ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-77/18 от 08.02.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2018 года                                                               № Ф03-77/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.М. Луговой

Судей: И.А. Мильчиной, А.И. Михайловой

при участии:

от заявителя: ООО Строительно-коммерческая фирма «Спецстрой» - ФИО1, представитель по доверенности от 29.01.2018;

от Администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения – ФИО2, представитель по доверенности от 11.08.2017 №Д07/2-0158;

от МКУ городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» - представитель не явился;

от ООО «Юг» - представитель не явился;

от ИП ФИО3 - представитель не явился;

от ООО «Домострой» - представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации                   г.Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения

на решение от 01.09.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017

по делу №  А59-1374/2017 Арбитражного суда Сахалинской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Киселев; в суда апелляционной инстанции судьи: С.Б. Култышев, С.М. Синицына,                     А.С. Шевченко

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма «Росстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 125009, <...>)

кАдминистрации города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 693000, <...>) в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения, муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 693000, <...>),

третьи лица:ООО «Юг», ИП ФИО3,                            ООО «Домострой»

опризнании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью Строительно- коммерческая фирма «Росстрой» (далее – общество, ООО СКФ «Росстрой»)  обратилось к Администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения (далее – администрация), муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» с заявлением о признании незаконным решения аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд на выполнение работ о признании заявки № 2 ООО СКФ «Росстрой» несоответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ                                       «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –                                   Закон №44-ФЗ) и документации об аукционе, оформленного протоколом от 29.03.2017 подведения итогов электронного аукциона №0161300000117000129.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «Юг», индивидуальный предприниматель ФИО3,                       ООО «Домострой».

Решением суда от 01.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017,  решение аукционной комиссии администрации, оформленное протоколом от 29.03.2017 подведения итогов электронного аукциона №0161300000117000129 признано недействительным, как не соответствующее Закону №44-ФЗ.

В удовлетворении требований ООО СКФ «Росстрой» к муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» -  отказано.

В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение в отношении разрешения спора  к администрации и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование доводов кассационной жалобы администрация указывает, что на момент принятия судом решения предмет спора отсутствовал, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Также отмечает, что в действиях ООО СКФ «Росстрой» усматриваются признаки злоупотребления правом, поскольку после отмены Протокола подведения итогов от 29.03.2017 все заявки рассматривались комиссией заново, однако ООО СКФ «Росстрой» не воспользовалось своим правом на повторное участие в торгах.

Представитель администрация поддержала доводы, изложенные в жалобе, в судебном заседании суда кассационной инстанции , которое в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.

Представитель общества в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Иные лица отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей не обеспечили.

Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 124 АПК РФ произведена замена наименования заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма «Росстрой» на Общество с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма «Спецстрой» в связи с переименованием юридического лица, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания участников ООО СКФ «Росстрой»  от 24.10.2017 и сведениями из ЕГРЮЛ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Судами из материалов дела установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 28.02.2017 уполномоченным органом (администрацией) размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона закупки №0161300000117000129. Объект закупки: дополнительные работы по устройству подпорной стены по объекту: «Реконструкция ул. Физкультурной от ул.Сахалинской до ул.Крайней (на участке от ул.Горной до ул.Крайней)», начальная (максимальная) цена контракта – 25 223 730 руб., дата и время начала подачи заявок – 28.02.2017 18:01, дата и время окончания подачи заявок – 17.03.2017 10:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 21.03.2017, дата проведения аукциона в электронной форме 24.03.2017, заказчик – муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства».

Согласно извещению, положениям пункта 28 Информационной карты аукционной документации как требование к участникам установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, положениями Постановления Правительства от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление №99), а именно: опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с пунктом 30 Информационной карты и извещению в подтверждении наличия опыта участником ко второй части заявки на участие в электронном аукционе должны быть приложены: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющий строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Представить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Комиссией уполномоченного органа 21.03.2017 рассмотрены первые части заявок, о чем составлен протокол, согласно которому в аукционе приняло участие 4 участника.

Комиссией уполномоченного органа 29.03.2017 рассмотрены вторые части заявок 4 допущенных участников и подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол №0161300000117000129 от 29.03.2017, и из которого усматривается, что вторая часть заявки № 2 (ООО СКФ «Росстрой») признана не соответствующей ввиду непредставления документов и информации, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 31, пункт 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ), а именно: в составе заявки участника закупки не представлены документы в соответствии с дополнительными требованиями, установленными Постановлением №99 (соответствующие строительные работы за последние три года).

Из протокола также усматривается, что признаны не соответствующими вторые части еще двух заявок - №№ 3 и 4, вторая часть заявки № 1, поданная ООО «Юг», признана соответствующей требованиям, указанное общество признано победителем аукциона.

Не согласившись с решением аукционной комиссии, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего  исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

По мнению суда округа, обе инстанции правомерно исходили из следующего.

Отношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона 44-ФЗ (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 данного Федерального закона).

В статье 3 Закона № 44-ФЗ определено, что под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения контракта по результатам его проведения установлен в статьях 59-71 Закона № 44-ФЗ.

На основании части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 указанной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 2 статьи 69 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

В силу части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ).

Из анализа приведенных норм суды верно определили, что в аукционной документации среди требований к участникам закупки в указанных Правительством РФ случаях может быть установлено требование о наличии опыта работы. При не соответствии данному требованию или непредставлении документов, подтверждающих соответствие такому требованию, заказчик вправе принять решение о признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением №1 к настоящему постановлению.

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Исходя из приложения № 1 к Постановлению №99, соответствие участников закупки дополнительным требованиям подтверждается следующими документами: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Суды установили, что аналогичные положения приведены в Информационной карте документации по спорной закупке, а также в извещении, что также свидетельствует о соответствии документации действующему законодательству.

При этом суды верно указали, что надлежащим подтверждением соответствия участника закупки требованию о наличии опыта выполнения соответствующих работ в рассматриваемом случае являются в совокупности следующие документы: копия ранее исполненного договора (контракта) и акта (актов) выполненных работ; копия акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением отдельных случаев) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом названные акты, по смыслу части 4 статьи 31 Закон №44-ФЗ и приложения № 1 к Постановлению № 99, должны содержать сведения о конкретных работах, явившиеся предметом ранее выполненных контрактов, а именно: о работах строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

С учетом описания объекта закупки - «Дополнительные работы по устройству подпорной стены по объекту: Реконструкция ул. Физкультурной от ул. Сахалинской до ул. Крайней (на участке от ул. Горной до ул. Крайней)», применительно к которым заказчиком указан код по ОКПД2 42.11.10.120 - Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, сведениями о начальной максимальной цена контракта в размере 25 223 730 руб.,  суды указали, что заказчик имел правовые основания для установления в документации по спорной закупке требований к участникам закупки о наличии у них опыта в выполнении работ.

Суды установили, что представленные обществом документы подтверждали наличие у него положительного опыта в выполнении работ, сопоставимых с работами, выполнение которых является объектом спорной закупки с учетом требований, содержащихся в Постановлении № 99.

В этой связи суды обоснованно заключили, что у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания второй части заявки общества не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации электронного аукциона, что, в свою очередь, привело к нарушению прав и законных интересов заявителя при проведении открытого аукциона, так как могло повлиять на определение подрядчика (исполнителя) для муниципальных нужд.

При установленных обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Довод кассационной жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент принятия решения отсутствовал предмет спора, верно отклонен апелляционным судом как несостоятельный.

Таким образом, судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, в связи с чем оснований для изменения или отмены судебных актов, у суда округа не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.09.2017 в оспариваемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу №А59-1374/2017 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       И.М. Луговая                        

Судьи                                                                                И.А. Мильчина              

                                                                                     А.И. Михайлова