ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6382/2021 от 14.12.2021 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

17 декабря 2021 года № Ф03-6382/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,

судей В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова

при участии:

от истца: ФИО1, представитель, доверенность от 22.03.2021

от ответчика: ФИО2, представитель, доверенность от 09.02.2021 №Д07-0027

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области судебном заседании кассационную жалобу администрации города Южно-Сахалинска

на решение от 06.08.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021

по делу № А59-1618/2021

Арбитражного суда Сахалинской области

по иску акционерного общества «Гате Кич-Плюс»

к администрации города Южно-Сахалинска

третье лицо: Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска

о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры

Акционерное общество «Гате Кич-Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. имени Антона Буюклы, д. 38; далее - истец, АО «Гате Кич-Плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693000, <...>; далее - ответчик, Администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры.

К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска (далее - Департамент).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021, на Администрацию возложена обязанность в течение 30-ти дней с момента вступления в законную силу решения принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность до границы внешней стены жилого многоквартирного дома №38 по ул. А. Буюклы города Южно-Сахалинска следующие объекты инженерной инфраструктуры:

- Тепловые сети и теплооборудование: ТК-17 задвижки и ТК по ул. Буюклы гор. Южно-Сахалинска, теплотрасса от задвижки ТК-17 до ТК по ул. А. Буюклы г. ЮжноСахалинска длиной 40 метров, теплотрасса от ТК по ул. А. Буюклы г. Южно- Сахалинска до узла в здании МКД №46 по ул. А. Буюклы г. Южно-Сахалинска длиной 46 метров;

- Наружные сети водоснабжения от границы внешней стены жилого многоквартирного дома №38 по ул. А. Буюклы г. Южно-Сахалинска до места врезки в централизованную сеть водопровода ДУ 225 мм по ул. Чехова г. Южно-Сахалинска в водопроводном колодце, включая задвижку подключения;

- Наружные сети канализации от границы внешней стены жилого многоквартирного дома №38 по ул. А. Буюклы г. Южно-Сахалинска до места врезки в канализационную сеть в канализационном колодце с отметками 43.43/41.14.

В удовлетворении требований об обязании ответчика принять в муниципальную собственность здание трансформаторной подстанции (ТПI-407) и подземные кабельные линии 03,4 кВТ, расположенные по адресу: <...>, отказано.

Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.

В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что истец в нарушение установленного административного порядка принятия имущества в муниципальную собственность преждевременно обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд, преодолевая необходимость предоставления полного пакета документов. На спорное имущество отсутствуют правоустанавливающие документы, объекты находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и требуют проведения капитального ремонта, что исключает возможность их принятия в муниципальную собственность.

АО «Гате Кич-Плюс» представлен отзыв на кассационную жалобу (с учетом дополнения к нему), в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители Администрации и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.

Департамент, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечил, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.

Судами по материалам дела установлено, что 09.12.1994 между Администрацией и ЗАО «Гате Кич-Плюс» заключен договор №0021/1602 аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702001:50, расположенного по адресу: Сахалинская область, улица Антона Буюклы, дом 38, Литер А, под здание общежития гостиничного тина, ТН и гостевую стоянку.

Здание, расположенное на указанном земельном участке, 30.06.2020 переведено в статус «Многоквартирный жилой дом».

АО «Гате Кич-Плюс» 10.02.2020 собственниками указанного МКД избрано управляющей компанией. Аналогичные сведения содержатся на сайте Администрации: https://yuzhno-sakh.ru/dirs/1082/orgs/199. Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области 17.02.2020 за №1210 внесены изменения в реестр лицензий Сахалинской области, МКД по ул. Буюклы, 38 закреплен в реестре за истцом.

АО «Гате Кич-Плюс» 24.03.2020 обратилось к ответчику с заявлением о принятии в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры, в ответ на которое Администрация письмом от 01.04.2020 №013-00505/20 сообщила, что для принятия в муниципальную собственность трансформаторной подстанции необходимо предоставить выписку из решения уполномоченного органа истца о совершении сделки, перечень передаваемого имущества, выписку из ЕГРН, техническую документацию, справку о балансовой стоимости и об отсутствии обременений, кадастровый паспорт земельного участка.

В отношении обращения истца о передаче в муниципальную собственность сетей теплоснабжения, канализации и водопровода Администрация письмом от 22.04.2020 №013-00371-20 сообщила о необходимости предоставления перечня имущества, свидетельств о регистрации права, выписок из ЕГРН, технической документации, справки о балансовой стоимости и об отсутствии обременений, кадастрового паспорта земельного участка.

АО «Гате Кич-Плюс» 30.07.2020 вновь обратилось в Департамент с заявлением о принятии в муниципальную собственность сетей теплоснабжения (2-х трубная теплотрасса протяженностью 40 м и 46 м), канализации, водопровода и колодцев, с предоставлением перечня имущества, предлагаемого к передаче, схемы наружных сетей, справки о характеристике объекта, справки об отсутствии обременения, кадастрового паспорта земельного участка, копий учредительных документов.

На момент обращения с указанным заявлением решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 27.05.2020 №205/11-20-6 утвержден новый Порядок принятия имущества граждан (физических лиц), индивидуальных предпринимателей и юридических лиц различных организационно-правовых форм, безвозмездно передаваемого в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск», и внесении изменения в статью 3 Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - новый Порядок), в соответствии с которым необходимо было предоставить недостающие документы, о чем Департамент сообщил в своем письме от 27.08.2020 № 013-01253-20/ДУМИ-0001/ДУМИ.

Департамент также указал на необходимость предоставления протокола общего собрания собственников помещений в МКД о согласии на передачу имущества в муниципальную собственность, в случае если предполагаемое к передаче имущество является общим, поскольку такое требование закреплено в пункте 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Поскольку указанные документы истцом в адрес Департамента не предоставлены, вопрос о принятии в муниципальную собственность спорного имущества остался без рассмотрения.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения АО «Гате Кич-Плюс» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, частично удовлетворяя которое суды обоснованно исходили из следующего.

Вопросы разграничения собственности регулируются Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление №3020-1).

Пунктом 2 названного Постановления установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению №3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов относятся к муниципальной собственности.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно части 1 статьи 34 Закона №131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в Приложении №3 к Постановлению №3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Для квалификации определенных объектов в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 №301-КГ16-20969, от 02.12.2016 №306-КГ16-15969.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что тепловые сети и теплооборудование, а также наружные сети водоснабжения и канализации используются исключительно для организации теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения жителей МКД по ул. Буюклы, 38 в г. Южно-Сахалинске, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Южно-Сахалинска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.

Руководствуясь положениями ЖК РФ об общем имуществе в многоквартирном доме и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, суды обоснованно отклонили доводы Администрации о том, что спорные объекты инженерной инфраструктуры входят в состав общего имущества МКД, установив, что данные объекты расположены за внешней границей стены дома.

Кроме того, в материалы дела представлено решение общего собрания собственников помещений МКД по соответствующему адресу, оформленное протоколом от 10.02.2020 №3, о передаче спорных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.

Ссылка Администрации на неудовлетворительное состояние передаваемых объектов, обоснованно отклонена судами, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния. Кроме того, доказательств невозможности использования спорного имущества для решения вопросов местного значения в соответствии со статьей 65 АПК РФ Администрацией в материалы дела не представлено.

Отсутствие у общества правоустанавливающих документов на передаваемые объекты не опровергают выводы судов об их отнесении к муниципальной собственности и наличии оснований для их принятия ответчиком.

Утверждения Администрации о том, что общество, обратившись с настоящим иском в арбитражный суд, преодолело императивный административный порядок передачи имущества в муниципальную собственность, отклоняются судом округа, поскольку истец реализовал право на защиту своих интересов одним из предусмотренных законом способов.

В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов судов и по сути сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами спора, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, включая предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено, то правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.08.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу № А59-1618/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.Ю. Бурлова-Ульянова

Судьи В.А. Гребенщикова

С.И. Гребенщиков