ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4551/2021 от 22.09.2021 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2021 года                                                                № Ф03-4551/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Басос М.А., Луговой И.М.

при участии:

от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 23.12.2020 № 05.1-8-11329;                   ФИО2, представитель по доверенности от 18.01.2021 № 05.2-160;

от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3: ФИО4, представитель по доверенности от 18.02.2021; ФИО5, представитель по доверенности от 01.09.2021;

от Министерства финансов Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021

по делу №   А73-19760/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края                               (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680002, <...>)

о взыскании субсидии

У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее –минсельхоз, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее –глава К(Ф)Х ФИО3, фермер) о взыскании  необоснованно полученной субсидии в сумме 2 418 685,04 руб. на приобретение сельскохозяйственной техники.

Определением суда от 16.12.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Министерство финансов Хабаровского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением суда от 12.02.2021 исковые требования удовлетворены, с главы К(Ф)Х ФИО3 в пользу минсельхоза взыскана необоснованно полученная субсидия в размере 2 418 685,04 руб.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 решение суда отменено, минсельхозу в удовлетворении заявления отказано полностью.

Минсельхоз в кассационной жалобе и дополнениях к ней, поддержанных представителями в суде кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Приводит доводы об ошибочности выводов апелляционного суда  о неправомерном возложении на ответчика негативных последствий в виде возврата субсидии, возникших из-за  ненадлежащей проверки истцом документов при принятии решения о выдаче субсидии. Считает, что суд первой инстанции, установив нарушение фермером условий предоставления субсидии, обоснованно удовлетворил требования истца.

Глава К(Ф)Х ФИО3 в отзыве на кассационную жалобу, а также её представители в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее закону и обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней и отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, министерство в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Положения о министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015  № 140-пр, осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.

На основании Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016 № 382-пр (далее - Порядок № 382-пр), между минсельхозом и главой КФХ ФИО3 (получатель субсидии), заключено соглашение от 16.07.2019 № 80 о предоставлении субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (далее - соглашение № 80).

В соответствии с условиями соглашения № 80 средства субсидии в размере 2 543 209 по платежному поручению № 617218 перечислены на расчетный счет главы К(Ф)Х ФИО3 19.07.2019.

На основании приказа от 30.09.2020 № 189  истцом проведена проверка соблюдения ответчиком условий предоставления субсидии из краевого бюджета.

В ходе проверки выявлены нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, а именно установлено, что в нарушение пункта 1.5  Порядка № 382-пр доильная установка электрическая HL-JN05 изготовлена в Китае. Между тем, согласно указанной правовой норме субсидия предоставляется на сельскохозяйственную технику, изготовленную на территории государств - членов Евразийского экономического союза. Кроме того, не соблюдено условие предоставления субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники по эксплуатации сельскохозяйственной техники с даты приобретения не менее пяти лет.

По результатам проверки комиссией составлен акт проверки от 12.10.2020 № 1.

За допущенные ответчиком нарушения условий предоставления субсидии произведен расчет подлежащей возврату в краевой бюджет субсидии, которая составила 2 418 685,04 руб. и на основании пункта 3.6 Порядка № 382-пр в адрес К(Ф)Х ФИО3 направлено требование от 05.10.2020 № 05.1-7- 8923 о возврате субсидии.

Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).

В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016         № 382-пр утвержден Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.

Пунктом 2.1. Порядка № 382-пр установлены условия предоставления субсидии, в том числе: включение сельскохозяйственной техники, заявленной для получения субсидии, в Перечень сельскохозяйственной техники согласно приложению к настоящим Порядку и условиям (подпункт 5); достижение сельскохозяйственным товаропроизводителем значения показателя результативности использования субсидии, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между министерством и сельскохозяйственным товаропроизводителем (подпункт 7); эксплуатация сельскохозяйственной техники, затраты по приобретению которой возмещаются за счет средств субсидии, не менее пяти лет с даты приобретения (подпункт 9).

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка № 382-пр, сельскохозяйственная техника - техника, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ, включенная в Перечень сельскохозяйственной техники согласно приложению к настоящим Порядку и условиям, которая была изготовлена на территории государств - членов Евразийского экономического союза не ранее двух лет, предшествовавших году ее фактической поставки сельскохозяйственному товаропроизводителю, и ранее никем не эксплуатировалась, приобретенная сельскохозяйственным товаропроизводителем не ранее 01 января 2014 г.

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 членами Евразийского экономического союза являются следующие страны: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика.

В соглашении № 80 также предусмотрено, что предметом соглашения является предоставление субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю Хабаровского края в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с определениями, приведенными в пункте 1.5. Раздела 1 Правил предоставления субсидии (раздел 1 Соглашения).

В соответствии с подпунктом 3.2.3.6. Соглашения № 80 субсидия предоставляется при условии эксплуатации сельскохозяйственной техники, затраты по приобретению которой возмещаются за счет средств субсидии, не менее пяти лет с даты приобретения.

Согласно пункту 2.3. Порядка № 382-пр для получения субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители предоставляют в министерство заявление на предоставление субсидии по форме, установленной министерством, с указанием объема запрашиваемой субсидии, соответствующего объему фактически понесенных затрат по направлению, предусмотренному пунктом 1.2 раздела 1 Порядка, с приложением необходимых документов.

В силу пункта 3.6. Порядка № 382-пр, в случае выявления министерством фактов нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии и неустранения получателем субсидии нарушений в сроки, указанные в акте, получатель субсидии обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет.

При разрешении спора судом первой инстанции установлено и не опровергнуто ответчиком, что при обращении в министерство с заявлением о предоставлении субсидии  главой КФХ ФИО3 представлены: договор от 04.08.2017 № 04081725, спецификация на товар, счет на оплату    от 05.08.2017 № УТ-143.

Из указанного договора усматривается, что спецификация товара, количество и цены, включенные в общую сумму договора, указаны в приложении № 1 к договору.

В приложении № 1 к договору от 04.08.2017 № 04081725 поименована спецификация на товар  – доильная установка, модель HL-JN05, стоимость 5 232 765,42 руб. Аналогичные сведения о наименовании товара, модели и цене содержатся в счете на оплату от 05.08.2017 № УТ-143.

Между тем, в соответствии с актом проверки от 12.10.2020 доильная установка, представленная к осмотру, не соответствует документам, подтверждающим приобретение доильной установкой модели HL-JN05, хранящимся в министерстве.

Оценив представленные сторонами доказательства, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, установив, что министерством  ответчику предоставлена субсидия на основании заявления, поданного с нарушением установленных требований, что повлекло за собой нарушение условий предоставления субсидий: абзаца 2 пункта 1.5. Порядка № 382-пр (доильная установка электрическая HL-JN05 произведена на территории государства (КНР (Китай), не являющегося членом Евразийского экономического союза); подпункта 9 пункта 2.1 Порядка № 382-пр, подпункта 3.2.3.6. соглашения      № 80, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения условий предоставления субсидий К(Ф)Х ФИО3 вследствие недобросовестного поведения ответчика, что является основанием для возврата средств субсидии.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеупомянутыми нормами Бюджетного кодекса, пунктом 3.6 Порядка № 382-пр, обоснованно удовлетворил требования минсельхоза о взыскании с главы КФХ ФИО3 в бюджет  субсидии в сумме 2 418 685,04 руб.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, выводы о доказанности факта нарушения условий предоставления субсидий К(Ф)Х ФИО3, не опроверг, сославшись на то, что  о нарушениях условий предоставления субсидии министерству должно было быть известно на момент проверки представленных ответчиком документов, поскольку к заявлению от 15.05.2019 о предоставлении субсидии приложен сертификат соответствия № № ТС RU CCN.ПФ02.В.00702 серия RU № 0542617., в котором указано, что изготовителем  приобретенной ответчиком доильной установки является компания  Hailian Packaging Equipment Co., Ltd, находящаяся в Китае.

Между тем, апелляционным судом не учтено, что из вышеперечисленных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателем субсидии условий их предоставления.

Таким образом, поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил нормы материального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, у суда апелляционной инстанции отсутствовали установленные статьей 270 АПК РФ основания для отмены решения суда, в связи с чем постановление Шестого арбитражного апелляционного суда основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, решение Арбитражного суда Хабаровского края – оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу №  А73-19760/2020 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, решение суда от 12.02.2021 по этому же делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    М.А. Басос         

                                                                                         И.М. Луговая