ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2718/22 от 21.06.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-2718/22

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Столярова А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Свердловской области на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2021 по делу № А6043270/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 04.03.2022 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель государственного  учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по  Свердловской области – ФИО1 (доверенность от 01.10.2021   № Д/136). 

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда  Российской Федерации в г. Североуральске Свердловской области  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением  к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Свердловской области (далее –  Территориальное управление Росимущества) об обязании принять в состав  казны Российской Федерации и прекратить право оперативного управления  на нежилое помещение общей площадью 57,1 кв. м, расположенное на  первом этаже МКД по адресу: <...>. 

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца о процессуальном 


[A2] правопреемстве, произведена замена истца, государственного учреждения -  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Североуральске  Свердловской области, на государственное учреждение - отделение  Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее  – Отделение Пенсионного фонда). 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2021  исковые требования удовлетворены в полном объеме. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.03.2022 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества  просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение  об отказе в удовлетворении искового заявления. Заявитель отмечет, что суды  не приняли во внимание тот факт, что спорные объекты недвижимости не  могут находиться в казне без определения субъекта, обеспечивающего  сохранность и управление имуществом; изъятие излишнего,  неиспользуемого или используемого не по назначению имущества,  закрепленного за учреждением, либо приобретенного учреждением за счет  средств, выделенных собственником, является в силу пункта 2 статьи 296  Гражданского кодекса Российской Федерации правом собственника. Кроме  того, заявитель указал, что статья 236 Гражданского кодекса Российской  Федерации, регулирующая отношения прекращения права собственности,  прямого указания на возможность прекращения права оперативного  управления не содержит. 

В отзыве Отделение Пенсионного фонда просит обжалуемые судебные  акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Как следует из материалов дела, в собственности Российской  Федерации находится нежилое помещение общей площадью 57,1 кв. м,  расположенное на первом этаже многоквартирного дома по адресу:  <...>,  кадастровый номер 66:60:0904024:755 (реестровый номер федерального  имущества 06601488). 

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по  управлению государственным имуществом № 70-р от 29.10.2009 за  Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда  Российской Федерации в г. Североуральск Свердловской области закреплен  указанный выше объект недвижимости на праве оперативного управления.  Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке,  что подтверждается выпиской из ЕГРН. 

С учетом поступившего от Отделения Пенсионного фонда запроса о  прекращении права оперативного управления Пенсионный фонд Российской  Федерации представил ответ от 11.06.2021 № 22-12893/01-07 о согласовании  решения о прекращении права оперативного управления на указанное  недвижимое имущество по причине неиспользования помещения по его  назначению. 


[A3] На территории Свердловской области полномочия собственника  федерального имущества осуществляет Территориальное управление  Росимущества. 

В связи с получением согласия на прекращение права оперативного  управления спорным имуществом Отделение Пенсионного фонда 19.07.2021  направило в адрес Территориального управления Росимущества документы  для принятия решения по вопросу прекращения прав оперативного  управления спорным имуществом. 

Территориальное управление Росимущества посредством направления  в адрес Отделения Пенсионного фонда письма от 11.08.2021 № 66-ВС- 06/10206 сообщило о поиске заинтересованных лиц для передачи спорного  имущества, а также о нецелесообразности передачи указанного имущества в  казну Российской Федерации. 

Полагая, что Территориальное управление Росимущества  необоснованно уклоняется от принятия спорного имущества, Отделение  Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым  иском. 

Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие,  за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,  владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом,  в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. 

Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ установлено, что собственник имущества  вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по  назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным  предприятием. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006   № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами  споров с участием государственных и муниципальных учреждений,  связанных с применением статьи 120 ГК РФ» учреждение, за которым  имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет,  пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями  собственника данного имущества и назначением этого имущества.  Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему  усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо  используемым не по назначению имуществом. 

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления  имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом,  прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим  Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения  права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у 


[A4] предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299  ГК РФ). 

Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности  прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим  лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или  уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в  иных случаях, предусмотренных законом. 

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может  отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество,  объявив об этом либо совершив другие действия, определенно  свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и  распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это  имущество. 

Исходя из системного толкования названных норм, следует  предусмотренная законом возможность отказаться от имущества,  предоставленного на праве оперативного управления. 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по  управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее -  Положение), Федеральное агентство по управлению государственным  имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению  федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные  полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации  осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), а также  функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные  функции в сфере имущественных и земельных отношений. 

Пунктом 4 Положения определено, что Росимущество осуществляет  свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и  подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,  общественными объединениями и иными организациями. 

В Свердловской области таким органом является Территориальное  управление Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Свердловской области, которое действует на основании  Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по  управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63. 

Согласно пункту 4.1.9 Положения о Территориальном управлении  Росимущества в Свердловской области, утвержденного приказом  Росимущества от 05.03.2009 № 63, на основании которого принято  вышеуказанное распоряжение, Территориальное управление Росимущества  закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве  оперативного управления с целью размещения территориальных органов  федеральных органов государственной власти и подведомственных им 


[A5] федеральных государственных учреждений на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном  порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по  назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за  территориальными органами федеральных органов государственной власти и  подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и  закрепление данного имущества за иными территориальными органами  федеральных органов государственной власти и подведомственными им  федеральными государственными учреждениями. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по  правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, установив, что спорное имущество было закреплено за истцом на  праве оперативного управления, имущество истцом по назначению не  используется, владение спорным имуществом влечет для истца  дополнительное материальное обременение в виде обязанности по  содержанию имущества, принимая во внимание письмо Пенсионного Фонда  Российской Федерации, которым согласована передача имущества в казну  Российской Федерации, в отсутствие доказательств, подтверждающих  правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию  имущества в казну, суды пришли к выводу о правомерности отказа истца от  спорного имущества, не используемого при осуществлении его уставной  деятельности и закрепленного за ним на праве оперативного управления. 

 Поскольку ответчик обладает полномочиями по изъятию излишнего,  неиспользуемого закрепленного в оперативном управлении учреждения  имущества, правовых оснований для отказа в прекращении права  оперативного управления на недвижимое имущество и принятии его в состав  казны Российской Федерации у Территориального управления  Росимущества не имелось, суды признали заявленные требования  обоснованными. 

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат  отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в  мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном  толковании норм материального права, с учетом установленных по делу  обстоятельств, в части направлены на переоценку доказательств и  сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной  инстанций о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда  кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Нарушений норм процессуального и материального права, которые  могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в  соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат  оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 


[A6] Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2021 по делу   № А60-43270/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 04.03.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Территориального управления Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской  области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи И.А. Краснобаева

 А.А. Столяров