Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 января 2009 года
Дело № Ф04-160/2009 (19507-А67-40)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.,
судей Отческой Т.И.,
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Томской области на постановление от 05.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3058/08 по заявлению муниципального учреждения «Администрация Побединского сельского поселения» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Томской области о признании незаконным решения от 16.06.2008 об отказе в государственной регистрации,
установил:
муниципальное учреждение «Администрация Побединского сельского поселения» (далее –Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Томской области (далее –Инспекция) о признании незаконным решения от 16.06.2008 об отказе в государственной регистрации муниципального учреждения культуры «ФИО2 сельский дом культуры» (далее –Учреждение культуры).
Решением от 27.08.2008 Арбитражного суда Томской области (судья Шилов А.В.) в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано. Постановлением от 05.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Залевская Е.А., Зенков С.А., Солодилов А.В.) решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт: решение Инспекции признано недействительным; налоговый орган обязали зарегистрировать Учреждение культуры в установленном порядке.
В кассационной жалобе (с учетом пояснений к ней) Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит принятое по делу постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. Администрация возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
21.11.2005 решением Совета Побединского сельского поселения принят Устав муниципального образования «Побединское сельское поселение», согласно которого:
- структуру органов местного самоуправления Побединского сельского поселения составляют представительный орган муниципального образования (Совет Побединского сельского поселения), глава муниципального образования (Глава Побединского сельского поселения) и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования –Администрация Побединского сельского поселения) –статья 22;
- в исключительной компетенции Совета Побединского сельского поселения находится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений –пункт 7 статьи 23;
- к компетенции Совета Побединского сельского поселения также относится утверждение структуры Администрации по представлению Главы Побединского сельского поселения; учреждение органов Администрации с правами юридических лиц и утверждение положений о них –пункт 8 статьи 23;
- Администрация обладает правами юридического лица; в структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы –пункты 2, 3 статьи 27;
- Администрация в целях управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории Побединского сельского поселения создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения в порядке, установленном Советом Побединского сельского поселения –пункт 4 статьи 27.
С 29.12.2005 Администрация состоит на налоговом учете в Инспекции.
.06.2008 Главой Побединского сельского поселения принято постановление № 44, согласно которому постановлено реорганизовать Администрацию путем выделения из ее состава в качестве юридического лица Учреждения культуры и зарегистрировать вновь созданное юридическое лицо в налоговом органе.
.06.2008 в Инспекцию было представлено заявление о государственной регистрации Учреждения культуры.
16.06.2008 Инспекция вынесла решение об отказе в государственной регистрации данного юридического лица в связи с тем, что реорганизация в форме выделения у муниципальных учреждений не предусмотрена действующим законодательством.
Администрация, полагая, что отказ в государственной регистрации Учреждения культуры в качестве юридического лица является незаконным, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией требований, исходил из того, что создание муниципального учреждения в процессе реорганизации Администрации в форме выделения не предусмотрено ни Гражданским кодексом Российской Федерации (далее –ГК РФ), ни Федеральным законом от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон № 131-ФЗ), в связи с чем оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, указала, что Администрация является равным с иными участником гражданских правоотношений и вправе действовать как на основании норм ГК РФ, так и норм Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон № 7-ФЗ); следовательно, постановление Главы Побединского сельского поселения от 05.06.2008 № 44 не противоречит требованиям действующего законодательства и указывает на законность принятия решения о создании Учреждения культуры как самостоятельного юридического лица.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
С учетом вышеперечисленных положений Устава Побединского сельского поселения, а также нормативных положений Закона № 131-ФЗ, кассационная инстанция соглашается с выводом, изложенным в постановлении суда апелляционной инстанции, что Администрация обладает двойным статусом, поскольку с одной стороны она является структурным подразделением муниципального образования как органа местного самоуправления, с другой стороны –юридическим лицом.
В то же время кассационная инстанция поддерживает доводы жалобы о необоснованных в рассматриваемом случае ссылках суда апелляционной инстанции на нормы Закона № 7-ФЗ, поскольку пункт 5 статьи 1 данного закона прямо указывает на то, что его действие не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.
С учетом изложенного выше, кассационная инстанция считает, что отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд правомерно, ссылаясь, в том числе, на положения статей 50, 57, 120 ГК РФ, пришел к выводу о том, что действующее гражданское законодательство не содержит запрета на реорганизацию муниципальных бюджетных учреждений в форме выделения и создание в результате реорганизации нового юридического лица –муниципального учреждения.
Вместе с тем, в нарушение статей 71, 168, 271 АПК РФ судами первой и апелляционной инстанций не были оценены обстоятельства дела и принятые Администрацией решения на предмет их соответствия нормам Закона № 131-ФЗ и вышеперечисленным положениям Устава Побединского сельского поселения.
Поскольку все обстоятельства дела не были всесторонне рассмотрены судами, и судом допущены нарушения вышеуказанных норм материального и процессуального права, которые в совокупности могли привести к принятию неправильных судебных актов, решение и постановление судов подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, при котором суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ подлежит установить, был или нет Советом Побединского сельского поселения определен порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений (подпункт 6 пункта 7 статьи 23 Устава); соблюдение указанного порядка (в случае его наличия) при реорганизации Администрации путем выделения из ее состава в качестве юридического лица Учреждения культуры; решить вопрос о привлечении в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица по настоящему делу Совета Побединского сельского поселения, к компетенции которого, как указывалось выше, относится не только определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, но также определение структуры Администрации и учреждение органов Администрации с правами юридических лиц и утверждение положений о них; всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы дела, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 05.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3058/08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи Т.И. Отческая
ФИО1