17/2019-23655(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.Ю. Ульяновой,
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова
при участии:
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Уссурийского городского округа
на решение от 17.05.2019, постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 26.07.2019
по делу № А51-20077/2018
Арбитражного суда Приморского края
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1
Викторовича
к администрации Уссурийского городского округа
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Уссурийскэлектросеть» Уссурийского городского округа
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения
договора
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (далее – истец, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным одностороннего отказа Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления экономического развития (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 692519, <...>) (далее - Администрация) от договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее по тексту - НТО) № 147/38/2016 от 13.10.2016, выраженного в
уведомлении от 21.08.2018 № 13-13/696, а также о признании договора на размещение НТО от 13.10.2016 № 147/38/2016 действующим.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Уссурийскэлектросеть» Уссурийского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 692519, <...>) (далее – МУП «Уссурийскэлектросеть» УГО).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019, исковые требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование возражений заявителем кассационной жалобы приведены доводы о недопустимости расположения спорного НТО в охранной зоне электросетевого хозяйства. По мнению кассатора, судами не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора, дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам и доводам ответчика.
ИП ФИО1 представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Уссурийским городским округом (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.01.2008 № 1689/08, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок площадью 0,0029 га, расположенный по адресу: <...> (район Солдатского озера),
для эксплуатации и обслуживания киоска. В дальнейшем с арендатором на этот же земельный участок заключен договор от 26.01.2012 № 4130/12 для обслуживания и эксплуатации киоска «Стоп-Лайн».
ИП ФИО2 получено разрешение от 31.01.2012 № 49 на включение НТО в схему размещения торговых объектов на территории Уссурийского городского округа сроком действия по 22.12.2014, при этом МУП «Уссурийск-Электросеть» и Уссурийским горнотехническим отделом (Ростехнадзор) согласованы технические условия присоединения данного объекта к электроснабжению.
На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 15.04.2013 ФИО2 передал ФИО1 права и обязанности в объеме и на условиях, установленных договором аренды от 26.01.2012 № 4130/12.
Между Администрацией и ИП ФИО1 заключен договор на размещение НТО от 13.10.2016 № 147/38/2016, по условиям которого Администрация предоставила предпринимателю право разместить НТО площадью 110 кв.м, площадь места размещения 870 кв.м по адресному ориентиру: примерно в 186 м по направлению на юго-запад от ориентира здания компании «СтройМаг» по адресу: <...>. Период размещения объекта установлен с 14.01.2016 по 13.01.2021.
Письмом от 29.06.2018 № 2225 МУП «Уссурийск-электросеть» УГО на запрос Администрации сообщило, что НТО, размещенный по направлению на юго-запад от ориентира здания компании «СтройМаг» по адресу: <...>, установлен в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП) единый диспетчерский номер № 231, а также о прохождении высоковольтной линии электропередач в месте размещения торгового объекта.
На основании данного сообщения Администрацией в адрес ИП ФИО1 направлено уведомление о расторжении договора на размещение НТО от 21.08.2018 № 13-13/696. Предпринимателю предложено демонтировать НТО.
Посчитав односторонний отказ Администрации от договора на размещение НТО от 13.10.2016 № 147/38/2016 незаконным и нарушающим его права, ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском, удовлетворяя который суды правомерно исходили из следующего.
Спорные правоотношения правильно квалифицированы судами как отношения по оспариванию одностороннего расторжения договора на размещение НТО, подлежащих регулированию нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) и положениями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ).
Размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила установления охранных зон).
В соответствии с указанным Постановлением утвержденные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу данного Постановления - 17.03.2009.
К объектам, размещенным в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, до даты вступления в силу Постановления от 24.02.2009 № 160, применяются «Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255 (далее - Правила охраны электрических сетей).
Установив, что земельный участок под размещение спорного НТО изначально предоставлен в 2007 году, суды, руководствуясь изложенными нормативными предписаниями, обоснованно при разрешении рассматриваемого спора исходили из регулирования, установленного Правилами охраны электрических сетей.
Согласно пункту 2 Правил охраны электрических сетей для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
В подпункте «а» пункта 4 Правил охраны электрических сетей предусмотрено, что охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении.
В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе, производить строительство любых зданий и сооружений (пункт 11 Правил охраны электрических сетей).
Аналогичные требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства устанавливаются в действующих на момент разрешения спора Правилах установления охранных зон.
Согласно пункту 6 Правил установления охранных зон, сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что охранная зона в пределах предоставленного земельного участка под размещение спорного НТО в регламентированном законом порядке согласно сведениям государственного кадастрового учета не сформирована.
При этом судами принято во внимание, что торговый объект с 2007 года размещался на спорном земельном участке на основании листа согласования установки НТО от 12.11.2007 № 122, в соответствии с которым НТО размещен за пределами охранных зон ВЛ-6кВ., ВЛ-0,4 кВ, а также трансформаторной подстанции, что подтверждается соответствующими согласованиями ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на момент разрешения настоящего спора трансформаторная подстанция № 231 и один пролет ВЛЗ-6кВ фактически демонтированы к моменту заявления Администрацией оспариваемого отказа от договора на размещение НТО.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в материалы дела не представлено достоверных доказательств нахождения НТО предпринимателя в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем у Администрации
отсутствовали правовые основания для одностороннего отказа от договора на размещение НТО от 13.10.2016 № 147/38/2016.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом округа по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов обеих инстанций, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу № А51-20077/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Ю. Ульянова
Судьи В.А. Гребенщикова
С.И. Гребенщиков