АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
февраля 2019 года № Ф03-553/2019
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.А. Тарасова
Судей: Г.А. Камалиевой, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от ПАО «Компания «Сухой»: ФИО1 по доверенности от 01.01.2019 № 07-23
от ООО «Восток Запад»: ФИО2 – директор общества; ФИО3 по доверенности от 20.12.2018 № 89
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой»
на решение от 29.08.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018
по делу № А73-2464/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 125284, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Восток Запад» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 681010, <...>)
третье лицо: акционерное общество «Технодинамика»
о взыскании 1 411 583,54 руб.
Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (далее – ПАО «Компания «Сухой») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью «Восток Запад» (далее – ООО «Восток Запад») с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 1 411 583,54 руб., уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 11.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Технодинамика» (далее – АО «Технодинамика»).
Решением суда от 29.08.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018, в удовлетворении исковых требований ПАО «Компания «Сухой» отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО «Компания «Сухой» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить ввиду их принятия с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а заявленные исковые требования удовлетворить. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что продукция была поставлена в штатной таре, изготовленной в соответствии с ТУ и обеспечивающей сохранность продукции при транспортировке любым видом транспорта. Спорный товар был поврежден по вине ООО «Восток Запад» из-за неправильного крепления груза внутри контейнера.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве соответственно, дав по ним пояснения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, между ПАО «Компания «Сухой» (клиент) и ООО «Восток Запад» (исполнитель) 24.10.2016 заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом № 0650-16, по условиям которого исполнитель оказывает услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и дополнительных услуг связанных с ней, в том числе погрузо-разгрузочные работы, обработка груза на станциях отправления/получения и перевозки автомобильным транспортом, сопряженные с железнодорожной перевозкой, а клиент обязуется принять и оплатить данные услуги.
По факту передачи груза к перевозке клиенту выдается транспортная накладная, в которой указывается фактическое количество мест, вес, объем груза, особые свойства груза, замеченные недостатки тары и упаковки, дата и время приемки груза и иные необходимые сведения (пункт 2.3 договора).
Сохранность груза определяется сохранностью тары/упаковки. В случаях, когда внешние повреждения тары-упаковки вызывают сомнения в сохранности груза, тара-упаковка вскрывается в присутствии комиссии, в которую входят представителя исполнителя и клиента. Вскрытие упаковки груза оформляется актом, в котором описывается состояние груза. При невозможности составить акт, о видимых повреждениях тары/упаковки груза делается отметка в накладной или расписке в получении груза (пункт 2.9 договора).
В соответствии с пунктами 4.1.2 – 4.1.4 договора исполнитель обязуется выполнить перевозку груза с оказанием всего комплекса услуг по составлению погрузочных схем, заказу подвижного состава, загрузке вагона или контейнера согласно погрузочным схемам; выполнить погрузочные работы на станции отправления согласно требованиям ОАО «РЖД»; обеспечить сохранность груза в пути следования с момента принятия его от клиента и до момента выдачи его клиенту.
Исполнитель не несет ответственности за недостачу или повреждение груза, вызванные несоответствием тары и упаковки предъявляемым к ним нормативным требованиям, а также дефектами тары и упаковки, в случае, если при сдаче груза к перевозке исполнителем сделана отметка в товаросопроводительных документах об обнаружении недостатков в таре и упаковке и клиент при этом настаивал на перевозке (пункт 5.1 договора).
Согласно пункту 5.2.1 договора, исполнитель несет ответственность перед клиентом в размере документально подтвержденного ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза после принятия его исполнителем и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые исполнитель не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Во исполнение условий договора ООО «Восток Запад» по транспортной накладной на основании заявки от 01.02.2017 № 8 к перевозке принят груз оборудование прочее, машины различного назначения и запасные части к нему массой 1 833 кг в количестве 11 грузовых мест.
Спорный груз получен истцом в контейнере по накладной 20.02.2017.
В накладной грузополучателем проставлена отметка, что груз пришел в поврежденной таре.
Согласно акту № 1 о приемке материалов от 20.02.2017, составленном работниками истца комиссионно, при приемке груза от участка экспедиции грузов обнаружено повреждение спецтары (деревянного ящика) со смещением груза одно место. В ящике упаковано изделие КУ-7 № 6008, проложенное листами картона. На изделии обнаружены многочисленные механические повреждения лицевой рабочей панели, повреждения по бокам изделия, деформация защитной крышки. Дверь камеры деформирована и не открывается, транспортировочные кронштейны деформированы, транспортировочный поддон полностью разрушен.
Впоследствии 03.03.2017 спорное оборудование в помещении склада предъявлено для осмотра эксперту Дальневосточной торгово-промышленной палаты. Осмотр проведен в присутствии представителей клиента и исполнителя. По результатам осмотра составлен акт экспертизы № 019-06-00017 от 03.03.2017, в котором перечислены выявленные повреждения тары и оборудования.
05.03.2017 спорное оборудование в полном комплекте установки КУ-7 с насосами направлено с завода в адрес АО «НПП «Респиратор».
Стоимость перевозки по маршруту г. Комсомольск-на-Амуре –Хабаровск – Москва составила в общей сумме 171 341 руб. без НДС.
Письмом от 20.03.2017 АО «НПП «Респиратор» сообщило, что оно имеет возможность произвести ремонт изделия КУ-7 № 6008 со стоимостью работ 1 100 000 руб. без НДС.
21.03.2017 между истцом (заказчик) и АО «НПП «Респиратор» (исполнитель) заключен договор № 09/06, по условиям которого исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить работы по ремонту комплекта кислородной установки КУ-7, а заказчик обязался принять и оплатить работы в соответствии с условиями договора.
В подтверждение факта осуществления ремонта истцом представлены акт выполненных работ от 24.03.2017, калькуляция, платежное поручение № 5313 от 20.06.2017.
Расходы на доставку спорного оборудования из ремонта по маршруту Москва – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре составили в общей сумме 140 242,54 руб. без НДС.
ПАО «Компания «Сухой», полагая, что стоимость ремонта поврежденного груза, а также расходы по доставке груза в ремонт и обратно, подлежат возмещению ООО «Восток Запад», направил в адрес последнего претензию от 21.04.2017 № ФП-30, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ПАО «Компания «Сухой» с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Рассматривая данный спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ).
Статьей 793 ГК РФ определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, соглашением сторон.
По правилам статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что недостача груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности – в размере объявленной стоимости груза или багажа (пункту 2 статьи 796 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 801 ГК РФ установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Исходя из пункта 1 статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и названным законом.
В пункте 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ прописано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
На основании пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из разъяснений в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что по смыслу статей 15 и 393 Гражданского Кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Как установлено судом, ООО «Восток Запад» оказал ПАО «Компания «Сухой» транспортно-экспедиционные услуги по перевозке груза из г.Орехово-Зуево до г.Комсомольска-на-Амуре.
Спорный груз получен заказчиком в контейнере по накладной 20.02.2017, в которой грузополучателем проставлена отметка, что груз пришел в поврежденной таре.
Из пункта 2.9 договора следует, что в случае, когда внешние повреждения тары/упаковки вызывают сомнения в сохранности груза, тара/упаковка вскрывается в присутствии комиссии, в которую входит представитель исполнителя. Вскрытие упаковки оформляется актом, подписываемым двумя сторонами. В акте описывается состояние груза.
Однако, судом было выяснено, что акт № 1, в котором перечислены повреждения груза, не содержит указания на то, что упаковка вскрывалась в присутствии представителя исполнителя, подпись представителя ООО «Восток Запад» в акте отсутствует. Так же данный акт не содержит указания на дату его составления.
Из пояснений представителя ответчика, суд установил, что совместный осмотр груза был произведен 21.02.2017, при данном осмотре груз уже был выгружен из контейнера и находился на открытой площадке, размещение груза в контейнере совместно не осматривалось; при осмотре были видны повреждения ящика, эти повреждения в ее присутствии документально не фиксировались, при осмотре присутствовал фотограф.
Фотографирование в день вскрытия контейнера не производилось, в связи с чем, по признанию суда, установить, как был закреплен груз в контейнере, не представляется возможным.
Документов, свидетельствующих о том, что в присутствии представителя ответчика фиксировались повреждения упаковки, суду не представлено, в связи с чем суд признал, что вскрытие тары произведено с нарушением положений пункта 2.9. договора – в отсутствие представителя исполнителя.
По результатам вышеназванной экспертизы составлен акт экспертизы № 019-06-00017 от 03.03.2017, в котором экспертом отражены следующие выводы: формирование грузовых мест в контейнере осуществлено без дополнительных средств креплений от продольных или (и) поперечных перемещений. Нарушено требование подпункта 2.4, пункта 2 Требований к размещению и креплению грузов в крупнотоннажных контейнерах. Глава 12 Размещение и крепление грузов в универсальных контейнерах, утвержденных МПС РФ от 27.05.2003 № ЦМ-943; повреждение груза в ящиках № 6008, 6008, 54119 образовались при возникновении неблагоприятных условий в процессе следования, в том числе маневровых работ на вытяжных путях, сортировочных горках; при формировании грузовых мест в контейнере, в том числе ящика № 6008, отправителем груза не учтены требования манипуляционных знаков, не приняты меры по устранению возможного смещения и заваливания изделия во время транспортировки; качество древесных материалов, примененных при изготовлении ящиков, не отвечает требованиям нормативной документации для конкретных видов продукции.
Суд, оценивая акт экспертизы от 03.03.2017, установил, что документы и фотоматериалы, на основании которых сделана экспертиза, к акту не были приложены.
По оценке суда, в отсутствие надлежащих доказательств фиксации расположения груза в контейнере на момент его вскрытия, выводы эксперта о нарушении требований к размещению и креплению груза при его загрузке, сделанные на основе предъявленных ему фотографий, могут быть поставлены под сомнение.
Кроме того, в экспертном заключении в качестве причины повреждения груза имеется указание на не качественность упаковки, а именно: качество древесных материалов, примененных при изготовлении ящиков, не соответствует требованиям нормативной документации для конкретного вида продукции.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ в совокупности представленные в дело доказательства, в том числе выводы экспертного заключения, суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о неподтверждении ими, что заявленные ко взысканию убытки возникли вследствие незаконных, виновных действий ответчика и при наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ПАО «Компания «Сухой».
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии тех или иных доказательств, подтверждающих вину ответчика в причинении истцу ущерба в заявленном размере, безосновательны и фактически направлены на переоценку вывода суда относительно материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ и определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 274-О.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационная жалоба удовлетворению – не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу №А73-2464/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.А. Тарасов
Судьи Г.А. Камалиева
Я.В. Кондратьева