ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4808/18 от 20.11.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2018 года                                                                    № Ф03-4808/2018

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи  И.А. Тарасова    

Судей: А.Н. Барбатова, Г.А. Камалиевой    

при участии:

от ФГУП «Росморпорт»: Москвичевой О.В., представителя по доверенности от 09.01.2018  № 1-Д/18   

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» и закрытого акционерного общества «Русская экспертная и морская сюрвейерская корпорация «РИМСКО»

на решение от 09.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018

по делу №   А51-21051/2017 Арбитражного суда Приморского края

по иску Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831, место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7) в лице Дальневосточного бассейнового филиала

к закрытому акционерному обществу «Русская экспертная и морская сюрвейерская корпорация «РИМСКО» (ИНН 2536006470, ОГРН 1022501286356, место нахождения: 690001, г. Владивосток, ул.Экипажная, 1)

об обязании исполнить бокс 16 и статью 14 договора от 02.12.2004

по встречному иску закрытого акционерного общества «Русская экспертная и морская сюрвейерская корпорация «РИМСКО»

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала

об обязании исполнить обязательства по договору от 02.12.2004

третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала (далее – ФГУП «Росморпорт», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Закрытому акционерному обществу «Русская экспертная и морская сюрвейерская корпорация «РИМСКО» (далее – ЗАО «РИМСКО», общество) с иском об обязании исполнить бокс 16 и статью 14 договора бербоут-чартера от 02.12.2004 путем возврата ФГУП «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала рефрижераторного судна «Профессор Меграбов», позывной сигнал УФОЦ, идентификационный номер ИМО 7723065 в исправном состоянии и с тем же классом, в котором оно было сдано в аренду, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна, в порту Владивосток.

Определением суда от 20.11.2017 принято к производству встречное исковое заявление ЗАО «РИМСКО» к ФГУП «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала об обязании исполнить обязательства по договору бербоут-чартера от 02.12.2004 путем принятия ФГУП «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала рефрижераторного судна «Профессор Меграбов», идентификационный номер ИМО 7723065, в состоянии «как есть», в п. Далянь (КНР), по акту приема-передачи в редакции ЗАО «РИМСКО», представленному в ФГУП «Росморпорт» 07.11.2017 (с учетом уточнений, принятых судом 25.01.2018                    в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением суда от 22.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне первоначального истца привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

Решением арбитражного суда от 09.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда                    от 01.08.2018, в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований отказано.

Стороны, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами.

ФГУП «Росморпорт» в своей жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о фактическом изъятии судна у арендатора 09.04.2018, тогда как представленные в дело доказательства подтверждают факт изъятия судна 28.06.2018, поэтому  вывод суда апелляционной инстанции о преждевременности этого довода истца ошибочен.

ЗАО «РИМСКО» в своей кассационной жалобе просит решение и постановление признать недействительными в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований. При этом заявитель ссылается на то, что акт приема-передачи может и должен удостоверять только наличие механизмов и оборудования на борту, но никак не их техническое состояние; требования статьи 6 части II бербоут-чартера разумно и обоснованно должны исполняться только после согласования между сторонами договора самой возможности передачи судна от фрахтователя судовладельцу в п.Далянь, то есть после подтверждения готовности ФГУП «Росморпорт» произвести подобную приемку судна в данном порту; ФГУП не производил каких-либо действий, подтверждающих согласие на подписание акта приемки судна в китайском порту в редакции, предложенной обществом; полагает, что данные обстоятельства не получили надлежащую оценку в судебном акте. Кроме того, ЗАО «РИМСКО» просило исключить из мотивировочной части постановления от 01.08.2018 признание апелляционным судом преждевременным вывод суда первой инстанции о фактическом изъятии судна.

В судебном заседании представитель ФГУП «Росморпорт» поддержала доводы своей кассационной жалобы и возражения, изложенные  в отзыве на жалобу ЗАО «РИМСКО», дав суду соответствующие пояснения.

Росморречфлот в отзыве поддержал доводы поданной ФГУП «Росморпорт» кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.

ЗАО «РИМСКО» в своем отзыве приводит возражения против доводов кассационной жалобы ФГУП «Росморпорт».

ЗАО «РИМСКО» и Росморречфлот, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание кассационной  инстанции не обеспечили.

Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационные жалобы безосновательными.

Как установлено судом из материалов дела, судно ТР «Профессор Меграбов» принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности MP-IV № 0005495.

02.12.2004 между ФГОУ «Морской Государственный Университет имени адмирала Г.И. Невельского» и ЗАО «РИМСКО» (фрахтователь) заключен стандартный бербоутный чартер Балтийского и международного морского совета (БИМКО) кодовое название «БЭРКОН 89», согласно условиям которого фрахтователю – ЗАО «РИМСКО» передано в аренду судно ТР «Ланжерон».

Согласно преамбуле части I бербоут-чартера сторонами взаимно согласовано, что данный договор будет выполнен в соответствии с условиями этого чартера, включающего как часть I, так и часть II. При наличии противоречивых условий положения части I превалирует над положениями части II в пределах этих противоречий, но не более.

Согласно статьям 10, 27 части II и боксам 21, 23 части I бербоут-чартера арендная плата установлена в размере 500 долларов США и должна оплачиваться ежемесячно в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Статьей 14 части II бербоут-чартера установлено, что фрахтователи обязаны по истечении срока действия чартера возвратить судно в безопасном и свободном ото льда порту или месте, как указано в боксе 16.

Судно должно быть возвращено в том же самом, или в таком же, исправном состоянии и с тем же классом, в котором оно было сдано в аренду, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Согласно боксу 16 части I бербоут-чартера порт или место возврата                (статья 14) Владивосток.

В связи с официальной сменой названия судна на «Профессор Меграбов», стороны подписали аддендум № 2 к бербоут-чартеру.

Пунктом 1 аддендума № 9 в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 30.05.2014                        № АД-213-р «О закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Росморпорт» бокс 3 «Судовладельцы, местонахождение конторы» бербоут-чартера от 02.12.2004 изложен в следующей редакции: ФГУП «Росморпорт», г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7». Пунктом 3 указанного аддендума срок аренды увеличен до 120 месяцев и 1442 дней.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2013                    по делу № 51-31080/2012 принято заявление ЗАО «РИМСКО» о признании его банкротом, возбуждено производство по делу.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2015 по делу № 51-31080/2012 ЗАО «РИМСКО» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Полонский Дмитрий Евгеньевич.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2017 по делу № А51-27677/2016                                           с ЗАО «РИМСКО» в пользу ФГУП «Росморпорт» взыскано                               22 141 772,77 руб., в том числе 20 389 000 руб. основного долга по договору бербоут-чартера за период с 03.11.2015 по 07.06.2017 и 1 752 772,77 руб.  пени.

В рамках рассмотрения дела № А51-27677/2016 судом установлено,                  что 28.11.2015 в порту Далянь в присутствии сюрвейера, номинированного страховщиком и грузополучателем, было обнаружено, что часть груза в трюме № 3 (всего 8% от общего груза) залита промасленной водой. В связи с этим 04.12.2015 по заявлению грузополучателя по определению Морского суда г. Далянь, на ТР «Профессор Меграбов» был наложен морской арест, ЗАО «РИМСКО» предложено выплатить обеспечение в размере                                250 000 долларов США. 15.12.2015 по судебному определению Морского суда г.Далянь на ТР «Профессор Меграбов» был наложен еще один арест, сумма обеспечения составила 550 000 долларов США.

Из письменных пояснений ЗАО «РИМСКО» следует и не оспаривается ФГУП «Росморпорт» что с 28.11.2015 судно «Профессор Меграбов» находится в п. Далянь (КНР).

ФГУП «Росморпорт» направило обществу письмо от 09.06.2017 №1600/02, в котором уведомило о расторжении договора бербоут-чартера от 02.12.2004 с момента получения уведомления и потребовало вернуть судно ФГУП «Росморпорт» в порт приписки - Владивосток не позднее 50 дней с момента получения уведомления в исправном состоянии с тем же классом,                   в котором оно было сдано в аренду, исключая естественный износ,                            не влияющий на класс судна. Письмо получено конкурсным управляющим ЗАО «РИМСКО» в этот же день 09.06.2017.

Поскольку требование истца исполнено не было, ФГУП «Росморпорт» обратилось в арбитражный суд с настоящим  исковым требованием об обязании ЗАО «РИМСКО» возвратить судно в порту Владивосток.

Общество предъявило встречные исковые требования об обязании ФГУП «Росморпорт» принять судно «Профессор Меграбов», в состоянии «как есть», в п. Далянь (КНР), по акту приема-передачи в редакции                        ЗАО «РИМСКО», представленному в ФГУП «Росморпорт» 07.11.2017.

Разрешая данный спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.

Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Главы XI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ).

Согласно статье 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В соответствии статьей 649 ГК РФ транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

На основании статьи 211 КТМ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Обязанность фрахтователя уплачивать судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами установлена пунктом 1 статьи 221 КТМ.

Судом установлено, что в связи с неуплатой аренды в течение двух последовательных календарных месяцев предприятие письмом от 09.06.2017, уведомило общество о расторжении договора бербоут-чартера от 02.12.2004 с момента получения уведомления и потребовало вернуть судно ФГУП «Росморпорт» в порт приписки – Владивосток не позднее 50 дней с момента получения уведомления в исправном состоянии с тем же классом, в котором оно было сдано в аренду, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статьей 619 ГК РФ предусмотрены случаи досрочного расторжения договора по требованию арендатора, в том числе когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, а также указано, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с частью 2 статьи 450 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 221 КТМ, являющейся специальной нормой законодательства, случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки.

Пунктом (е) статьи 10 части II бербоут-чартера от 02.12.2004 стороны установили, что при неуплате аренды в течение двух последовательных календарных месяцев, судовладельцы вправе вывести судно из работы у фрахтователей, не принимая во внимание никакие протесты и без вмешательства со стороны какого-либо судебного органа или каких-либо иных формальностей и будут без ущерба для других претензий, которые судовладельцы могут по иному поводу предъявить фрахтователям по условиям данного чартера – иметь право на возмещение ущерба в отношении всех расходов и убытков, понесенных в результате неуплаты фрахтователями арендной платы и последовавшим за этим выводов судна из аренды.

Оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание действия ФГУП «Росморпорт» предпринятые после направления уведомления о расторжении бербоут-чартера, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие фактически изъяло рефрижераторное судно «Профессор Меграбов» у фрахтователя – ЗАО «РИМСКО», при этом исходил из следующего.

Согласно письму Росморречфлота №КС-24/283 от 16.01.2018, адресованному конкурсному управляющему ЗАО «РИМСКО», с сентября 2017 года на судне «Профессор Меграбов» находятся представители ФГУП «Росморпорт».

Отвечая на требование ЗАО «РИМСКО» от 07.11.2017 о подписании акта приемки-передачи судна «Профессор Меграбов», предприятие письмом от 20.11.2017 №АЛ-32/10679-03, отказалось от подписания акта                            ЗАО «РИМСКО» ввиду невозможности проверки технического состоянию судна, находящегося в порту Далянь, указав, что нахождение на судне экипажа ФГУП «Росморпорт» является законным в виду необходимости обеспечения сохранности федерального имущества в иностранном порту.

Из представленных в материалы дела рапортов капитана судна «Профессор Меграбов» Лагунова С.Г. от 05.02.2018, от 15.08.2018, адресованных конкурсному управляющему ЗАО «РИМСКО» судом установлено,  что в период с 24 сентября по 06 декабря 2017 года в п.Далянь в разное время находилась команда ДВБФ ФГУП «Росморпорт» в количестве                        до 12 человек, а после 06 декабря постоянно оставшиеся 2 человека постоянно проживали  в гостинице, ежедневно прибывали на судно и находились на борту в течение рабочего светового дня. 15.02.2018 прибыли дополнительно 7 человек – итого в Даляне сейчас находится команда судовладельца в составе 9 человек – капитан, штурман, механики, мотористы, матрос.

Суду в материалы дела также представлена копия Журнала ФГУП «Росморпорт» регистрации инструктажа на рабочем месте ТР «Профессор Меграбов» (начат 24 сентября 2017 г.), из которой судом выяснено, что сотрудники ФГУП «Росморпорт» в составе девяти человек проходили первичный инструктаж 25.09.2017. Повторный инструктаж 10.02.2018 проходили частично иные сотрудники ФГУП «Росморпорт» также в составе 9 человек, в том числе капитан Устинов О.В., старший помощник КМ Анкундинов Р.В., главный механик Козловский В.Н. и другие, что по признанию суда, также подтверждается Судовой ролью судна «Профессор Меграбов».

Обращение ФГУП «Росморпорт» с заявлением о внесении изменений в Государственный судовой реестр морского порта Восточный о прекращении обременения права ФГУП «Росморпорт» судна «Профессор Меграбов» (Идентификационный номер ИМО 7723065) в виде бербоут-чартера                       от 02.12.2004 (фрахтователь – ЗАО «РИМСКО») также по оценке суда свидетельствует о воле судовладельца распоряжаться судном. Тот факт, что письмом №17-3/1046 от 17.11.2017 Капитан морского порта Владивосток уведомил об отказе в приеме документов, в том числе в связи с информацией о наличии судебного спора по настоящему делу, не влияет на фактически установленные судом обстоятельства.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФГУП «Росморпорт» об обязании ЗАО «РИМСКО» возвратить судно не подлежали удовлетворению в связи с фактически его изъятием судовладельцем на момент рассмотрения спора в суде.

Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда, посчитав его бесспорно не подтвержденным в смысле и значении, придаваемым КТМ.

При этом апелляционный суд, в нарушение положений пунктов 12, 13 части 2 статьи 271 АПК РФ, не указал, по каким мотивам он не принял в качестве надлежащих доказательств факт изъятия судна, находящихся в деле и оцененных судом первой инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ.

Между тем, данное нарушение апелляционным судом норм процессуального права с учетом пункта 3 статьи 288 АПК РФ не повлекло принятие неправильного постановления по делу и как следствие, не подлежит отмене.

Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований,                         суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, установил,                 что решение об удовлетворении первоначальных требований                            ФГУП «Росморпорт»  не будет обладать признаком исполнимости судебного акта согласно положениям статей 15, 16, 182 АПК РФ.

Поскольку судом был установлен факт изъятия судна «Профессор Меграбов» у фрахтователя – ЗАО «РИМСКО», то оснований для удовлетворения встречных требований последнего у суда также не имелось.

Доводы кассационных жалоб ФГУП «Росморпорт»  о необходимости дополнительного исследования обстоятельств изъятия спорного судна,                          и ЗАО «РИМСКО» о признании недействительными судебных актов, исключении из мотивировочной части вывода суда второй инстанции, следует признать безосновательными по названным выше мотивам.

Таким образом, обжалуемые решение от 09.04.2018 и постановление от 01.08.2018  являются законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационные жалобы удовлетворению – не подлежат.

Руководствуясь статьями  286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу № А51-21051/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,                      в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.А. Тарасов                    

Судьи                                                                                    А.Н. Барбатов         

                                                                                         Г.А. Камалиева