения расходуются средства, не предусмотренные сметой; отказ в принятии администрацией остальных объектов недвижимости также, по мнению заявителя жалобы, является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность принятых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
По материалам дела установлено, в собственности Российской Федерации находятся земельные участки: с кадастровым номером 25:27:060101:199, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд МВД, общая площадь 6 4619 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 409 м по направлению на северо-восток от ориентира здание штаба, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>; с кадастровым номером 25:27060101:200, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд МВД, общая площадь 50816 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 61 м по направлению на северо-запад от ориентира здание штаба, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 14.03.2011 серия 25-АБ № 513530, серия 25-АБ № 513531, соответственно.
Указанные земельные участки переданы ФКУ «ИК № 20 ГУФСИН России по Приморскому краю» в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 09.07.2010 серия 25-АБ № 407829, серия 25-АБ № 407826.
В собственности Российской Федерации находятся также следующие объекты недвижимости: здание «Гостиница», расположенное по адресу: 692778, <...>, реестровый номер федерального имущества П2270008122; квартира № 8 (126,5 кв.м), расположенная в жилом доме по адресу: 692778, <...>, реестровый номер федерального имущества П13213270004147; здание – пекарня, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 221,2 кв.м, инв. № 05:405:002:000050960, лит. А, адрес объекта: <...>, кадастровый (или условный) номер 25-25-06:051:2010-051, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 25-АВ № 241808, серия 25-АБ № 198523, серия 25-АБ № 333585, соответственно.
Данные объекты недвижимости переданы ФКУ «ИК № 20 ГУФСИН России по Приморскому краю» в оперативное управление, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 24.09.2009 серия 25-АБ № 228858, от 30.03.2012 серия 25-АБ № 753105, от 21.09.2010 серия 25-АБ № 430772, соответственно.
На обращения учреждения о принятии вышеуказанного имущества в муниципальную собственность (письма от 13.04.2022 № 25/ИК-20/32-2608, от 11.08.2022 № 25/ИК-20/32-2608) администрация в письме от 04.05.2022 № Р-01-3411/14 указала на необходимость осмотра объектов, затем в письме от 19.09.2022 № Р-01-7540/03 после совместного проведенного обследования (акт от 23.06.2022) сообщила о возможности принятия в муниципальную собственность нежилых зданий после проведения раздела земельных участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:199, 25:27:060101:200 с сохранением исходного в измененных границах и одновременным формированием и постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков к передаваемым объектам; указала на нецелесообразность принимать в муниципальную собственность жилое помещение, а также вышепоименованные земельные участки в связи с размещением на них объектов капитального строительства, не относящихся к муниципальной или федеральной собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для обязания администрации принять в муниципальную собственность спорное имущество.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), согласно которому находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако наличие таких обстоятельств в настоящем деле не установлено.
Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику.
Доказательств того, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, было принято решение о передаче спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность Артемовского ГО, которое ответчик не исполнил путем отказа в принятии такого имущества, материалы дела не содержат.
Поскольку уполномоченный федеральный орган исполнительной власти решения о передаче упомянутых объектов из федеральной собственности в собственность муниципального образования не принимал, по итогу разрешения спора, сделан правильный вывод о том, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не соблюден, соответственно, оснований для обязания ответчика принять это имущество в собственность не имеется.
Более того, как верно учтено судами, учреждение, которому спорное имущество предано на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, не реализовало возможность воспользоваться своим правом, предусмотренным статьями 236, 299 ГК РФ, статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, на отказ от принадлежащих ему прав; таких доказательств на основании статьи 65 АПК РФ не представлено.
Способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, не могут применяться произвольно и должны соответствовать закону и существу спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации избранный способ защиты не приведет к восстановлению прав учреждения.
С учетом изложенного доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как не влияющие на выводы судов, сделанные по итогу рассмотрения спора.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные акты отмене, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу № А51-16377/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Гребенщикова
Судьи С.И. Гребенщиков
С.Н. Новикова