ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4683/17 от 07.12.2017 АС Приморского края

57/2017-25470(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года. 

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: 

Председательствующего судьи: И.М. Луговой

Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой 

при участии:

от заявителя: ООО «Омела ДВ» - Савинова А.С., представитель по  доверенности от 05.06.2017; 

от Владивостокской таможни – Тарасова А.М., представитель по  доверенности от 12.01.2017 № 83; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Омела ДВ» 

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017
по делу № А51-10748/2017 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н. Куприянова; в  суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, 

А.В. Гончарова

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омела ДВ»  (ОГРН 1172536004211, ИНН 2543108402, место нахождения: 690074,  Приморский край, г. Владивосток, ул. Посадская, 20, оф. 18) 

к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место  нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)  о признании незаконными действий 


Общество с ограниченной ответственностью «Омела ДВ» (далее –  заявитель, декларант, общество) обратилось в Арбитражный суд  Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее -  таможенный орган, таможня) о признании незаконными действий об отказе в  выпуске товара по таможенной декларации. 

Решением суда от 22.06.2017 требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного суда от 14.09.2017 решение суда  от 22.06.2017 отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований  отказано. 

Не согласившись с постановлением, общество обратилось с  кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в  которой просит судебный акт отменить, оставив в силе решение суда первой  инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное  применение апелляционным судом норм материального права, неполное  установление фактических обстоятельств. 

Общество в жалобе, его представитель в суде округа указали, что суд  апелляционной инстанции, делая вывод о том, что березовый гриб – чага  является лекарственным растением и используется в медицине  исключительно для изготовления лекарственных препаратов и настоек, и то,  что в отношении данного товара установлен разрешительный порядок  вывоза, ошибочно ссылается на Государственный реестр лекарственных  средств для медицинского применения, который не регламентирует оборот  дикорастущего сырья, а регулирует правоотношения, возникающие в области  готовых лекарственных средств на территории Российской Федерации. Товар  заявлен «для использования в приготовлении напитков», акт экспертизы   № 1049-1/19 от 13.02.2017 подтверждает, что березовый гриб – чага  используется в пищевой промышленности и растением не является. 

Таможня в отзыве на кассационную жалобу и её представитель в  судебном заседании с доводами, изложенными в ней не согласны, считают  постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным. 

Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной  жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом  апелляционной инстанции норм материального и процессуального права,  соответствие выводов суда установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит  оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 


Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеэкономического  контракта № 0001/03-ЕХР от 01.03.2017, заключенного между ООО «Омела  ДВ» (продавец) и Дуннинской компанией «ЦЗЮНЬ-ЧИ», общество для  помещения товара под таможенную процедуру экспорта подало в таможню  ДТ № 10702070/240417/0001869 на товар – гриб березовый - чага,  относящийся к виду «трутовик скошенный»; указало, что гриб поставляется в  целом виде и частично разломанный на небольшие кусочки, не подвергнутые  дальнейшей обработке, кроме сушки, предназначен для приготовления  безалкогольных напитков, пищевых добавок, сиропов; в графе 33 декларации  заявило классификационный код товара - 0712 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. 

В целях соблюдения установленных запретов и ограничений в  отношении задекларированного товара обществом представлено разъяснение  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) от 16.03.2017 № АА-10-03-32/5369, согласно которому,  получение заключения (разрешительного документа) на экспорт,  выдаваемого Росприроднадзором, не требуется, так как декларируемый товар  будет использоваться в пищевых целях и тем самым не подпадает под  действие пункта 3 раздела 2.6 «Дикие живые животные, отдельные  дикорастущие растения и дикорастущие лекарственное сырье» Перечня  товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на  таможенную территорию ЕЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕЭС,  утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии   № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» (далее –  Положение № 30). 

В тот же день таможенный орган отказал в выпуске товара на  основании подпункта 1 пункта 1 статьи 195 и пункта 1 статьи 201 ТК ТС -  непредставление документа по соблюдению запретов и ограничений на  вывоз товара. 

Не согласившись с действиями таможенного органа об отказе в  выпуске товара, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его  права и законные интересы при осуществлении экономической деятельности,  общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из  того, что поскольку Положением № 30 запреты и ограничения применяются  к «Растениям и их частям (включая семена и плоды), используемые в  основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или  аналогичных целях, свежие или сушеные, целые или измельченные,  дробленые или молотые» заявленные в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС -  1211, а общество в декларации заявило иной классификационный код товара  - 0712 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, то действия таможни по отказу в выпуске 


товара в связи с непредставлением декларантом документа по соблюдению  запретов и ограничений на вывоз товара, являются незаконными. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой  инстанции и, отказывая обществу в удовлетворении требований, пришел к  заключению, что по материалам дела нашли подтверждение выводы  таможенного органа о том, что декларант при таможенном декларировании  не подтвердил сведения, заявленные в декларации по товару № 1, так как не  представил разрешительных документов на вывоз данного товара 

Суд округа считает, что апелляционный суд обоснованно принял во  внимание следующее. 

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача  таможенной декларации должна сопровождаться представлением  таможенному органу документов, на основании которых заполнена  таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих  соблюдение запретов и ограничений. 

По правилам статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер,  применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную  границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры,  затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из  национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней  торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении  продукции военного назначения, технического регулирования, а также  санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные,  фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены  международными договорами государств - членов таможенного союза,  решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми  актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с  международными договорами государств - членов таможенного союза. 

В соответствии с пунктом 1 Положения № 30, настоящее Положение  определяет порядок вывоза с таможенной территории Евразийского  экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих  растений и дикорастущего лекарственного сырья, виды которых включены в  раздел 2.6 единого перечня товаров, к которым применяются меры  нетарифного регулирования в торговле с третьими странами,  предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в  отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском  экономическом союзе от 29 мая 2014 года). 


Согласно пункту 3 Положения № 30 вывоз диких живых животных и  (или) дикорастущих растений осуществляется при наличии лицензии,  оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на  выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об  оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии  Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199, или заключения  (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной  Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012   № 45. 

Помещение диких живых животных и (или) дикорастущих растений  под таможенную процедуру экспорта осуществляется при представлении  таможенному органу государства-члена лицензии, а в случаях,  предусмотренных абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, - при  представлении таможенному органу государства-члена заключения  (разрешительного документа) (пункт 5 Положения № 30). 

Как установлено пунктом 3.1 раздела Приложения № 2 к Решению ЕЭК   № 30, к категории дикорастующее лекарственное сырье отнесены растения и  их части (включая семена и плоды), используемые в основном в  парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных  целях, свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или  молотые, классифицируемые в товарной позиции 1211 ТН ВЭД ЕАЭС. 

Примечанием к разделу 2.6 указанного Приложения № 2 разъяснено,  что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом  ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими  характеристиками) товара. 

Из Государственного реестра лекарственных средств для медицинского  применения усматривается, что березовый гриб (чага) включен в данный  реестр, который согласно пункту 2 Порядка ведения государственного  реестра лекарственных средств для медицинского применения,  утвержденного приказом Минздрава России от 09.02.2016 № 80н, является  федеральной информационной системой, содержащей сведения о  лекарственных фармацевтических субстанциях, входящих в состав  лекарственных препаратов для медицинского применения, прошедших  государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в  состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и  фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации. 

В развитие указанного Решения ЕЭК № 30 Федеральной таможенной  службой сформированы Списки товаров (разъяснения по товарам) с  указанием кодов товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Евразийского экономического союза, применяемых 


исключительно при таможенных операциях и используемых таможенными  органами при принятии решения о выпуске товаров, включенных в раздел 2.6  единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного  регулирования в торговле с третьими странами. 

Согласно пункту 6.1.1 Списков для растений и их частей (включая  семена и плоды), используемых в основном в парфюмерии, фармации или  инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях, свежих или сушеных,  целых или измельченных, дробленых или молотых (код товара 1211 ТН ВЭД  ЕАЭС), документом, удостоверяющим (подтверждающим) соблюдение  обязательных мер (требований) является лицензия, выдаваемая  Минпромторгом России или заключение (разрешительный документ)  Росприроднадзора в соответствии с примечанием 2 к данной таблице. 

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному  выводу о том, что березовый гриб (чага) используется в медицине для  изготовления лекарственных препаратов и настоев, поскольку он напрямую  не предназначен для употребления в пищу, как овощ, вкусовые добавки или  заготовки к супам. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010   № 1567-р утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти,  уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о  выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других  разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях,  предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении  товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз  государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с  третьими странами. 

Согласно данному Перечню в Российской Федерации уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о  выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на  вывоз растений и их частей (включая семена и плоды) является Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). 

Следовательно, является обоснованным и вывод таможенного органа о  том, что поскольку спорный товар указан в Приложении № 2 к Решению ЕЭК   № 30 и заявлен обществом к вывозу в режиме экспорта, то в силу прямого  указания Положения № 30 в отношении спорного товара установлен  разрешительный порядок вывоза, заключающийся в предоставлении в  таможенный орган разрешительного документа уполномоченного органа. 

Судами установлено, что при подаче спорной декларации общество в  таможенный орган не представляло требуемый документ. 


При таких обстоятельствах апелляционным судом правомерно  отмечено, что по материалам дела нашли подтверждение выводы  таможенного органа о том, что декларант при таможенном декларировании  не подтвердил сведения, заявленные в декларации по товару № 1, не  представил разрешительных документов на вывоз товара, что повлекло  несоблюдение установленных запретов и ограничений. 

В соответствии с частью 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров  осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих  условий: 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты,  разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в  соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными  договорами государств - членов таможенного союза, за исключением  случаев, когда в соответствии с законодательством государств – членов  таможенного союза указанные документы могут быть представлены после  выпуска товаров; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия  для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в  соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных  процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса -  международными договорами государств - членов таможенного союза;  пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств -  членов таможенного союза; 3) в отношении товаров уплачены таможенные  пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии  с настоящим Кодексом. 

В силу части 3 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется  таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье  196 ТК ТС. 

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного  органа в порядке, установленном законодательством государств - членов  таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии  таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих  отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные  (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в  информационные системы таможенного органа (часть 4 статьи 195 ТК ТС). 

В силу пункта 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска  товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в  случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2  настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска  товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех  причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их  устранению. 


Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении  таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены  нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за  исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся  поводом к возбуждению административного или уголовного дела,  устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не  изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС). 

Как установлено апелляционным судом из материалов дела,  оспариваемое решение таможенным органом принято в связи с не  предоставлением разрешительного документа. 

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к  обоснованному выводу о том, что действия таможенного органа об отказе в  выпуске товара соответствуют закону и не нарушают права и законные  интересы общества, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении  заявленных требований. 

Учитывая, что суд апелляционной инстанции, указав на допущенные  судом первой инстанции нарушения норм права, правильно установил  обстоятельства по делу, верно применил нормы материального права и не  допустил нарушений норм процессуального права, у суда кассационной  инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения  обжалуемого судебного акта. 

Ошибочная ссылка суда на утративший силу с 01.01.2017 документ –  «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденный  Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, не повлияла на  правильную квалификацию судом обстоятельств дела по отношению к  положениям действующего законодательства. 

Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат  отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм  материального права, не опровергают обстоятельств, установленных судом  апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют  на законность обжалуемого судебного акта. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного  округа 


ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от  14.09.2017 по делу № А51-10748/2017 Арбитражного суда Приморского края  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи С.Ю. Лесненко

 А.И. Михайлова