ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-799/2022 от 16.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

22 июня 2022 года № Ф03-799/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.

при участии:

от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «ОКАМИ ДВ»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни

на решение от 15.10.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021

по делу № А51-10648/2021

Арбитражного суда Приморского края

по заявлениюЦентральной акцизной таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 109028, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ОКАМИ ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690065, <...>)

о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 86 677 800 руб.; о взыскании пени в размере 2 872 123,29 руб.

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Оками ДВ» (далее – ООО «Оками ДВ») суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 86 677 800 руб., пени в размере 2 872 123 руб. 29 коп.

Решением суда от 15.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021, заявленные требования удовлетворены частично, с ООО «Оками ДВ» взысканы утилизационный сбор в сумме 86 677 800 руб. и пеня за неуплату утилизационного сбора в размере 2 855 617 руб. 04 коп., в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано.

Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Центральная акцизная таможня подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает судебные акты в данной части отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном размере.

По мнению Центральной акцизной таможни, законодательство, регламентирующее порядок уплаты утилизационного сбора, не содержит положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора на рабочий день в случае, если он приходится на не рабочий день.

Отзыв на жалобу не представлен.

Определением от 10.03.2022 рассмотрение кассационной жалобы приостанавливалось. Определением от 30.05.2022 рассмотрение кассационной жалобы возобновлено и назначено на 16.06.2022.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Судами из материалов дела установлено, что в июле, августе, сентябре 2020 года и в январе, феврале 2021 года ООО «Оками ДВ» на таможенную территорию таможенного союза в Российскую Федерацию ввезен и помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар – самоходная техника различных наименований, который задекларирован:

- по ДТ № 10009100/120121/0001456, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 55 л.с, 1993 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/150121/0003210, описав товар № 1 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 32 л.с, 2001 года выпуска...»;

- по ДТ №10009100/060221/0013183, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 26,5 л.с, 2003 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/110221/0016059, описав товар № 1, № 2 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 1991 года выпуска; 20 л.с и 21 л.с. соответственно...»;

- по ДТ № 10009100/180221/0019550, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 30 л.с., 2006 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/180221/0019574, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 24 л.с., 1999 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/180221/0019590, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 27 л.с., 1992 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/200221/0020530, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 87 л.с., 2002 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/200221/0020771, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 59 л.с., 2006 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/210221/0020906, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 27 л.с., 1999 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/120720/0048362, описав товар № 2 как «самосвалвездеход, предназначенный для эксплуатации в условиях бездорожья, на гусеничном ходу, бывший в употреблении, 157 л.с., 1998 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/220720/0055234, описав товар № 2 как «бульдозер на гусеничном ходу с поворотным отвалом, бывший в употреблении, 39 л.с., 1991 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/250720/0057074, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 28 л.с., 1999 года выпуска...» и описав товар № 2 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 28,4 л.с, 2001 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/250720/0057080, описав товары 1, № 2, № 3, № 4 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении; 1995, 1995, 1997, 1997 года выпуска и 6,5 л.с, 6 л.с., 6 л.с., 6 л.с.соответственно..»;

- по ДТ № 10009100/290720/0059832, описав товар № 1 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 28 л.с, 1999 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/070820/0065089, описав товар № 1 как «экскаватор гидравлический полноповоротный гусеничный, бывший в употреблении, 39,2 л.с., 2007 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/210820/0074032, описав товар № 1 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 6 л.с, 1995 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/030920/0081841, описав товар № 1, № 2 как «самосвал-вездеход, предназначенный для эксплуатации в условиях бездорожья, на гусеничном ходу, бывший в употреблении; 1995 года выпуска и 143 л.с., 143 л.с соответственно...»;

- по ДТ № 10009100/030920/0081913, описав товар № 1 как «самосвал-вездеход, предназначенный для эксплуатации в условиях бездорожья, на гусеничном ходу, бывший в употреблении, 1988 года выпуска и 87 л.с....»;

- по ДТ № 10009100/030920/0082064, описав товар № 1 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 30 л.с, 1999 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/030920/0082105, описав товар № 1 как «самоходный измельчитель веток и пней на колесном ходу, бывший в употреблении, 22 л.с, 2000 года выпуска...»;

- по ДТ № 10009100/110920/0086602 описав товар № 1 как «каток дорожный вибрационный, бывший в употреблении, 31 л.с, 2000 года выпуска...».

Из графы «С» спорных ДТ следует, что товар выпущен согласно заявленной в графе 1 таможенной процедуре 15.01.2021 по ДТ №10009100/120121/0001456, 21.01.2021 по ДТ № 10009100/150121/0003210, 08.02.2021 по ДТ №10009100/060221/0013183, 12.02.2021 по ДТ №10009100/110221/0016059, 21.02.2021 по ДТ № 10009100/180221/0019550, 25.02.2021 по ДТ №10009100/180221/0019574, 19.02.2021 по ДТ №10009100/180221/0019590, 28.02.2021 по ДТ №10009100/200221/0020530, 26.02.2021 по ДТ №10009100/200221/0020771, 22.02.2021 по ДТ №10009100/210221/0020906, 17.07.2020 по ДТ №10009100/120720/0048362, 23.07.2020 по ДТ №10009100/220720/0055234, 28.07.2020 по ДТ №10009100/250720/0057074, 26.07.2020 по ДТ № 10009100/250720/0057080, 04.08.2020 по ДТ №10009100/290720/0059832, 12.08.2020 по ДТ №10009100/070820/0065089, 11.09.2020 по ДТ №10009100/210820/0074032, 04.09.2020 по ДТ №10009100/030920/0081841, 09.09.2020 по ДТ №10009100/030920/0081913, 05.09.2020 по ДТ №10009100/030920/0082064, 04.09.2020 по ДТ №10009100/030920/0082105, 13.09.2020 по ДТ №10009100/110920/0086602.

В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорной ДТ не осуществлялась.

Письмом от 10.03.2021 № 13-12/05952 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора по спорным товарам, в том числе: в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/120121/0001456 за товар № 1; в размере 552 000 руб. по ДТ № 10009100/150121/0003210 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/060221/0013183 за товар № 1; в размере 5 865 000 руб. по ДТ № 10009100/110221/0016059 за товары № 1, № 2; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/180221/0019550 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ№ 10009100/180221/0019574 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/180221/0019590 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/200221/0020530 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/200221/0020771 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/210221/0020906 за товар № 1; в размере 8 818 200 по ДТ № 10009100/120720/0048362 за товар № 2; в размере 2 070 000 руб. по ДТ № 10009100/220720/0055234 за товар № 1; в размере 3 484 500 руб. по ДТ № 10009100/250720/0057074 за товары № 1, 2; в размере 2 208 000 руб. по ДТ № 10009100/250720/0057080 за товары № 1, 2, № 3, № 4; в размере 552 000 руб. по ДТ № 10009100/290720/0059832 за товар № 1; в размере 2 932 500 руб. по ДТ № 10009100/070820/00650890059832 за товар № 1; в размере 552 000 руб. по ДТ № 10009100/210820/0074032 за товар № 1; в размере 17 636 400 руб. по ДТ № 10009100/030920/0081841 за товары № 1, 2; в размере 8 818 200 руб. по ДТ № 10009100/030920/0081913 за товар № 1; в размере 552 000 руб. по ДТ № 10009100/030920/0082064 за товар № 1; в размере 8 625 000 руб. по ДТ № 10009100/030920/0082105 за товар № 1; в размере 552 000 руб. по ДТ № 10009100/110920/0086602 за товар № 1, рассчитанного с учетом заявленных обществом кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров и исходя из базовой ставки 172 500 руб., а также соответствующих коэффициентов, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, принимая во внимание мощности их силовой установки.

Поскольку в добровольном порядке общество сбор не уплатило, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Частично удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления утилизационного сбора в отношении заявленных декларантом в спорных ДТ колесных транспортных средств и пеней в связи с нарушением срока его уплаты. Вместе с тем, суд установил неверный расчет пеней в связи с неверным определением даты начала периода для их исчисления, а также в связи с применением для расчета неверной ставки рефинансирования. В связи с этим суд самостоятельно осуществил перерасчет, что привело к частичному отказу во взыскании пени.

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила № 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень № 81).

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации о необходимости уплаты утилизационного сбора доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правила № 81).

В соответствии с пунктом 11 Правил № 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходных машин и (или) прицепов к ним в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, приведенный в приложении № 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты по форме, приведенной в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Пунктом 11(1) Правил № 81 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:

а) выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);

б) фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование самоходных машин и (или) прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Этим же пунктом установлено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 81 в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Судами из материалов дела установлен и подтвержден факт ввоза ответчиком транспортных средств на территорию ЕАЭС при таможенном декларировании путем подачи декларации на товары, а также факт неуплаты утилизационного сбора по спорным ДТ.

Судами проверен расчет таможней утилизационного сбора и признан правильным методологически и арифметически, в связи с чем, руководствуясь пунктом 3 статьи 24.1 Закона об отходах, Постановлением № 81, заявленные требования о взыскании с ООО «Оками ДВ» утилизационного сбора в размере 86 677 800 руб. 04 коп. были удовлетворены.

Рассмотрев требования таможни о взыскании с декларанта начисленных за неуплату утилизационного сбора пеней в размере 2 872 123 руб. 29 коп., суды установили, что расчет пени произведен неверно, с неправильным определением периода просрочки и примененной ключевой ставки.

Так, при расчете пеней по ДТ № 10009100/120121/0001456, № 10009100/110221/0016059, № 10009100/180221/0019590, № 10009100/200221/0020771, № 10009100/120720/0048362, № 10009100/210820/0074032 и № 10009100/030920/0082064 таможенным органом дата начала периода их начисления определена как 16 день после истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил № 81.

Между тем, как установлено судами, последний день подачи документов по данным ДТ приходился на выходные дни, в связи с чем последний день срока уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен на ближайший за ними рабочий день, а начисление пеней, соответственно, на день, следующий за днем представления документов.

Кроме того, судами установлено неверное применением таможней ключевой ставки в заявленный период, включающий в себя период с 26.04.2021 по 13.06.2021 как 5 % и период с 14.06.2021 по 16.06.2021 как 5,5 %, которая составляет в период с 26.04.2021 по 14.06.2021 – 5 % и в период с 15.06.2021 по 16.06.2021 – 5,5 %.

В этой связи самостоятельно осуществив расчет пени, исходя суммы неуплаченного утилизационного сбора, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, суды пришли к выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания с общества пени по ДТ № 10009100/120121/0001456 в размере 60 898 руб. 26 коп. за период с 02.02.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/150121/0003210 в размере 11 141 руб. 20 коп. за период с 06.02.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/060221/0013183 в размере 51 343 руб. 20 коп. за период с 25.02.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/110221/0016059 в размере 98 434 руб. 25 коп. за период с 02.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/180221/0019550 в размере 46 309 руб. 07 коп. за период с 09.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/180221/0019574 в размере 44 647 руб. 32 коп. за период с 13.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ №10009100/180221/0019590 в размере 45 093 руб. 63 коп. за период с 10.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/200221/0020530 в размере 43 401 руб. 01 коп. за период с 16.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/200221/0020771 в размере 43 401 руб. 01 коп. за период с 16.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/210221/0020906 в размере 45 093 руб. 61 коп. за период с 10.03.2021 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/120720/0048362 в размере 410 340 руб. за период с 04.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/220720/0055234 в размере 95 151 руб. за период с 08.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/250720/0057074 в размере 157 702 руб. 67 коп. за период с 13.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/250720/0057080 в размере 100 556 руб. за период с 11.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/290720/0059832 в размере 24 435 руб. 20 коп. за период с 20.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/070820/0065089 в размере 126 488 руб. 51 коп. за период с 28.08.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/210820/0074032 в размере 21 307 руб. 20 коп. за период с 29.09.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/030920/0081841 в размере 698 254 руб. 47 коп. за период с 22.09.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/030920/0081913 в размере 345 379 руб. 50 коп. за период с 25.09.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/030920/0082064 в размере 21 854 руб. 60 коп. за период с 22.09.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/030920/0082105 в размере 341 478 руб. 13 коп. за период с 22.09.2020 по 16.06.2021; по ДТ № 10009100/110920/0086602 в размере 21 307 руб. 20 коп. за период с 29.09.2020 по 16.09.2021.

При этом, суды указали на то, что ни Закон об отходах, ни Правила № 81 регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. В этой связи суды пришли к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Суды руководствовались принципом универсальности воли законодателя, а также исходили из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.

Таким образом, обоснованный размер подлежащей взысканию пени составляет 2 855 617 руб. 04 коп.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о применении норм материального права в указанной части.

Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, суд кассационной инстанции находит допустимым.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.10.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу № А51-10648/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи Т.Н. Никитина

И.В. Ширяев