ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1996/22 от 19.04.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-1996/22

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского  межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (далее – управление) на решение Арбитражного суда  Свердловской области от 21.09.2021 по делу № А60-34644/2021 и  постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022  по тому же делу. 

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их  адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству  заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на  официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

 В судебном заседании приняли участие представители:   управления – ФИО1 (доверенность от 06.12.2021); 

акционерного общества «Каменское» (далее – АО «Каменское»,  общество) – ФИО2 (доверенность от 15.04.2022). 

 АО «Каменское» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области  к управлению с заявлением о признании недействительным предписания  об устранении выявленных нарушений от 13.04.2021 № 260. 

Решением суда от 21.09.2021 заявленные требования удовлетворены.  Признан незаконным и отменен пункт 2.6 предписания управления  об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.04.2021   № 260. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 11.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе управление просит решение суда первой  инстанции и постановление апелляционного суда отменить, признать пункт 2.6 


[A2] предписания управления от 13.04.2021 № 260 законным и обоснованным,  полагая, что позиция судов об отсутствии необходимости получения  обществом лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,  обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности  АО «Каменское» ошибочна и неправомерна. 

Управление считает, что использование навоза IV класса опасности в  собственных целях также подпадает под понятие утилизации, а перепревание  отходов животноводства естественным или другим способом подходит под  определение обезвреживание отходов, т.е. влечет необходимость получения  лицензии. То обстоятельство, что общество использует «навоз свиной» в виде  органического удобрения в соответствии с техническим регламентом, не  опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного  отхода и не освобождает общество от исполнения установленных  действующим законодательством обязанностей; ссылка общества на то, что  навоз является сырьем для получения органического удобрения в соответствии  с самостоятельно им разработанным техническим регламентом в отсутствие  положительного заключения государственной экологической экспертизы  федерального уровня является несостоятельной. 

В представленном отзыве общество просит судебные акты оставить без  изменения. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке,  предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции  пришел к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, управление в ходе  проведенной с 17.03.2021 по 13.04.2021 в отношении АО «Каменское»  плановой выездной проверки установило, что общество осуществляет  деятельность по обезвреживанию, утилизации отхода IV класса опасности –  «навоз свиней свежий», «навоз крупного рогатого скота перепревший» в  отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I - IV классов опасности. 

По результатам проверки управлением составлен акт проверки  от 13.04.2021 № 260, обществу выдано предписание об устранений выявленных  нарушений обязательных требований от 13.04.2021 № 260, пунктом 2.6.  которого обществу в срок до 18.04.2022 предписано получить лицензию на  осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. 

Не согласившись с указанным предписанием управления в части пункта  2.6, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что общество  не осуществляет сбор отходов в смысле статьи 1 Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -  Закон № 89-ФЗ), а также не производит совокупность действий по сбору,  транспортировке, утилизации навоза и, соответственно, прибыли от такой 


[A3] деятельности не получает, в связи с чем получение лицензии по обращению с  опасными отходами такому предприятию не требуется. 

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой  инстанции. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения  органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны  незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской деятельности. 

Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным  необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие  оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому  акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого  акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи  200 АПК РФ). 

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011   № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее –  Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности  относится к лицензируемым видам деятельности. 

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в  целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и  окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот  в качестве дополнительных источников сырья, определены в Законе № 89-ФЗ. 

Статья 1 Закона № 89-ФЗ содержит основные понятия, используемые в  названном Законе. Так, под обращением с отходами понимается деятельность  по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации,  обезвреживанию, размещению отходов; под сбором отходов - прием отходов в  целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения  лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание,  размещение; под транспортированием отходов - перемещение отходов с  помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося  в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя  либо предоставленного им на иных правах; под утилизацией отходов -  использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения  работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе  повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их  возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки  (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного  применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных  


[A4] отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных  энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на  объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным  пунктом 3 статьи 10 названного Закона 

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на  окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями,  установленными федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим государственное регулирование в области охраны  окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные  отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы;  IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы  (статья 4.1 Закона № 89-ФЗ). 

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным  классификационным каталогом отходов. 

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  от 22.05.2017 № 242 утвержден ФККО, в соответствии с которым отходы  разведения свиней, сельскохозяйственной птицы отнесены к отходам III -  V классов опасности. 

Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001  «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.  Термины и определения» к отходам не относятся «побочный продукт» -  дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной  продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как  сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой  продукции. 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе  использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в  результате их хозяйственной и иной хозяйственной деятельности, в том числе  навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд  в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в  качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с  животноводством (смешанное сельское хозяйство). 

Судами установлено, что и управлением не опровергнуто, что заявитель  производит обработку побочного продукта (навоза) в соответствии с  установленными техническими регламентами с целью получения удобрения  для собственных нужд: навоз свиней и крупного рогатого скота свежий  естественным образом перегнивает в буртах и специальных площадках, с  последующим внесением (утилизация) в почву навоза свиней и крупного  рогатого скота перепревшего. 

В соответствии с установленным обществом технологическим процессом  производства удобрения навоз перерабатывается в продукт - органическое  удобрение, который в дальнейшем используется обществом в своей  производственной деятельности. Названный процесс осуществляется  обществом на основании Технического регламента производства органического  удобрения на основе навоза свиней и крупного рогатого скота АО «Каменское» 


[A5] (утвержден 25.09.2020), разработанного ООО Холдинговая компания  «УралЭкология» для АО «Каменское» на основе действующих в Российской  Федерации норм, правил и государственных стандартов, требований  природоохранного законодательства, описывает условия и порядок проведения  технологического процесса переработки навоза от содержания свиней и  крупного рогатого скота животноводческих подразделений АО «Каменское» в  органическое удобрение, обеспечивающий получение экологически  безопасного продукта с показателями качества, отвечающими требованиям  ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов  животноводства. Технические условия», а также устанавливающий  безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей производства. 

В соответствии с технологическим процессом производства удобрения,  применяемым обществом, свиной навоз и навоз крупного рогатого скота  перерабатывается в продукт - органическое удобрение, который в дальнейшем  используется АО «Каменское» в своей производственной деятельности. При  этом процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит  естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности и  не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1  Закона № 89-ФЗ. 

Судами установлено отсутствие у общества сооружений для  обезвреживания; естественное биологическое обеззараживание навоза  происходит на участке временного накопления путем выдерживания в буртах и  на площадках, срок не превышает 11 месяцев со дня складирования. Как  следствие, процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не  являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона № 89-ФЗ. 

Судами принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств,  подтверждающих прием обществом органических отходов от иных лиц с целью  дальнейшей переработки (утилизации), реализацию обществом с целью  получения прибыли полученного им из отходов удобрения иным лицам. 

Судами отмечено, что согласно письму Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 в случае  отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов,  которые образуются в животноводстве в результате содержания  сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности  последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных  (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного  законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность  по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,  размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов,  разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение,  расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду  при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет,  органические вещества и материалы распространяться не будут. 


[A6] Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме  от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не  производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации  навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает,  получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию  не требуется. 

Учитывая процесс преобразования отходов производства в удобрение,  суды заключили, что АО «Каменское» не осуществляет деятельность по  обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему  положениями Закона № 89-ФЗ, что исключает обязанность общества по  получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. 

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного  Суда Российской Федерации от 18.09.2019 № 307-ЭС19-15203 по делу   № А44-3794/2018. 

Поскольку наличие у общества обязанности лицензирования спорной  деятельности управлением не доказано, суды правомерно признали пункт 2.6  оспариваемого предписания незаконным и удовлетворили заявленные  требования. 

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими  фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда  кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации не имеется. 

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы выводов судов не  опровергают и подлежат отклонению с учетом вышеизложенных обстоятельств  данного конкретного дела, установленных судами. 

Нормы материального права применены судами по отношению к  установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют  имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с  требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной  инстанции не выявлено. 

 С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных  актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области  от 21.09.2021 по делу № А60-34644/2021 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 по тому же делу оставить без 


[A7] изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Д.В. Жаворонков 

Судьи Н.Н. Суханова

 Е.А. Кравцова