ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3710/18 от 12.09.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

14 сентября 2018 года № Ф03-3710/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.

при участии:

от заявителя: ООО «Техсервис-Хабаровск» - ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2017 № 15ТС;

от Хабаровской таможни – ФИО2, представитель по доверенности от 31.07.2018 № 05-39/166;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск»

на решение от 16.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018

по делу № А73-15769/2017 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.А. Гавриш; в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680032, <...>)

к Хабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680013, <...>)

о признании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможенный орган, таможня) об отказе в помещении товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства, изложенного в письме от 07.07.2017 №10-24/10837.

Решением суда от 16.02.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018, в удовлетворении требования отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, который просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что оспариваемое письмо решения об отказе в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства не содержит; а суд первой инстанции, дав оценку обстоятельствам дела об административном правонарушении и сделав выводы о контрафактном характере спорного товара, возбужденном в отношении общества, предопределил исход иного дела.

Хабаровская таможня в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании суда округа с доводами жалобы не согласились, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.03.2017 на склад временного хранения в адрес общества по транзитной декларации от 01.03.2017 №10716060/010317/0000148, транспортной накладной от 01.03.2017 №7800103, отгрузочной спецификации 7800103 СМ от 01.03.2017, инвойсу от 16.01.2017 №MET2017Y002/1 поступили товары: запасные части для дорожно-строительной техники, в том числе кардан в сборе (универсальный шарнир) - 8 шт. стоимость 2 293, 52 китайских юаня; ремкомплект двигателя, комплекты прокладок уплотнительных различных по составу, упакованы в индивидуальные упаковки, для ремонта гусеничных бульдозеров - 2 комплекта, стоимость 245,74 китайских юаня; радиатор, новый, из ребристых пластин цветного металла в корпусе черного цвета, для системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания гусеничных бульдозеров - 1 шт. стоимостью 3 583,69 китайских юаня (далее - товар).

Срок временного хранения товара установлен до 04.05.2017, и после продлен таможней до 04.07.2017.

29.06.2017 общество обратилось в таможню с заявлением о выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства по мотиву невозможности соблюдения условий помещения товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

По результатам рассмотрения указанного заявления таможня письмом от 07.07.2017 №10-24/10837 уведомила заявителя, что решение о выдаче обществу разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства может быть принято после поступления ответа из Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – управление).

Согласно письму управления от 17.07.2017 №5833.1-09, имущество является специфическим и его реализация на внутреннем рынке будет затруднительна, затраты на хранение и реализацию имущества существенно превысят вырученные средства от реализации.

На основании указанной информации таможенный орган письмом от 26.07.2017 №10-24/12130 отказал обществу в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства, указав, что затраты на хранение и реализацию имущества (товара) существенно превысят вырученные средства от реализации, что противоречит положениям статьи 301 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ).

Не согласившись с отказом таможни, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта таможенного органа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Суд округа считает, что суды обоснованно исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 310 ТК ТС (действующего в период спорных правоотношений) отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

В соответствии с частью 1 статьи 300 (действующей в период возникших правоотношений) Закона №311-ФЗ помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа.

Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров (статья 301 Федерального закона №311-ФЗ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств - членов Евразийского экономического союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, в отношении которых установлены единые обязательные требования в технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) или обязательные требования в законодательстве государств - членов Евразийского экономического союза и отсутствуют документы, удостоверяющие соответствие этих товаров таким требованиям.

Приказом Федеральной таможенной службы от 21.02.2011 №357 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

пункту 7 данного Порядка при представлении в таможенный орган всех необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства документов и сведений, указанных в пункте 3 настоящего приложения, и наличии положительного заключения по результатам проведения таможенного контроля функциональных подразделений таможни, в том числе подразделения, в функциональные обязанности которого входит организация взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на распоряжение имуществом, обращенным в собственность государства, заинтересованному лицу выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, заверенное подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможенного органа.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на распоряжение имуществом, обращенным в собственность государства, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №432 от 05.06.2008 (далее – Положение № 432)

В силу пункта 1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №467 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, обеспечивает поступление в федеральный бюджет денежных средств в результате реализации имущества, обращенного в собственность государства (пункты 5.11, 5.31 Положения №432).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества, заключенного 12.09.2011 №01-69/37/1-20/417, таможенный орган, владеющий отдельными категориями имущества, по вопросам организации его передачи взаимодействует с Росимуществом (его территориальным органом), в регионе деятельности которого находится таможенный орган.

Поскольку одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства является отсутствие каких-либо расходов для государственных органов Российской Федерации, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров, а документ, подтверждающий соблюдение указанного условия обществом к заявлению от 29.06.2017 №3318 приложен не был, таможенный орган обоснованно обратился с соответствующим запросом в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 06.07.2017.

На запрос таможни от 06.07.2017 №34-29/10754 управление в письме от 17.07.2017 №5833.1-09 сообщило, что затраты на хранение и реализацию имущества существенно превысят вырученные средства от реализации.

Поскольку в силу части 1 статьи 301 (действующей в период возникших правоотношений) Закона №311-ФЗ отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров, таможня обосновано отказала ООО «Техсервис-Хабаровск» в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

С учетом изложенного выводы судов о том, что спорный товар не мог быть помещен под таможенную процедуру отказа в пользу государства, являются правильными.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение об отказе в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства до настоящего времени не принято, поскольку письмо от 07.07.2017 не содержит отказа, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

В соответствии с положениями статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Учитывая, что факты привлечения декларанта к административной ответственности были оценены отдельно при разрешении иного арбитражного спора, рассмотрение судом первой инстанции обстоятельств возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, не повлекло принятие незаконного судебного акта, в связи с чем основанием для отмены решения суда по настоящему делу являться не может.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (по части 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции также не установлено, поэтому принятые по делу судебные акты отмене, а кассационная жалоба – удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 по делу №А73-15769/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи Т.Н. Никитина

И.В. Ширяев