ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-380/19 от 28.02.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2019 года                                                                        № Ф03-380/2019

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Михайловой А.И.

Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «о. Русский»: ФИО1, представитель по доверенности от 08.09.2018 № 18;

от Владивостокской таможни: ФИО2,  представитель по доверенности от 11.01.2019 № 19; ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2019 № 13;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «о. Русский»

на решение от 30.08.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 12.11.2018

по делу №   А51-8337/2018 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Краснов В.В.;

в суде апелляционной инстанции судьи: Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л., Солохина Т.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690003, <...>, помещение П-403)

к Владивостокской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>,                    место нахождения: 690090, <...>)

опризнании недействительным решения

Общество с ограниченной ответственностью «о. Русский» (далее – ООО «о. Русский») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Владивостокской таможни об отказе в выпуске товаров от 14.03.2018 по декларации на товары № 10702070/040318/0027115.

Решением суда от 30.08.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018, в удовлетворении требований декларанту отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, постановлением суда апелляционной инстанции, считая их незаконным и необоснованным, а также принятыми с неполно выясненными обстоятельствами и с нарушением норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает данные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней.

Владивостокская таможня в отзыве и его представители в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение сторон, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судами из материалов дела установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта от 13.12.2017 № ZSRU2017121 в марте 2018 года на таможенную территорию Российской Федерации ООО «о. Русский» ввезен товар – трикотажные изделия машинного вязания, который 04.03.2018 помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны путем подачи ДТ № 10702070/040318/0027115.

Ввиду отсутствия среди представленных при подаче ДТ документов подтверждения соответствия ввезенного товара требованиям Технического регламента ТР ТС 017/2011, 07.03.2018 таможней в адрес общества направлено требование о предоставлении документов, в соответствии с которым декларанту в срок до 14.03.2018 необходимо предоставить на товары 1-32 разрешительные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Письмом от 07.03.2018 декларант сообщил таможенному органу о том, что на спорный товар меры нетарифного регулирования не распространяются.

12.03.2018 таможней повторно в адрес общества направлено требование о предоставлении электронных документов, в соответствии с которым декларанту надлежит предоставить документы, подтверждающие соблюдение технического регламента таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности».

Непредставление обществом в установленный срок запрошенных таможенным органом документов явилось основанием для принятия 14.03.2018 решения об отказе в выпуске товаров, заявленных в ДТ № 10702070/040318/0027115.

ООО «о. Русский», не согласившись с данным решением таможни, считая его незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал необходимым условием выпуска спорного товара наличие разрешительного документа. Поскольку подобного рода документ, подтверждающий соблюдение соответствующего ограничения, обществом представлен не был, суд сделал вывод о законности принятого таможней решения об отказе выпуске товар.

Выводы суда первой инстанции поддержаны судом второй инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.

При этом, суды правомерно исходил из следующего.

Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 ТК ЕАЭС, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 – 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 ТК ЕАЭС.

Из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС следует, что в декларации на товары, помимо прочего, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:

1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;

2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.

Материалами дела подтверждено, что 04.03.2018 ООО «о.Русский» в целях помещения ввезенного товара – трикотажные изделия машинного вязания под таможенную процедуру свободной экономической зоны подало в таможенный орган ДТ № 10702070/040318/00027115. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, декларантом не представлялись, поскольку, по его мнению, какие-либо запреты и ограничения в отношении рассматриваемого товара отсутствуют.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой указаны в статье 202 ТК ЕАЭС, одним из которых является соблюдение в отношении иностранных товаров запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 202 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В подпункте «в» пункта 2 Положения, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение № 294) установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, и включенных в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Как верно установили суды первой и апелляционной инстанций,  товары, заявленные в ДТ № 10702070/040318/00027115, включены в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (TP ТС 017/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 228.

Вместе с тем, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, Положением № 294 предусмотрен ряд исключений, при которых подтверждение соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию ЕАЭС не требуется.

Так, подпунктом «в» пункта 4 Положения № 294 не требуется подтверждения соответствия при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров ввозимых:

- в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза готовых изделий, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий;

- в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров;

- в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Однако, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, задекларированные в спорной ДТ № 10702070/040318/00027115 товары не входят в указанный перечень исключений, поскольку спорные товары не являются бывшими в употреблении, ввезены не в единичных экземплярах, не заявлены для временного размещения на таможенной территории ЕАЭС и, соответственно, не подпадают под меры нетарифного регулирования и не входят в перечень товаров, в отношении которых имеются исключения согласно действующему законодательству, в связи с чем представление документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям безопасности, является обязательным.

Поскольку согласно пункту 3 статьи 9 Соглашения товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕАЭС для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования, то следует вывод о том, что только для применения мер нетарифного регулирования товары рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕАЭС, для мер технического регулирования данная оговорка отсутствует.

Следовательно, ввезенный декларантом товар, помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подпадает под действие Технического регламента TP ТС 017/2011, в связи с чем требуется соблюдение мер технического регулирования, а именно, представление документов, подтверждающих соответствие товара требованиям технического регламента.

Соблюдение в отношении иностранных товаров запретов и ограничений, в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС, является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, как указано в подпункте 3 пункт 1 статьи 202 ТК ЕАЭС. Меры технического регулирования относятся к запретам и ограничениям согласно подпункту 10 пункт 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Судами верно отмечено, что указанные в пункте 2 Положения и пункте 1 статьи 29 Федерального закона № 184-ФЗ нормы применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом, если лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру. Одним из таких условий при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны является соблюдение в отношении иностранных товаров запретов и ограничений.

Как верно установлено судами по материалам дела подача декларации № 10702070/040318/00027115 не сопровождалась представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента, а на запрос таможенного органа о необходимости представления разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений общество их не представило, соответственно, 14.03.2018 таможня на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС правомерно приняла решение об отказе в выпуске товаров, заявленных в спорной ДТ, в связи с чем нарушений прав ООО «о.Русский» в сфере внешнеэкономической деятельности не имелось.    

Декларант при подаче спорной ДТ обязан в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 108, подпункта 3 пункта 1 статьи 202 ТК ЕАЭС, статьи 11 Технического регламента представить таможенному органу документы об оценке (подтверждении) соответствия декларируемых товаров требованиям Технического регламента ТР ТС 017/2011.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на вступившее в законную силу решение суда по делу № А51-21736/2017  оценена судом апелляционной инстанции и отклонена по основанию того, что в рамках указанного дела задекларирован иной товар – ввезенное на основании договора аренды бывшее в эксплуатации транспортное средство.

Проверив правильность соблюдения вышеуказанных норм таможенного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая непредставление декларантом документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мотивированно и обоснованно признали законным решение таможни об отказе в выпуске товара, заявленного в декларации на товары № 10702070/040318/00027115, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного декларантом требования.

В целом все доводы декларанта по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм таможенного законодательства, повторно заявлены в суде кассационной инстанции и на основании вышеизложенного подлежат отклонению.

Поскольку судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.08.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 12.11.2018 по делу № А51-8337/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           А.И. Михайлова                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         И.В. Ширяев