ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1587/22 от 06.04.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-1587/22

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Черемных Л.Н., Громовой Л.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства  обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда  Свердловской области от 01.10.2021 по делу № А60-13593/2021 и  постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.12.2021 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель Министерства  обороны Российской Федерации – Балах К.А. (доверенность от 22.01.2021 

 № 207/4/1д).

При изготовлении определения о принятии кассационной жалобы к  производству от 04.03.2022 судом округа допущена описка в наименовании  обжалуемого судебного акта, вместо решения Арбитражного суда  Свердловской области от 01.10.2021 указано решение Арбитражного суда  Уральского округа от 01.10.2021. 

Поскольку указанная описка не изменяет содержания определения,  заявитель кассационной жалобы принимал участие в судебном заседании при  рассмотрении кассационной жалобы, суд счел возможным устранить  вышеназванную описку в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Общество с ограниченной ответственностью «Сервис М» (далее –  общество «Сервис М», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской  области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному  учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление  имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации  (далее – учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление 


[A2] имущественных отношений»), Российской Федерации в лице Министерства  обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России, ответчик) о  взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги и услуги по  содержанию общего имущества многоквартирного дома за период с  01.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 533 387 руб. 97 коп., пени, начисленных на  основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в  сумме 45 349 руб. 47 коп., а также расходов по уплате государственной  пошлины в сумме 14 575 руб. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2021  исковые требования удовлетворены. С учреждения «Приволжско-Уральское  территориальное управление имущественных отношений» в пользу общества  «Сервис М» взыскана задолженность в сумме 533 387 руб. 97 коп. за период  с 01.10.2020 по 31.01.2021, пени в сумме 45 349 руб. 47 коп., а также расходы  по уплате государственной пошлины в сумме 14 575 руб. При  недостаточности денежных средств учреждения «Приволжско-Уральское  территориальное управление имущественных отношений» в порядке  субсидиарной ответственности взыскание произвести с Российской  Федерации в лице Минобороны России за счет средств соответствующей  казны. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Уральского  округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное  применение судами норм материального права, просит указанные судебные  акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. 

Ответчик полагает, что суды первой и апелляционной инстанции  пришли к необоснованному выводу о привлечении Минобороны России к  субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений»,  являющегося юридическим лицом, самостоятельно несущим ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Заявитель  указывает, что истцом не представлено надлежащих доказательств  недостаточности денежных средств у учреждения, для оплаты спорной  задолженности. 

От общества «Сервис М» поступил отзыв на кассационную жалобу, в  котором истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения  судами норм материального права, а также соответствие выводов,  содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу  фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд  кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения кассационной жалобы. 


[A3] Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении  спора, Распоряжением Администрации Карабашского городского округа 

от 26.08.2019 № 634 постановлено провести открытый конкурс по  определению управляющей компании по управлению тридцатью девятью  многоквартирными домами и предоставлению услуг жилищно-коммунального хозяйства по адресам: ул. Клубная, д. 2; Лесная д. 22, 24, 26,  28, 29, 31, 33, 37, 41, 43; ул. Первомайская д. 19, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 38, 39;  ул. Пионерская д. 13,15,17,19, 21, 23, 24, 26, 28; ул. Садовая д. 10, г.  Карабаша, Челябинской области, расположенных в Военном городке. 

На основании решения конкурсной комиссии, оформленного  протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору  управляющей организации для управления многоквартирными домами от  11.11.2019, общество «Сервис М» как единственный претендент признан  участником конкурса и победителем. 

Постановлением Администрации Карабашского городского округа

от 12.11.2019 № 1026 «О назначении временной организации для управления  многоквартирными домами по ул. Лесная, Пионерская, Садовая г. Карабаша,  Челябинской области», общество «Сервис М» назначено в качестве  временной управляющей организацией для управления многоквартирными   № 35,41,43 по ул. Лесная; № 22 по ул. Пионерская; № 2,8 по ул. Садовая. 

Как следует из материалов дела, находящиеся в указанных  многоквартирных домах квартиры являются собственностью Российской  Федерации в лице Минобороны России. 

В связи с решением конкурной комиссии истец 05.08.2020 направил в  адрес учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление  имущественных отношений» для подписания договор управления  многоквартирными домами, расположенными по адресу: Челябинская  область, г. Карабаш, Военный городок (далее – договор). 

Договор управления многоквартирными домами со стороны  учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление  имущественных отношений» не подписан, возражений по вопросам  заключения договора в адрес истца не поступало. 

В период с 01.10.2020 по 31.01.2021 истец оказал в отношении  помещений по вышеуказанным объектам коммунальные услуги и услуги по  содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома. 

Согласно расчету истца стоимость услуг по содержанию и ремонту  общего имущества составила 533 387 руб. 97 коп. 

Неисполнение обязанности по оплате фактически оказанных услуг в  рассматриваемом периоде, явилось основанием для обращения истца в  арбитражный суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции  руководствовался статьями 210, 249, 290, 296, 330 Гражданского кодекса  Российской Федерации, и исходил из того, что факт оказания коммунальных  услуг подтвержден материалами дела, доказательства оплаты ответчиком не  представлены. 


[A4] Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции  согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в  материалах дела доказательствам и требованиям закона. 

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела,  проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых  судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об  отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с нормами статьи 210 Гражданского кодекса Российской  Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему  имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

Согласно нормам статьи 249 Гражданского кодекса Российской  Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со  своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по  общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. 

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской  Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в  многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности  общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое,  электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами  или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. 

Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут  бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. 

Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158  Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в  многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание  принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей  доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы  за содержание и ремонт жилого помещения. 

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане  и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое  помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за  жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого  помещения с момента возникновения права собственности на жилое  помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для  собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за  содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за  услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание,  текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;  плату за коммунальные услуги. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса  Российской Федерации государственной собственностью в Российской  Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности 


[A5] Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество,  принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации –  республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной  области, автономным округам (собственность субъекта Российской  Федерации). 

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской  Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество  закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим  имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями  своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не  установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия  собственника этого имущества. 

На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления,  распространяются требования пункта 3 статьи 30, части 1, 2, 3 статьи 153  Жилищного кодекса Российской Федерации по уплате взносов на  капитальный ремонт. 

Факт оказания истцом коммунальных услуг, услуг по содержанию  общего имущества многоквартирного дома в заявленный период ответчиком  не оспорен. Доказательств надлежащего и своевременного исполнения  обязательств по внесению платы за оказанные коммунальные услуги и  услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома за  спорный период ответчиком не представлено (часть 1 статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,  обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а  также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи  64, статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном нормами статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  представленные в материалы дела доказательства, суды установив, что  учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление  имущественных отношений» владеет помещениями на праве оперативного  управления в многоквартирном доме, что обуславливает наличие  обязанности по внесению платы за оказанные коммунальные услуги и услуги  по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в отсутствие  доказательств уплаты долга, пришли к правомерному выводу о наличии  оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 533 387 руб. 97  коп. 

Довод Минобороны России об отсутствии правовых оснований для  привлечения его к субсидиарной ответственности по данному делу подлежит  отклонению судом кассационной инстанции. 

Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской  Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с  законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет 


[A6] ответственность дополнительно к ответственности другого лица,  являющегося основным должником (субсидиарную ответственность),  кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если  основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или  кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное  требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему  субсидиарную ответственность. 

В силу пункта 3 статьи 123.21 названного Кодекса учреждение отвечает  по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса  Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим  обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.  При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по  обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. 

Согласно норме подпункта 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса  Российской Федерации главный распорядитель средств федерального  бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве  представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым  при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных  подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся  казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. 

В абзаце первом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах  применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации,  связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на  средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее –  постановление Пленума № 13) разъяснено, что к числу денежных  обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в  порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, относятся, в частности, их обязанности уплатить за  счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с  выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно  положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. 

Согласно абзацу четвертому пункта 20 постановления Пленума № 13  кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику –  казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при  недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному  распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое  обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного  учреждения за счет средств соответствующего бюджета. 

В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного  акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного  учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов  бюджетных обязательств – с главного распорядителя бюджетных средств. 


[A7] Судами правомерно, при недостаточности лимитов бюджетных  обязательств у учреждения «Приволжско-Уральское территориальное  управление имущественных отношений», указано на привлечение  Минобороны России в качестве субсидиарного ответчика как главного  распорядителя бюджетных средств, осуществляющему финансовое  обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного  учреждения. 

Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному  должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 Гражданского  кодекса Российской Федерации, в этом случае вопрос об имущественном  положении казенного учреждения при рассмотрении дела не является  значимым, поскольку субсидиарная ответственность собственника  имущества казенного учреждения наступит лишь в случае установления, с  соблюдением предусмотренного законом порядка исполнения судебного акта  о взыскании долга с основного должника, факта недостаточности у него  имущества. 

При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой  и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали  все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали  правовую оценку доводам Минобороны России, вновь приведенным в  кассационной жалобе. Иная оценка заявителем обстоятельств дела не  свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении  спора норм материального и процессуального права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с  частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом  кассационной инстанции также не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат  оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2021 по делу

 № А60-13593/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.А. Сафронова

Судьи Л.Н. Черемных

 Л.В. Громова