ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2566/18 от 18.07.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-2566/18

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Вербенко Т.Л., Соловцова С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного  общества «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (далее – общество  «СУАЛ», истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 01.11.2017 по делу № А60-8201/2017 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители:
общества «СУАЛ Урал» – ФИО1 (доверенность от 25.12.2017
 № 155/2017);

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Дирекция единого заказчика» (далее – общество «УК «ДЕЗ», ответчик) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2018 № 2). 

Общество «СУАЛ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской  области с исковым заявлением к обществу «УК «ДЕЗ» о взыскании  33 233 502 руб. 43 коп. основного долга за поставленную в период с ноября по  декабрь 2016 года тепловую энергию, 804 544 руб. 33 коп. пеней на основании  ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  (далее – Закон о теплоснабжении). 

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. 


После отказа от иска в части взыскания основного долга и последующего  уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации общество «СУАЛ» просило  взыскать с общества «УК «ДЕЗ» законную неустойку (пени) в сумме  716 937 руб. 60 коп., начисленной за период с 16.12.2016 по 05.03.2017. 

Решением суда от 01.11.2017 (судья Комлева О.В.) принят отказ  от исковых требований в части взыскания основного долга в сумме  786 896 руб. 88 коп., производство по делу в указанной части прекращено. В  оставшейся части исковые требования удовлетворены частично: с общества  «УК «ДЕЗ» в пользу общества «СУАЛ» взыскана неустойка в сумме 263 100  руб. 49 коп., начисленная на основании части 9.3 статьи 15 Закона о  теплоснабжении за период с 16.12.2016 по 13.02.2017, а также 6 363 руб.  расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче иска. В  удовлетворении остальной части исковых требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  07.02.2018 (судьи Власова О.Г., Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю.) решение суда  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество «СУАЛ», просит решение и  постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении  исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами  норм материального права. 

Как считает податель жалобы, при частичном удовлетворении  заявленных исковых требований расчет ответчика был признан арифметически  верным и соответствующим нормам Правил предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и  жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). 

Ссылаясь на положения п. 42(1) Правил № 354, заявитель указывает, что  при отсутствии коллективного (общедомового прибора учета) тепловой  энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета  тепловой энергии в жилом доме, размер платы за коммунальную услугу по  отоплению определяется по формуле 2(1) приложения № 2 к Правилам № 354  исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом  коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную  услугу по отоплению. 

По мнению истца, выводы судов о том, что полная оплата за  потребленную в спорный период (ноябрь-декабрь 2016 года) тепловую энергию  возможна только к отопительному сезону 2017-2018, т.е. до сентября 2017 года,  необоснованны, поскольку равномерное внесение платы в течение  календарного года обусловлено тем, что с января по декабрь определяется  годовое потребление тепловой энергии исходя из норматива и распределяется  равномерно (равными частями) исходя из 1/12 на каждый месяц, без какой-либо  привязки к отопительному сезону, таким образом, денежные средства за 


ноябрь-декабрь 2016 года ответчик частично собрал с населения, в том числе и  в летние месяцы. 

Кроме того заявитель жалобы также указывает на отсутствие в  постановлении Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 № 2040  «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения» положений о  применении норматива в размере 0,258 Гкал на 1 м² в течение года (ежемесячно  по 1/12 от годового объема), в связи с чем данный норматив следует применять  исходя из отапливаемого периода (восемь месяцев). 

Как полагает податель жалобы, поскольку материалы дела не содержат  доказательств принятия соответствующим органом государственной власти  субъекта Российской Федерации решения о сохранении прежнего способа  оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в  не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом  доме или не оборудованном индивидуальным (или) общим (квартирным)  прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме,  который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета  тепловой энергии, равномерно в течение года за каждый календарный месяц,  кассатор полагает, что распределение тепловой энергии для целей отопления в  адрес управляющих компаний производится на основании показаний  общедомовых приборов учета, а при их отсутствии на основании  утвержденного постановлением Главы города Каменска-Уральского № 2040  годового норматива на отопление по 1/8, т.е. за период фактического получения  услуги, что полностью соответствует положениям Правил заключения  договоров ресурсоснабжения с исполнителями коммунальных услуг,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее -  Правила № 124) и Правил установления и определения нормативов  потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. 

В отзыве на кассационную жалобу общество «УК «ДЕЗ», возражая  против доводов заявителя, просит оставить оспариваемые решение и  постановление без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения  судом норм материального и процессуального права, а также соответствие  выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу  фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд  кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения кассационной жалобы. 

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении  спора, общество «СУАЛ» является энергоснабжающей организацией и  осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии для абонентов на  территории г. Каменск-Уральский Свердловской области. 


Общество «УК «ДЕЗ» является управляющей организацией,  осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами на  территории г. Каменск- Уральский. 

В период с ноября по декабрь 2016 года 2016 года в отсутствие  заключенного договора теплоснабжения истцом отпущена ответчику тепловая  энергия на нужды отопления многоквартирных жилых домов. 

Истцом направлен ответчику счета, счеты-фактуры и акты выполненных  работ от 30.11.2016, от 31.12.2016 на сумму 33 233 502 руб. 43 коп. 

Ненадлежащее исполнение обществом «УК «ДЕЗ» обязательств по  оплате поставленной тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных  жилых домов послужило основанием для обращения общества «СУАЛ» в  арбитражный суд с рассматриваемым иском. 

 В ходе судебного разбирательства ответчик погасил основной долг за  услуги теплоснабжения, оказанные в ноябре-декабре 2016 года, в связи с чем  истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в указанной части отказался от иска. 

Судебные акты в указанной части не обжалуются.

Спорной является правомерность требования истца о взыскании  неустойки, начисленной и взысканной судом на основании части 9.3 статьи 15  Закона о теплоснабжении. 

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции  исходил из доказанности истцом как факта поставки тепловой энергии в  спорный период, ее объема и стоимости, так и факта нарушения ответчиком  сроков оплаты, правомерности требования о взыскании пеней, а также  ошибочности заявленного истцом расчета неустойки. 

 Суд апелляционной инстанции решение поддержал, признал его  законным и обоснованным.  

 Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют  установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему  законодательству. 

По правилам статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации  исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом,  удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией,  задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. 

В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации  неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором  денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае  неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в  случае просрочки исполнения. 

Согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской  Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной  законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли  обязанность ее уплаты соглашением сторон. 


Обязанность управляющей организации, приобретающей тепловую  энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления  коммунальных услуг, уплатить единой теплоснабжающей организации  (теплоснабжающей организации) пени в случае несвоевременной и (или)  неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя  предусмотрена частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении. 

Судами установлено, что поставка спорного теплового ресурса  осуществлялась в отсутствие заключенного между сторонами договора. 

Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор  практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»  отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие  установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не  освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной  ему тепловой энергии. 

Из материалов дела усматривается, что при доказанности факта поставки  теплового ресурса, между сторонами возник спор относительно порядка  определения размера обязательств за поставленный ресурс, при нарушении  сроков оплаты которого подлежит начислению законная неустойка,  предусмотренная частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении. 

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской  Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из  объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям  приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти  субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 № 2040  «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения» установлен  норматив потребления по коммунальной услуге «отопление» для населения,  проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах  Каменск-Уральский в размере 0,258 Гкал на 1 м² общей площади в год. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006   № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов  потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306). 

Согласно Правилам № 306 в редакции, действующей на момент принятия  постановления Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 № 2040,  нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного  метода определялись по формулам, предусмотренным разделом II приложения  к Правилам (пункт 44 Правил). 

Из содержания пункта 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6)  следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 м² в  месяц) необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один  отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в 


формуле на 12 месяцев, что подразумевает определение норматива  применительно к одному месяцу календарного года. 

Следовательно, норматив потребления по коммунальной услуге  «отопление» в данном муниципальном образовании город Каменск-Уральский  составлял 1/12 годового расхода тепловой энергии, что соответствовало  действующему на тот период законодательству. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011   № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»  признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг  гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), за исключением  пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную  услугу по отоплению, и пунктов приложения № 2 к указанным Правилам, в  части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по  отоплению, которые утратили силу с 01.07.2016. 

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 307 оплата коммунальной  услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение  отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. 

Согласно пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных  (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер  платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для  отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к  названным Правилам. 

Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307  установлена формула определения размера платы, предусматривающая  применение такого показателя, как норматив потребления тепловой энергии на  отопление. 

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами   № 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный  период. 

В целях применения Правил № 354 с 01.07.2012 изменился порядок  установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,  утвержденный Правилами № 306. Соответствующие изменения были внесены в  Правила № 306 Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.03.2012 № 258 «О внесении изменений в Правила установления и  определения нормативов потребления коммунальных услуг». 

Кроме того, 27.08.2012 было принято постановление Правительства  Российской Федерации № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление   № 857), пунктом 1 которого установлено, что Правила № 354 в части  определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по 


отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих  особенностей: 

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по  отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном  индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не  оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета  тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в  многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым)  прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении  потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все  расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения  определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению  осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за  коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными  настоящим Постановлением; 

б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской  Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера  платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы  за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами  предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307,  используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление,  действовавшие по состоянию на 30.06.2012. 

Как верно указал суд апелляционной инстанции, принятие постановления   № 857 было обусловлено изменением в порядке определения норматива  потребления коммунальной услуги по отоплению и предполагало смягчение  резкого перехода с ежемесячной оплаты отопления на внесение платы только в  отопительный сезон, устанавливая переходный период 2012-2014 годов. 

Так, в прежней редакции Правил № 306 норматив отопления определялся  в расчете на целый календарный год (суммарный расход тепловой энергии на  отопление помещений МКД, потребленный за отопительный период, нужно  было разделить на общую площадь жилых помещений в МКД и на 12). Исходя  из этого, плата за отопление исчислялась ежемесячно в равных суммах.  В редакции, сформированной постановлением Правительства Российской  Федерации от 28.03.2012 № 258 и действующей с 01.07.2012 (формула 5  приложения к Правилам № 306), норматив потребления коммунальной услуги  по отоплению определяется в расчете на отопительный период (суммарный  расход тепловой энергии на отопление МКД делится на общую площадь как  жилых и нежилых помещений в МКД, так и помещений, входящих в состав  общего имущества, и на количество календарных месяцев, в том числе  неполных, в отопительном периоде). Следовательно, новые нормативы  предполагают, что плата за отопление должна вноситься лишь за расчетные  месяцы отопительного периода. 


В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.04.2013 № 307 «О некоторых вопросах применения постановления  Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857» также  установлено, что органы государственной власти субъектов Российской  Федерации до 01.07.2013 вправе принять одно из решений, предусмотренных  пунктом 1 Постановления № 857, в том числе в случае, если органы  государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение,  предусмотренное пунктом 2 указанного Постановления. 

В случае, если в указанные сроки органы государственной власти  субъекта Российской Федерации не примут решения о выборе одного из  способов расчетов, то в таком субъекте Российской Федерации применяется  порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению,  предусмотренный Правилами № 354. 

В рамках предоставленных полномочий Правительством Свердловской  области принято постановление от 12.09.2012 № 990-ПП «О применении  нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории  Свердловской области в 2012-2014 годах», в соответствии с которым  предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по  отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных  домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу  по отоплению в соответствии с Правилами № 307, используя при этом  нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по  состоянию на 30.06.2012. 

По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив  на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный  постановлением главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 № 2040. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014   № 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к  установлению единых на территории субъекта Российской Федерации  нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных  муниципальных образований, расположенных на территории субъекта  Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить  этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции постановления Правительства  Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в  некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам  предоставления коммунальных услуг», вступившего в силу 30.06.2016 (далее –  Постановление № 603)). 

В силу подпункта «б» пункта 2 указанного Постановления решения  органов государственной власти субъектов Российской Федерации о  применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за  отопление, установленных по состоянию на 30.06.2012, действуют до отмены  их принявшими органами. 


При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции  соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что определение  объема коммунального ресурса по отоплению должно производится с учетом  норматива, установленного постановлением Главы города Каменск-Уральский  от 26.12.2006 № 2040. 

Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком в срок до  06.03.2017 произведена оплата поставленного в спорный период ресурса в  объеме, начисленном потребителям коммунальных услуг в ноябре-декабре 2016  исходя из равномерного распределения оплаты за отопление в течение  календарного года согласно утвержденного норматива, суды пришли к  обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с него  неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с частью 9.3  статьи 15 Закона о теплоснабжении за пределами периода с 16.12.2016 по  06.03.2017, т.е. в сумме превышающей 262 134 руб. 93 коп. не имеется. 

В тех многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми  приборами учета, общество «УК «ДЕЗ» правомерно начисляло плату, исходя из  среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за  предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии  исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой  энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к  количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и  нежилых помещений в многоквартирном доме (Согласно Приложения № 2 к  Правилам № 354 (формула 3 (1)). 

Довод заявителя жалобы о том, что постановление главы города Каменск- Уральский от 26.12.2006 № 2040 «О нормативах потребления коммунальных  услуг для населения» не содержит положений о применении норматива в  размере 0,258 Гкал на 1 м² в течение года (ежемесячно по 1/12 от годового  объема), отклоняется судом кассационной инстанции. 

Постановлением № 603 установлено, что органы государственной власти  субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или  отдельных муниципальных образований, расположенных на территории  субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа  осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в  течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).  Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября  и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной  власти субъекта Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его  принятия. 

Пунктом 3 Постановления № 603 установлено, что до вступления в силу  принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта  Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной  услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению  определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа 


оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода  или равномерно в течение календарного года), используемого при  осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в  силу настоящего Постановления. 

На дату вступления в силу Постановления № 603 (30.06.2016) на  территории Свердловской области постановлением Правительства № 990-ПП  установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по  отоплению в соответствии с Правилами № 307, предусматривающий оплату  коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с  использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на  отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012. 

Кроме того, указанным Постановлением № 603 также внесены изменения  в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения  коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг,  утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), в части установления новых  правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого  ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по  отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты  коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в  целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной  услуги по отоплению. 

Пунктом 25.1 Правил № 124 установлен новый порядок оплаты  исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в  многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной  услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые  тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном  доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года. 

В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за  соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем  порядке: 

- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом,  оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой  дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета  тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой  энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения № 2 к  Правилам № 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой  энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21  Правил № 124 (подпункт «а» пункта 25 Правил № 124); 

- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не  оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом,  не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя  из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением 


коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом  коэффициент периодичности внесения платы должен определяться  соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для  установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги  по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с  пунктом 3, 18 и 22 приложения № 1 к Правилам № 306 (подпункт «б», «в»  пункта 25.1 Правил № 124). 

Таким образом, если применяемые в субъекте Российской Федерации  нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены  исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой  за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных  услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой  ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными  долями - как в течение отопительного периода, так и в течение  межотопительного периода. 

Разрешая спор об объеме поставленной тепловой энергии, суд  апелляционной инстанции, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  представленные сторонами доказательства, правомерно применил правовые  нормы к установленным обстоятельствам дела. 

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в  соответствии с пунктом 13 Правил № 354, пунктом 8 Правил № 307  управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет  собственного экономического интереса в приобретении коммунальных  ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями  коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, ввиду чего  управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том  объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители  по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на  управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не  имеется. 

Исследовав и оценив все представленные сторонами в материалы  настоящего дела доказательства с позиции норм статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доказанности факта  нарушения ответчиком денежного обязательства, проверив представленный  истцом расчет неустойки и признав его неверным, в связи неправильным  определением истцом объема, подлежащего оплате до 15 числа следующего за  расчетным, суды, приняв представленный ответчиком контррасчет неустойки,  удовлетворили исковые требования истца в сумме 263 100 руб. 49 коп.  неустойки, начисленной за период с 16.12.2016 по 13.02.2017. 

Суд кассационной инстанции полагает указанные выводы судов первой и  апелляционной инстанций правомерными, доводы общества «СУАЛ» об 


обратном – основанными на неправильном толковании норм материального  права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной  инстанции не выявлено. 

С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба обществ – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2017 по делу   № А60-8201/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 07.02.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу акционерного общества «Сибирско-Уральская  алюминиевая компания» – без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий И.В. Лимонов 

Судьи Т.Л. Вербенко 

 С.Н. Соловцов