ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-410/2018 от 21.02.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

27 февраля 2018 года № Ф03-410/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной

при участии:

от публичного акционерного общества «МТС-Банк»: Юн О.Б., представитель по доверенности от 09.01.2018;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: ФИО1, представитель по доверенности от 08.11.2017 № 02-15/44466;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «МТС-Банк»

на решение от 15.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017

по делу № А73-17334/2016 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.

по заявлению публичного акционерного общества «МТС-Банк» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 115432, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680021, <...>)

о признании незаконным решения

Публичное акционерное общество «МТС-Банк» (далее - ПАО «МТС-Банк», банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее – инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 17.08.2016 № 9105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судом по ходатайству заявителя с согласия представителя налоговых органов в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика УФНС России по Хабаровскому краю на ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.

Решением суда от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, банку в удовлетворении заявленных требований отказано, так как суды пришли к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ПАО «МТС-Банк» обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о правомерном исчислении налоговым органом земельного налога за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в <...>, на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 №205-пр. Считает, что в рассматриваемом деле соответствующие сведения в отношении спорного земельного участка, принадлежащего банку, внесены в Государственный кадастр недвижимости 04.01.2015 и с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) их результаты не могут быть использованы при исчислении земельного налога за 2015 году.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, а также её представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражали, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 284 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной банком 29.01.2016 налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040530:3, принадлежащего ПАО «МТС-Банк» на праве собственности, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 18.05.2016 № 28825.

Налоговая база (кадастровая стоимость) налогоплательщиком определена в размере 169 320 руб., указанной в справке Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 21.05.2015. на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 273-пр, действовавшего до 01.01.2015.

Проверкой установлено занижение подлежащего уплате земельного налога вследствие указания неверной кадастровой стоимости земельного участка, которая по данным налогового органа, полученным от органа кадастрового учета, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.7.2014 № 205-пр с 01.01.2015 определена в размере 428 940 руб.

Решением инспекции налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 78 руб. Этим же решением обществу доначислен налог в сумме 779 руб., исчислены пени в сумме 42,73 руб. за его несвоевременную уплату.

Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 28.09.2016 № 13-10/259/17879@, принятым в порядке пункта 3 статьи 140 НК РФ, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный акт налогового органа, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На территории муниципального образования «Город Хабаровск» земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 № 146 «О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571» с 01.01.2006.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В рассматриваемом случае основанием для доначисления инспекцией земельного налога явилось принятие Правительством Хабаровского края постановления от 02.07.2014 № 205-пр, которым с 01.01.2015 утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, в том числе для кадастрового квартала 27:23:0040862, в котором расположен спорный земельный участок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.

Поскольку в данном случае постановление Правительства Хабаровского края от 20.07.2014 № 205-пр официально опубликовано в издании «Собрание законодательства Хабаровского края» 12.08.2014, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения, как правильно указал суд апелляционной инстанции, подлежит применению с 01.01.2015.

Вывод судов обеих инстанций соответствуют правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым-шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Таким образом, правильно определив момент вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2015 № 205-пр для целей его применения в налоговых правоотношениях, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о законности оспариваемого решения налогового органа.

При этом судебные инстанции правомерно отметили, что, определяя кадастровую стоимость земельного участка за 2015 год, налогоплательщик не воспользовался правом ознакомления с кадастровой стоимостью земельного участка на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет; сведения о кадастровой стоимости земельного участка, запрошенные заявителем по состоянию на 01.01.2015 не являлись актуальными на дату (29.01.2016) подачи налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2015.

Доводы кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном применении норм материального права. Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу № А73-17334/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Н.В. Меркулова

И.А. Мильчина