АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
09 октября 2023 года № Ф03-4472/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества «Сахалинская коммунальная компания»: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: представитель не явился;
от третьих лиц: не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
на решение от 17.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023
по делу № А59-538/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества «Сахалинская коммунальная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693001, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693020, <...>)
третьи лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693000, <...>)
о признании недействительными предписаний
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Сахалинская коммунальная компания» (далее – АО «СКК», ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее – ГЖИ Сахалинской области, инспекция) от 26.01.2022 № 4 Б/О.
Делу присвоен № А59-538/2022.
22.02.2023 ООО «ССК» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания ГЖИ Сахалинской области от 22.02.2022 № 03 ДВ с присвоением делу № А59-1423/2022.
Определением от 13.12.2023 суд объединил дела № А59-538/2022 и № А59-1423/2022 в одно производство, присвоив ему номер А59-538/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» (далее – ООО «ЖЭУ-3», управляющая организация).
Решением суда от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023, требования удовлетворены, оспариваемые предписания инспекции признаны недействительными.
В кассационной жалобе ГЖИ Сахалинской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает судебные акты отменить. Считает, что в спорном доме установлена нецентрализованная система горячего водоснабжения, отсутствие части оборудования системы горячего водоснабжения отбор горячей воды из системы отопления, в том числе через врезку в систему отопления не могут свидетельствовать о предоставлении и потреблении коммунального ресурса «горячая вода».
АО «СКК» в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит принятые по делу судебные акты оставить в силе.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражениях на нее, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.01.2022 в соответствии с решением о проведении документарной проверки от 17.01.2022 № 12, основанием которой явились обращения собственников жилых помещений № 2, № 76 многоквартирного дома № 7 по ул. Чехова, в г. Южно-Сахалинске, ГЖИ Сахалинской области проведена внеплановая документарная проверка в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в отношении ООО «СКК».
В ходе контрольных мероприятий при обследовании внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома № 7 по улице Чехова инспекцией установлено, что система централизованного горячего водоснабжения отсутствует. Специальное оборудование для производства и подачи в дом коммунальной услуги по горячему водоснабжению находится в нерабочем состоянии и отсоединено от внутридомовой сети горячего водоснабжения.
В акте АО «СКК» от 27.01.2022 указано, что бойлер по вышеуказанному адресу демонтирован.
Согласно выпискам из лицевых счетов по квартирам № 2, № 76, собственникам вышеуказанных жилых помещений производится начисление платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Указанные факты зафиксированы в акте документарной внеплановой проверки от 26.01.2022 № 1084.
Посчитав, что предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится обществом при отсутствии системы центрального водоснабжения в многоквартирном доме, ООО «СКК» выдано предписание от 26.01.2022 № 4 Б/О, согласно которому, в срок до 04.03.2022 надлежит принять меры по исключению платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» потребителям, проживающим в жилых помещениях № 2, № 76, расположенных по адресу: <...>, на основании пункта 55 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354).
21.02.2022 в соответствии с решением о проведении документарной проверки № 94 от 21.02.2022, основанием которой явилось обращение собственника жилого помещения № 84 многоквартирного дома № 7 по ул. Чехова, в г. Южно-Сахалинске, ГЖИ Сахалинской области проведена внеплановая документарная проверка в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в отношении ООО «СКК».
В ходе контрольных мероприятий при обследовании внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома № 7 по улице Чехова инспекцией установлено, что, что система централизованного горячего водоснабжения отсутствует. Специальное оборудование для производства и подачи в дом коммунальной услуги по горячему водоснабжению находится в нерабочем состоянии и отсоединено от внутридомовой сети горячего водоснабжения.
Согласно выпискам из лицевых счетов по квартире № 84, собственнику жилого помещения производится начисление платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Указанные факты зафиксированы в акте документарной внеплановой проверки от 22.02.2022 № 94.
Посчитав, что предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится обществом при отсутствии системы центрального водоснабжения в многоквартирном доме, ООО «СКК» выдано предписание от 22.02.2022 № 03 ДВ, согласно которому в срок до 01.04.2022 надлежит принять меры по исключению платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» потребителю, проживающему в жилом помещении № 84, расположенном по адресу: <...>, на основании пункта 55 Правил № 354.
Посчитав, что вышеуказанные предписания ГЖИ Сахалинской области не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и интересы, АО «СКК» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исключение платы за горячее водоснабжение в квитанциях, как того требуют оспариваемые предписания, незаконно, учитывая подтверждение фактического оказания услуги потребителям надлежащего качества со стороны ресурсоснабжающей организации, отвечающим целям и задачам обеспечения ресурсами многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В силу положений пункта 2 Правил № 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 55 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам.
Закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса «горячая вода» при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Судами установлено, что для разрешения настоящего дела о признании недействительными оспариваемых предписаний требуется установить сведения о системе горячего водоснабжения, о внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома с целью исследования вопроса о наличии, либо отсутствии внутридомовых инженерных систем, позволяющих собирать коммунальный ресурс «горячая вода» для оказания услуг.
Судами из материалов дела, а именно Технического паспорта на спорный многоквартирный жилой дом № 7 по ул. Чехова, составленного по состоянию на 27.04.1995, следует, что в разделе 4 «Описание конструктивных элементов» сведения о наличии централизованной системы горячего водоснабжения отсутствуют, при этом в графе «горячая вода» указано «да».
Согласно сведениям электронного паспорта, представленного заявителем, тип внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения – «Центральное», количество вводов внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения – 1.
В ходе контрольных мероприятий инспекцией установлено отсутствие системы централизованного горячего водоснабжения. Специальное оборудование для производства и подачи в дом коммунальной услуги по горячему водоснабжению находится в нерабочем состоянии и отсоединено от внутридомовой сети горячего водоснабжения
Между тем, в ходе судебного разбирательства судами установлено, что горячая вода в жилые помещения подается по внутридомовым сетям горячего водоснабжения, включающим разводящие трубопроводные сети, стояки, подводки к санитарным приборам, водоразборную и запорную арматуру.
При исследовании проекта установлено, что горячее водоснабжение в доме ранее осуществлялось посредством скоростного водоподогревателя (закрытая схема), однако на момент проверки подводы и все регулирующее оборудование в тепловом узле для подключения водоподогревателя и сам водоподогреватель демонтированы, произведена врезка открытой схемы ГВС без согласования и разрешения ресурсоснабжающей организации.
При дополнительном обследовании в ходе судебного разбирательства фактического состояния внутридомовых сетей горячего водоснабжения и их подключения в многоквартирном доме (акт комиссионного обследования от 30.03.2023) выявлено, что вид подключения ГВС в МКД – открытая схема, имеются внутридомовые сети горячего водоснабжения, включающие разводящие трубопроводные сети, стояки, подводки к санитарным приборам, водоразборную и запорную арматуру, разбор воды на ГВС ведется непосредственно из теплосети, а именно из подающего трубопровода.
Таким образом, установлено, что фактически подача ГВС переведена с закрытой схемы на открытую, врезка открытой схемы ГВС выполнена стальными трубами с установленной запорной арматурой (вентили), что свидетельствует об осуществлении подачи коммунальных ресурсов по открытой системе горячего водоснабжения, имеющей отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводу, а внутридомовая разводка позволяет осуществлять снабжение горячей водой из системы отопления по внутридомовым инженерным сетям во все помещения МКД.
Наличие во внутридомовых инженерных системах спорного многоквартирного жилого дома отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводам позволяет централизованно отбирать воду из открытой системы теплоснабжения («открытая» система горячего водоснабжения с отбором горячей воды из системы теплоснабжения).
В этой связи соответствующие доводы инспекции о том, что текущее состояние оборудования горячего водоснабжения не свидетельствует о предоставлении потребителям спорного МКД коммунального ресурса «горячая вода» отклонены судами первой и апелляционной инстанции верно.
Доводы инспекции о том, что в отсутствие части оборудования системы горячего водоснабжения отбор горячей воды из системы отопления, в том числе через врезку в систему отопления не могут свидетельствовать о предоставлении и потреблении коммунального ресурса «горячая вода» обоснованно отклонены судами.
При этом, протоколам испытаний от 22.02.2022 №№ 893, 894, протоколом отбора проб воды от 16.02.2022, произведенным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» на предмет бактериологических, органолептических, санитарно-гигиенических исследований нарушений не выявлено, показатели соответствуют требованиям ГОСТов и СанПиН.
При проверке платежных документов, выставляемых за оказываемую коммунальную услугу, судами установлено, что отраженные в них сведения соответствуют нормативу потребления коммунальной услуги либо по показаниям приборов учета – индивидуально.
Таким образом, оценив все обстоятельства дела в совокупности, суды пришли к верному выводу о том, что возложенная инспекцией оспариваемыми предписаниями на АО «ССК» обязанность по исключению платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» потребителям, проживающим в жилых помещениях № 2, № 76, № 84, при фактическом оказании спорной услуги указанным потребителям не соответствует законодательству и нарушает права общества на получение платы за оказываемую услугу.
Следовательно, суды правомерно признали недействительными предписания от 26.01.2022 № 4 Б/О и от 22.02.2022 № 03 ДВ.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа и противоречащие установленным судами по делу обстоятельствам, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции. Несогласие заявителя жалобы с выводами судов не свидетельствует о допущенных судами нарушениях.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба ГЖИ Сахалинской области – удовлетворению, а судебные акты – отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу № А59-538/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи Т.Н. Никитина
И.В. Ширяев