АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
ноября 2018 года № Ф03-4505/2018
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен ноября 2018 года .
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии:
от заявителя: ИП ФИО1 – представитель не явился;
от Администрации города Владивостока – ФИО2, представитель по доверенности от 27.12.2017 № 1-3/3452;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю – представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Владивостока
на решение от 17.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018
по делу № А51-25770/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в суде апелляционной инстанции судьи: Палагеша Г.Н., Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В.
по заявлениюиндивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
кАдминистрации города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)
третье лицо:Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
обоспаривании постановления
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации города Владивостока (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 09.10.2017 №2427 «О внесении изменений в постановление администрации г.Владивостока от 29.03.2013 №845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части внесения в пункт 1.5 строк 190.2 и 650.2., об обязании включить строку 650.2 в подпункт 1.19 пункта 1 постановления администрации г.Владивостока №2427 от 09.10.2017.
Определением суда от 08.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – антимонопольный орган).
Решением суда от 17.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018, заявленные требования удовлетворены: постановление администрации от 09.10.2017 №2427 в части внесения в пункт 1.5 строк 190.2 и 650.2 признано недействительным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация в жалобе и её представитель в судебном заседании, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Приморского края, выражают несогласие с выводами судов о невозможности установления срока (периода) для размещения спорных нестационарных торговых объектов (далее – НТО) по месту их нахождения в <...> Указывают, что в данном случае размещение спорных нестационарных объектов изначально носило временный характер из-за особенностей инфраструктуры района, условий движения пешеходов и транспорта и планируемого строительства капитального объекта (общественно-спортивного центра), трансформаторной подстанции и площадки для мусоросборных контейнеров в непосредственной близости от НТО, а также в виду наличия рядом благоустроенной детской площадки. Считают, что при указанных обстоятельствах размещение НТО в данном месте нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки. В связи с чем полагают, что подпункт 1.5 пункта 1 постановления от 09.10.2017 №2427 не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 29.03.2013 №845 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа.
06.05.2016 предприниматель подал в Управление экономики и развития предпринимательства Администрации г. Владивостока заявление о включении его НТО, отмеченных на приложенных к заявлению обзорных схемах, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, указав цель использования объектов (розничная торговля), вид объектов (торговые павильоны), планируемые сроки размещения объектов (5 лет с момента заключения договоров), в том числе в отношении объектов: по ул. Вострецова, 1 - площадью 100 кв.м, по ул. Печерская, 8-а - 20 кв.м.
Письмом от 05.07.2016 №4846СП управление сообщило ему о возможности включения в Схему названных объектов и о том, что после прохождения процедуры согласования утвержденная Схема будет размещена на официальном сайте администрации Приморского края и администрации г.Владивостока.
После процедуры согласования соответствующие изменения внесены в Схему постановлением администрации от 19.10.2016 №3036, а именно: павильон (продовольственные товары) площадью 100 кв.м определен к размещению по ул. Вострецова, 1 (строка 190.2), павильон (продовольственные товары) площадью 20 кв.м - по ул. Печерская, 8-а (строка 650.2) сроком до 01.01.2018.
Постановлением от 09.10.2017 №2427 о внесении ряда изменений в Схему, утвержденную постановлением администрации от 29.03.2013 №845, в частности, пунктом 1.5 из Схемы исключены строки 190.2 и 650.2.
Посчитав, что в данной части постановление от 09.10.2017 №2427 не соответствует закону и его нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, который на основании исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона №381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила №772).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил №772).
Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 №114 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка (в редакции спорного периода) орган местного самоуправления (уполномоченный орган), определенный в соответствии с уставом муниципального образования разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к данному Порядку.
В силу пункта 3.2. Порядка проект Схемы до ее утверждения подлежит согласованию органами местного самоуправления, уполномоченными в области торговли, градостроительной деятельности, благоустройства, использования и распоряжения земельными ресурсами.
Согласно пункту 3.3 Порядка указанные органы рассматривают представленный им проект Схемы в срок, не превышающий 30 дней со дня его поступления, и по итогам рассмотрения направляют в уполномоченный орган свои предложения и замечания или принимают решение о согласовании проекта Схемы.
Разработанная Схема и вносимые в нее изменения утверждается муниципальным правовым актом в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 3.6. Порядка).
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка в Схему включаются все размещенные на законных основаниях нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению. Утверждение схемы, равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу пункта 4.1 Порядка Схема носит бессрочный характер и формируется, изменяется и дополняется в общественно значимых целях, оговоренных в этом же пункте.
Как установлено судами, в том числе по пояснениям администрации, исключение строк 190.2, 650.2 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа с 01.01.2018 обусловлено истечением срока нахождения НТО в схеме согласно постановлению администрации №3036 от 19.10.2016 (сроком до 01.01.2018).
Вместе с тем, по верным суждениям судов, периоды размещения нестационарного объекта торговли орган местного самоуправления указывает для нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения, что определено в подпункте «в» пункта 2.4 Порядка, а размещение торговых павильонов по продаже продовольственных товаров само по себе не имеет сезонного характера.
Доказательств того, что спорные объекты являются объектами сезонного (временного) размещения, администрация не представила.
Также судами рассмотрены и мотивировано отклонены заявленные в ходе судебного разбирательства доводы администрации о законном установлении срока размещения спорных объектов в Схеме, со ссылками на инфраструктуру района, условия движения пешеходов и транспорта, планируемое строительство капитального объекта и т.д., поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о сезонном (временном) характере размещения объектов, а лишь характеризуют возможную специфику места их размещения. А учитывая, что указанные в отзывах администрации причины установления срока НТО являются согласно пункту 3.9. Порядка основанием для отказа во включении НТО в Схему, но таких обстоятельств на дату внесения спорных НТО в Схему уполномоченным органом выявлено не было, то они не могли быть положены в основание принятия оспариваемого постановления.
Кроме того, суды установили и подтверждается материалами дела, что торговый павильон по ул. Печорская, 8а располагается за пределами земельного участка, на котором разрешено строительство, а торговый павильон по ул. Вострецова, 1 - на значительном отдалении от него. Схемой планировочной организации земельного участка предусмотрено, что основной проезд к спортивному комплексу и въезд на второй уровень наземной парковки осуществляется со стороны пр-та 100-летия Владивостоку; второй подъезд к объекту и въезды на первый и второй уровни наземной парковки осуществляются и по ул. Печорская. Доказательств того, что НТО по адресу ул. Печорская, 8а будет создавать или создает препятствия к движению транспортных средств не представлено.
То обстоятельство что предпринимателем не было оспорено включение спорных НТО в Схему с указанием срока (до 01.01.2018), как правильно указали суды, не означает возможность признания таких объектов временными (сезонными).
При этом из материалов дела усматривается, что на момент исключения спорных объектов из Схемы, отраженные в Схеме сведения относительно срока размещения торгового павильона по ул.Вострецова, 1 (строка 190.2) изменились: согласно пункту 1.19 постановления от 09.10.2017 в графе Период разрешения на размещение нестационарного торгового объекта отражено «-», что подтверждает бессрочный характер включения места размещения данного объекта.
Вместе с этим в соответствии с пунктом 4.2 Порядка, исключение места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы допускается исключительно при условии предоставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговую деятельность, альтернативного компенсационного места, равноценного по критериям территориальной и пешеходной доступности, привлекательности для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, платы за размещение и иным критериям.
Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).
Судом первой инстанции установлено, что процедура заключения договоров, предусмотренных пунктом 1.5 Порядка не утверждена, договоры на размещение НТО с предпринимателем, как и иными субъектами предпринимательской деятельности, использующими НТО, включенные в Схему, не заключены, и при этом в материалы дела не представлено доказательств того, что администрация предоставила предпринимателю альтернативные компенсационные места размещения НТО, равноценные по критериям территориальной и пешеходной доступности, привлекательности для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, по плате за размещение и иным критериям.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что в данном случае исключение оспариваемым постановлением строк 190.2 и 650.2 из Схемы фактически означает прекращение нахождения мест размещения торговых павильонов в районе ул. Вострецова, 1 и ул. Печерская, 8-а, которые могут быть использованы субъектами предпринимательской деятельности для осуществления торговой деятельности на предусмотренных законом основаниях, верны.
При этом судами обоснованно учтены положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов; правовая позиция Конституционного суда Российской федерации, изложенная в Определении от 29.01.2015 №225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, как и полномочий для переоценки выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности администрацией оснований для принятия оспариваемого постановления от 09.10.2017 №2427 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа», в части внесения в пункт 1.5 строк 190.2 и 650.2., в связи с чем удовлетворили заявленные предпринимателем требования, отметив отсутствие необходимости принятия какой-либо восстановительной меры.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018по делу №А51-25770/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи С.Ю. Лесненко
А.И. Михайлова