ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6025/2023 от 18.01.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 января 2024 года № Ф03-6025/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.

при участии:

от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района: Красинская Ю.Г., представитель по доверенности от 29.12.2023 № 29;

от Приморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Подлубный А.Л., представитель по доверенности от 05.12.2023 № 43;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района

на решение от 17.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023

по делу № А73-10738/2023 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1032700248690, ИНН 2720015420, адрес: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная, д. 6)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (заменено на Приморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725, адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33))

о признании недействительным предостережения

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям с заявлением о признании недействительным предостережения от 11.05.2023 № 05-15/120-ВО.

Решением суда от 17.08.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Также постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 произведена замена стороны по делу – Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям на правопреемника – Приморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление Россельхознадзора).

Законность решения суда первой и постановления апелляционной инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе комитета, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты при неверном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований.

Управление Россельхознадзора в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с ее доводами, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Комитета и Управления Россельхознадзора поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав по ним пояснения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами, на территории Хабаровского муниципального района расположены не разграниченные земельные участки с кадастровыми номерами: 27:17:0329205:666, 27:17:0329205:670, 27:17:0329205:668, 27:17:0329205:662, 27:17:0329205:669, 27:17:0329205:661, 27:17:0329205:667, 27:17:0329205:663, 27:17:0329205:664, 27:17:0329205:665, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сенокошение.

В соответствии с договором аренды от 17.01.2021 № А41/21, заключенного между арендодателем (Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района) и арендатором (Жук Сергеем Васильевичем), последнему переданы в аренду перечисленные земельные участки для сенокошения, сроком с 17.02.2021 по 16.02.2024.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2022 № 541-пр «Об утверждении Перечня населенных пунктов Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год, Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, расположенных на территории Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2023 год, о начале пожароопасного сезона на территории Хабаровского края в 2023 году» на территории Хабаровского района с 30.03.2023 установлено начало пожароопасного сезона.

05.05.2023 в рамках государственного земельного надзора на основании задания от 02.05.2023 № 05-15/120-ВО проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329205:666, о чем составлено заключение от 05.05.2023 № 05-15/120-ВО, из которого следует, что в географических координатах 1) 48.457549 135.4122425, 2) 48.458410 135.4107953, на всей площади земельного участка 9,9280 га видны следы прохода сельскохозяйственной техники, сенокошения, а также следы выжигания остатков скошенной травянистой растительности (старики), противопожарная минерализованная полоса на земельном участке отсутствует.

При проверке Управлением Россельхознадзора установлено, что арендатор – Жук Сергей Васильевич умер 15.03.2023.

В адрес Комитета вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.05.2023 № 05-15/120-ВО, в соответствии с которым Комитету предложено на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:0329205:666 в срок до 01.09.2023 провести мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего предостережения, а именно: на основании абзаца 4 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Комитет в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), обратился с письмом от 29.05.2023 № 01-21/3405 в Управление Россельхознадзора с возражениями на предостережение, рассмотрев которые, управление, письмом от 22.06.2023 № 05-20/3971 данные возражения отклонило.

Не согласившись с предостережением, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали, что оспоренное предостережение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Комитета в сфере экономической деятельности.

При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.

Согласно статье 49 Закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 вышеуказанной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее – Правила № 166).

Пунктом 4 указанных Правил определено, что в предостережении указывается, в том числе:

- информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

- срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 166 по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункту 26 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (далее – Постановление № 1081), при осуществлении органами государственного надзора (их территориальными органами) государственного земельного надзора, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: объявление предостережений.

Пунктом 29 Постановления № 1081 предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органа государственного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются руководителем (заместителем руководителя) органа государственного надзора (его территориального органа) не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.

Проанализировав вышеуказанные нормы, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое предостережение от 11.05.2023 № 05-15/120-ВО вынесено компетентным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленного порядка.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ и абзацем 1 пункта 29 Положения № 1081 в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.

Вместе с тем по данным сайта ФНС России Жук Сергей Васильевич не значится, данные отсутствуют. Согласно информации, размещенной в сети интернет на сайте администрации Хабаровского муниципального района, Жук Сергей Васильевич 29.03.1961 г.р. умер 15.03.2023.

Объявляя и направляя предостережение комитету, проверяющий орган исходил из следующего.

Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 08.12.2015 № 43-189 установлено, что основными задачами Комитета является проведение на территории района единой политики по управлению и распоряжению в установленном порядке объектами муниципальной собственности, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществление в пределах компетенции района муниципального земельного контроля (подпункты 2.1, 2.3 Положения).

Комитет является уполномоченным органом администрации района, осуществляющим на территории района полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено правовыми актами (пункт 1.1 Положения).

Согласно п. 3.1.6, 3.2.2, 3.2.3 Положения основной функцией Комитета является, в том числе, осуществление на территории района контроля за сохранностью и использованием по назначению относящегося к муниципальной собственности имущества (за исключением муниципального жилого фонда), если иное не предусмотрено правовыми актами района, проводит, в связи с этим соответствующие проверки. В случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использованием принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, правовыми актами органов местного самоуправления района; разрабатывает и реализует местные программы использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель; осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения Комитет обязан соблюдать требования федеральных, краевых и районных правовых актов по вопросам, отнесенных к компетенции комитета.

В настоящем случае выявленные в ходе обследования факты свидетельствуют о признаках нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 13, абз. 4 статьи 42 ЗК РФ, в частности, не обеспечено выполнение обязательных мероприятий по охране земель и защите земель от другого негативного воздействия, в том числе мер пожарной безопасности, так как выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения приводит к снижению плодородия почвы (выгорает органическое вещество в верхнем слое почвы, которое является основным компонентом плодородия почвы, обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкостъ (способность удерживать элементы минерального питания растений; определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии, ухудшению водно-физических свойств почвы, существенному уменьшению количества почвенных микроорганизмов)).

Выявленные признаки нарушения обязательных требований не соответствуют Перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель, утв. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 № 402, при этом отсутствует подтверждение достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также оснований для проведения внеплановой проверки изложенных в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предостережение от 11.05.2023 № 05-15/120-ВО о недопустимости нарушения обязательных требований правомерно объявлено и направлено Комитету.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены последними как не нашедшие своего подтверждения, направленные на переоценку обстоятельств дела, не содержащие фактов, имеющих юридическое значение и способных повлиять на обоснованность и законность состоявшихся судебных актов.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для выдачи оспариваемого предостережения и отказе в удовлетворении заявленного требования.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу № А73-10738/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи Т.Н. Никитина

И.В. Ширяев