ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4135/2023 от 14.09.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

19 сентября 2023 года № Ф03-4135/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО1, представитель по доверенности от 05.05.2023 № ЦДТВ-226/Д;

от администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области

на решение от 20.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023

по делу № А16-3314/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107174, <...>)

к администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 679100, <...>)

о признании незаконным бездействия; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация), выразившегося в непринятии решения, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) и пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 (далее – Правила № 889); об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения уведомления от 03.06.2022 № 1912/ДВОСТ ДТВ по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем первым пункта 18 Правил № 889, в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу.

Решением суда от 20.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023, заявленные требования удовлетворены.

Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции заявитель приводит доводы о несоблюдении обществом требования пункта 17 Правил № 889, предусматривающего согласование потребителями тепловой энергии планируемого обществом вывода тепловых сетей из эксплуатации.

Указывает, что ОАО «РЖД» не проведен анализ схемы теплоснабжения, не представлены доказательства наличия угрозы дефицита тепловой энергии.

ОАО «РЖД» в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании суда округа полагают доводы жалобы несостоятельными, судебные акты законными и обоснованными.

Заявитель кассационной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, заслушав представителя ОАО «РЖД», изучив доводы жалобы и отзыва, исследовав материалы дела, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – дом связи ст. Облучье площадью 960 кв. метров, с кадастровым номером 79:00:0000000:0003, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, ст. Облучье, литера А5, имеющий один подземный этаж и два надземных, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2004.

Согласно техническому паспорту указанного объекта, составленному по состоянию на 21.05.2008, в подвале этого здания расположена котельная.

Уведомлением от 03.06.2022 № № 1912/ДВОСТ ДТВ общество известило администрацию о планируемом в марте 2023 года выводе указанной котельной из эксплуатации в связи с экономической нецелесообразностью, приложив при этом к уведомлению перечень основного оборудования, выводимого из эксплуатации по котельной ШЧ ст. Облучье, а также перечень потребителей тепловой энергии этой котельной: ОСК Инфо Транс (арендатор НГЧ), ООО «СКА» (арендатор НГЧ), жилой фонд (<...>), объекты Дистанции гражданских сооружений НГЧ (ОАО «РЖД»).

В ответ на уведомление о выводе из эксплуатации администрация направила в адрес ОАО «РЖД» письмо от 17.08.2022 № 02/01-62-591, в котором указано, что вывод из эксплуатации теплосетей допускается с согласия потребителей, в целях принятия решения о переводе жилого дома по ул. Верхней, 14 на альтернативные источники теплоснабжения необходимо согласование с собственниками этого дома, администрация не имеет финансовых средств для принятия котельной, поэтому просит рассмотреть вопрос о приостановке ее вывода из эксплуатации до момента расселения указанного дома, то есть до 2026 года.

Письмом от 19.08.2022 № 2893/ДВОСТ ДТВ общество направило в адрес администрации досудебное уведомление о выводе из эксплуатации, согласно которому вывод тепловых сетей из эксплуатации обществом не запланирован, потому необходимость согласования вывода спорной котельной из эксплуатации с потребителями тепловой энергии отсутствует; повторно просило администрацию принять решение о согласовании вывода источника тепловой энергии из эксплуатации в соответствии с Правилами № 889.

Письмом от 02.11.2022 № 02/01-62-1072 администрация вновь указала обществу на необходимость представления письменных согласований вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученных от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах, просила рассмотреть вопрос о выводе котельной из эксплуатации в 2024 году.

Ссылаясь на бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении в установленном порядке уведомления общества от 03.06.2022 № 1912/ДВОСТ ДТВ о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и в непринятии соответствующего решения по уведомлению, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о не исполнении администрацией возложенных на нее пунктом 18 Правил № 889 обязанностей, в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесено, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

При этом под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, а под тепловой сетью – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункты 3 и 5 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ).

Порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации регламентирован статьей 21 Федерального закона № 190-ФЗ.

В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

К отношениям, связанным с выводом источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения, положения частей 1, 6 и 8 статьи 21 настоящего Федерального закона не применяются, а положения частей 4 и 5 статьи 21 настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных частями 2 и 4 настоящей статьи (статья 23.12 Федерального закона № 190-ФЗ).

Документы, свидетельствующие об отнесении Облученского городского поселения Еврейской автономной области к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ, в материалы дела не представлены.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (часть 6 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

В рассматриваемый период действовали Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, в пункте 2 которых дано понятие «вывод из эксплуатации» – окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.

Пунктом 3 Правил № 889 установлено, что в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления (подпункт «б»); вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии (подпункт «в»).

Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (абзац второй пункта 14 Правил № 889).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (пункт 16 Правил № 889).

В силу пункта 18 Правил № 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.

Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.

В случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей этот орган разрабатывает мероприятия, предотвращающие возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, и включает указанные мероприятия в схему теплоснабжения.

Совокупный анализ данных норм права позволяет прийти к выводу о том, что для органа местного самоуправления предусмотрено только 2 варианта рассмотрения уведомлений собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей: рассмотреть в течение 30 дней и согласовать это уведомление, или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения.

Таким образом, Правилами № 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ОАО «РЖД» заблаговременно направило в адрес администрации соответствующее уведомление о выводе из эксплуатации объекта теплоснабжения – источника тепловой энергии – котельной, в связи с экономической нецелесообразностью ее дальнейшей эксплуатации, приложив к уведомлению список потребителей тепловой энергии и список оборудования котельной. В повторном уведомлении общество указало на необходимость принятия администрацией одного из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил № 889.

Вместе с тем администрация обязанность, закрепленную за ней абзацем 1 пункта 18 Правил № 889, не исполнила, соответствующие решения не принимала.

Таким образом, по верным выводам судов, администрация, получив уведомление общества от 03.06.2022 № 1912/ДВОТСДТВ, обязана была в тридцатидневный срок провести анализ схемы теплоснабжения, рассмотреть уведомление и принять одно из следующих решений: о согласовании вывода котельной из эксплуатации, либо о приостановлении вывода котельной из эксплуатации не более чем на 3 года (в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к спорной котельной), а также сообщить обществу о принятом решении в течение семи дней с момента его принятия.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что общество ОАО «РЖД» письменно уведомило администрацию о предстоящем выводе из эксплуатации источника тепловой энергии, принимая во внимание, что в письменных ответах администрации, имеющихся в материалах дела, не указано на согласование уведомлений ОАО «РЖД», равно как не указано и требование о приостановлении их вывода спорных объектов из эксплуатации не более чем на 3 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией фактически не рассмотрено уведомление общества ОАО «РЖД» от 03.06.2022 № 1912/ДВОСТ ДТВ и не принято решение в соответствии с пунктом 18 Правил № 889.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое бездействие не соответствует законодательству и нарушает экономические интересы обратившегося лица.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 17 Правил № 889 отклонена судом апелляционной инстанции, обоснованно указавшим, что установленное данным пунктом требование о необходимости получения согласования от потребителей относится к ситуации вывода из эксплуатации тепловых сетей, однако, в рассматриваемом случае заявителем осуществляется вывод источника тепловой энергии, следовательно, такое согласование не требуется.

С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое бездействие администрации незаконным, возложив на администрацию в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность рассмотреть уведомление ОАО «РЖД» от 03.06.2022 № 1912/ДВОСТ ДТВ и принять одно из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил № 889.

Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 АПК РФ.

Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Выводы арбитражных судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по делу № А16-3314/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи А.И. Михайлова

Е.П. Филимонова