Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3372/22
Екатеринбург
25 июля 2022 г. | Дело № А60-58049/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.
рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2022 по делу № А60-58049/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично, без вызова сторон.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, общество, общество «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2021 № 254, которым обществу назначено административное наказание по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 12.01.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 28.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Т Плюс» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, проверка заинтересованным лицом проведена не на основании действующего закона Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в отношении общества «Т Плюс» до 01.01.2022 при осуществлении регионального контроля в области регулируемых тарифов (цен), а на основании закона, не подлежавшего применению, а именно на основании Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Общество считает, что как на момент принятия решения о проведении внеплановой проверки от 23.08.2021, так и на момент вынесения постановления в отношении общества «Т Плюс» подлежал применению Федеральный закон
№ 294-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства , могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в ходе внеплановой документарной проверки в отношении общества«Т Плюс», проведенной Региональной энергетической комиссией Свердловской области, установлен факт нарушения срока раскрытия информации, подлежащей свободному доступу в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации, о регулируемой деятельности.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления 16.09.2021 в отношении общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В отношении общества «Т Плюс» административным органом вынесено постановление от 28.10.2021 № 254 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия состава административного правонарушения, из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации в сфере раскрытия информации на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии, в том числе: 1) непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица – субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В соответствии Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 (далее − Стандарты), общество «Т Плюс» как регулируемая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности.
Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) определена обязанность организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона № 416-ФЗ государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее − РЭК Свердловской области, Комиссия) в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» наделена полномочиями по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, в том числе организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, действующими на территории Свердловской области.
В пункте 1 Стандартов определено, что Стандартами устанавливается состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее − регулируемые организации).
На основании подпункта «а» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования − региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее − ФГИС «ЕИАС») с использованием форм размещения информации (шаблонов), утвержденных приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее − Приказ).
Обязанность по раскрытию информации регулируемыми организациями исполняется путем заполнения и размещения в ФГИС «ЕИАС» форм раскрытия информации (шаблонов), опубликованных ФАС России на сайте http://eias.ru в разделе «Отчетные формы (шаблоны)» в теме «Стандарты раскрытия информации в ЖКХ», посредством программы «ЕИАС Мониторинг». Заполненные шаблоны направляются ответом на запрос ФАС России через программу «ЕИАС Мониторинг».
Информация, размещаемая регулируемыми организациями в ФГИС «ЕИАС», публикуется на портале публикации сведений, подлежащих свободному доступу (http://ri.eias.ru) (далее − портал).
В соответствии с Приказом информация о наличии (отсутствии) технической возможности регулируемыми организациями раскрывается в форме 1.7. Указанная форма размещается в ФГИС «ЕИАС» в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.GVS, который публикуется на портале: сфера «Горячее водоснабжение», раздел «Доступ к товарам и услугам».
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонам не оспаривается, что общество «Т Плюс»осуществляет вид деятельности в сфере горячего водоснабжения (в закрытой системе горячего водоснабжения) на территории Свердловской области.
Из материалов дела также следует, что проведенной проверкой административного органа обнаружено отсутствие информации, подлежащей раскрытию субъектом естественной монополии, а именно информация в отношении деятельности, осуществляемой обществом «Т Плюс» на территории городского округа Первоуральск за первый квартал 2021 года не размещена.
На листе «Титульный» шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.GVS за второй квартал 2021 года, опубликованного на портале 02.09.2021, содержится указание на тип отчета: изменения в ранее раскрытой информации.
Из информации, содержащейся в листах «Территория», «Дифференциация», «Форма 1.0.1», «Форма 1.7» шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.GVS за второй квартал 2021 года (опубликован 02.09.2021), следует, что информация размещена в отношении вида деятельности «подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения», в том числе на территории городского округа Первоуральск.
Таким образом, информация в формате заполненного шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.GVS за второй квартал 2021 года в отношении деятельности, осуществляемой обществом «Т Плюс» на территории городского округа Первоуральск, опубликована 02.09.2021, то есть с нарушением срока, предусмотренного законодательством.
По данному факту в отношении общества как регулируемой организации составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление административного органа о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заинтересованным лицом действие общества правильно квалифицировано как непредоставление сведений о своей деятельности субъектом естественных монополий.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о допущенных субъектом естественной монополии нарушениях Стандартов раскрытия информации при оказании услуг, выразившихся в необеспечении раскрытия информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Обществом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.
При разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности субъект естественной монополии имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при оказании названых услуг населению, однако заявитель пренебрег имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере холодного водоснабжения.
При этом оценив представленные доказательства в их неразрывной совокупности, учитывая характер совершенного административного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об избрании в отношении общества административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб., адекватного и соразмерного конституционно значимым целям и ценностям, необходимого для их защиты и отвечающего требованиям справедливости.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя жалобы о том, что РЭК Свердловской области допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в материалах проверки доказательствами.
Кроме того судом апелляционной инстанции указано, что ссылка на Федеральный закон № 248-ФЗ в решении РЭК Свердловской области от 23.08.2021 № 103 о проведении проверки не влечет недействительности акта проверки, так как согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ только в случае проведения проверки с грубым нарушением установленных нормами Федерального закона № 294-ФЗ требований результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Также суд апелляционной инстанции указал, что вопреки доводам общества, превышения сроков проведения проверки Комиссией не было допущено.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы общества о нарушении норм материального права, выразившихся в применении закона не подлежащего применению и не применении закона подлежащего применению, указал, что иное толкование переходных положений федерального законодательства привело бы к незаконной, необоснованной и нелогичной утрате РЭК Свердловской области полномочий в период с 01.07.2021 по 01.01.2022 на проведение внеплановой проверки в рамках контроля в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, и создавало бы ничем не обусловленную лазейку для ухода контролируемых лиц от административной ответственности.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом, в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется, поскольку в силу прямого указания закона (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ) административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2022 по делу
№ А60-58049/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Ю.В. Вдовин