ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5013/2021 от 14.10.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2021 года                                                                    № Ф03-5013/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.  

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель не явился;

от Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации                  по Приморскому краю»: ФИО2, представитель по доверенности от 24.06.2021 № 21/703/31/152;

от Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы»: представитель не явился;                             

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 17.03.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021

по делу №   А51-18984/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлениюиндивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН  <***>)

кФедеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации                  по Приморскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>)

третье лицо:Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы»                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107078, <...>)

опризнании незаконным отказа в согласовании заявления

   УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю (далее – ПУ ФСБ России по Приморскому краю, пограничное управление) в согласовании заявления от 05.11.2020 на выдачу пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Определением суда от 21.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой).

Решением суда от 17.03.2021, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ИП ФИО1 в жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленное требование. Кассатор полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ссылаясь на положения пунктов 5 и 5.1 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р (далее – Перечень № 907-р), указывающих, что в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации могут осуществляться деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки, а также деятельность по осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, транспортному хранению и выдаче груза) в целях обеспечения пограничного, таможенного и иных видов контроля, считает, что осуществляемая предпринимателем коммерческая деятельность полностью согласуется с указанными пунктами Перечня № 907-р, а потому отказ пограничного управления в согласовании заявления предпринимателя о выдаче пропусков препятствует осуществлению заявителем деятельности по оказанию услуг в сфере международной перевозки грузов автомобильным транспортом. 

В отзывах на кассационную жалобу ПУ ФСБ России по Приморскому краю, а также его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции, ФГКУ Росгранстрой заявили о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считают, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.11.2020 в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой поступила заявка ИП ФИО1 на получение пропусков сотрудниками предпринимателя (менеджерами по международным перевозкам) в международные автомобильные пункты пропуска МАПП «Пограничный», МАПП «Полтавка», МАПП «Турий Рог», МАПП «Краскино», согласно которой предприниматель на постоянной основе осуществляет международные грузовые автомобильные перевозки, а непосредственное использование предпринимателем и его должностными лицами автомобильного транспорта, перемещающего груз через автомобильные пункты пропуска, требуют участия лиц, ответственных за проведение операций, связанных с осуществлением международных автомобильных грузовых перевозок в пунктах пропуска МАПП «Пограничный», МАПП «Полтавка», МАПП «Турий Рог», МАПП «Краскино».

К заявке приложены: копия удостоверения допуска № МКГ-25-206000 к международным автомобильным перевозкам; расчет подоходного налога в отношении водителей, копии гражданских паспортов ФИО3 и ФИО4, копия свидетельства о регистрации транспортного средства Toyota Hilux Surf и копия требования таможенного органа к ИП ФИО1

Письмом от 06.11.2020 № ИХ-2588/04Ф Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой отказал в выдаче сотрудникам предпринимателя временных пропусков на основании пункта 10 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД, поскольку пограничными органами не согласована заявка на выдачу пропусков, а также на основании пункта 23 указанных Правил, согласно которому в пункты пропуска запрещается въезжать на личном автотранспорте, за исключением использования данного автотранспорта для целей выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию. Также указал, что по представленному требованию таможенных органов от 16.10.2020 проведение операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, проводится на складе временного хранения, который находится вне пункта пропуска.

ИП ФИО1, не согласившись с отказом ПУ ФСБ России по Приморскому краю в согласовании заявления от 05.11.2020 о выдаче пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обратился в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о законности действий (бездействия) пограничного управления. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Окружной суд, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон № 4730-1), а также другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации установлен режим Государственной границы.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется, в том числе пограничными органами федеральной службы безопасности (статья 3 Закона № 4730-1).

Согласно статье 7 Закона № 4730-1 режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (абзац первый статьи 9 Закона № 4730-1).

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац третий статьи 9 Закона № 4730-1).

Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (абзац первый статьи 11 Закона № 4730-1).

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (абзац второй статьи 11 Закона № 4730-1).

В соответствии в абзацем первым статьи 22 Закона № 4730-1 режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

В статье 23 Закона № 4730-1 установлено, что въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.

Приказом Федерального Агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграницы) от 27.12.2010 № 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – Правила № 451-ОД).

Пунктом 8 Правил № 451-ОД установлено, что въезд в пункты пропуска, функционирующие вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым по согласованию с пограничными органами филиалами учреждения, подведомственного Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Пропуска для въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска, заполняемых на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера), без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и помарок. Пропуск для въезда в пункты пропуска и выезда из них работников учреждения, подведомственного Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, и принадлежащих им транспортных средств оформляются руководителем филиала указанного учреждения по согласованию с соответствующими пограничными органами (пункт 9 Правил № 451-ОД).

Нарушение требований, предусмотренных пунктом 9 Правил № 451-ОД, является основанием для отказа в выдаче пропуска (пункт 10 Правил                  № 451-ОД).

В силу требований пункта 23 Правил № 451-ОД запрещается въезжать в пункт пропуска на личном автотранспорте (за исключением использования данного автотранспорта для целей выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию).

Между тем, согласно статье 25.1 Закона № 4730-1 Правительством Российской Федерации устанавливаются Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008        № 907-р утверждён Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в пунктах 5 и 5(1) которого названы, соответственно, «Деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки» и «Деятельность по осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, транспортному хранению и выдаче груза) в целях обеспечения пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также обеспечения функционирования и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Из анализа вышеназванных положений суды пришли к выводу о том, что правом на обращение с заявлением на получение пропуска в порядке статьи 25.1 Закона № 4730-1 и пункта 8 Правил № 451-ОД обладают руководители организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность.

Судебными инстанциями установлено, что доказательств, подтверждающих осуществление ИП ФИО1 предпринимательской деятельности в пределах пункта пропуска, что является необходимым условием для выдачи пропуска, заявителем в материалы дела не представлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого отказа пограничного управления в согласовании заявления о выдаче пропусков в автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации незаконным, в связи с чем правомерно и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

При этом, по верным суждениям суда апелляционной инстанции, то обстоятельство, что виды деятельности, поименованные в Перечне № 907-р, могут оказываться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, само по себе не свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае предприниматель оказывает вышеперечисленную деятельность именно в пределах пунктов пропуска «Краскино», «Полтавка», «Пограничный», «Турий Рог». Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все доказательства, нормы материального права применены соответственно этим установленным обстоятельствам, нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлены, то у суда округа отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы ИП ФИО1, учитывая ее доводы.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.03.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу № А51-18984/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         И.В. Ширяев