ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3970/18 от 11.07.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-3970/18

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее – заявитель, ООО  «Рубикон», общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области  от 05.02.2018 по делу № А47-12057/2017 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа  с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской  области прибыли представители: 

акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» (далее -  АО «Газпром газораспределение Оренбург», третье лицо) - ФИО1  (доверенность от 12.12.2017), 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской  области (далее – управление, антимонопольный орган) – ФИО2  (доверенность от 05.02.2018). 

ООО «Рубикон» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с  заявлением о признании незаконным и отмене определения управления  от 08.09.2017 № 11533 об отказе в возбуждении дела об административном  правонарушении № 07-19-37/2017. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  АО «Газпром газораспределение Оренбург». 


Решением суда от 05.02.2018 (судья Лазебная Г.Н.) в удовлетворении  требований заявителей отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 22.03.2018 (судьи Арямов А.А., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение  суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты  отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований,  настаивая на наличии в действиях третьего лица признаков состава  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как  АО «Газпром газораспределение Оренбург» технические условия не выданы в  течение 10 дней со дня его получения его запроса, чем нарушены требования  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите  конкуренции» (далее – Закон № 135-Ф3, Закон о защите конкуренции). 

Считает, что в Правилах подключения (технологического присоединения)  объектов капитального строительства к сетям газораспределения,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 

от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), не идет речь о  «непосредственном» включении объекта в программу газификации, и эти  Правила не обуславливают получение технических условий необходимостью  обязательного включения объекта в такую программу, а допускают случаи  присоединения объекта сети газораспределения к другой сети  газораспределения (что имело место в настоящем случае), и в этом случае  необходимости предоставления в заявке на выдачу технических условий такой  информации не требуется, тем более что им планировалось строительство сети  газораспределения без поддержки государства. 

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором  просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы  отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в  материалах дела доказательств и с правильным применением норм  материального и процессуального права. 

Из обстоятельств дела следует и судами установлено, что 28.07.2017  ООО «Рубикон» обратилось к АО «Газпром газораспределение Оренбург» с  запросом о предоставлении технических условий на подключение  (технологическое присоединение) к его сети газораспределения объекта «Сеть  газораспределения в п. Чкалов от ул. Гагарина до ул. Хлебная», проектируемой  по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Чкаловский сельсовет,  п. Чкалов. 

В ответ АО «Газпром газораспределение Оренбург» сообщило заявителю  об оставлении запроса без рассмотрения, ввиду непредставления им полного  пакета документов – в нарушение подпункта «д» пункта7 Правил № 1314  отсутствует информация о включении присоединяемого объекта сети  газораспределения в программу газификации. 


По итогам рассмотрения жалобы общества на указанные действия  третьего лица, антимонопольным органом вынесено определение от 08.09.2017   № 11533 № 07-19-37/2017, об отказе в возбуждении в отношении АО «Газпром  газораспределение Оренбург» дела об административном правонарушении по  признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ

Несогласие общества «Рубикон» с данным определение явилось  основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и  апелляционной инстанций, руководствуясь положениями п. 1 и 5 ст. 5, п. 1 

ст. 22 Закона о защите конкуренции, анализируя положения п. 3, 6. 7, 8, 12  Правил № 1314, пришли к выводу, что отказ антимонопольного органа и  действия общества «Газпром газораспределение Оренбург» соответствуют  нормам права. 

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность  обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит  оснований для их отмены. 

Определение об отказе в возбуждении дела об административном  правонарушении обжалуется в том же порядке (часть 4 статьи 30.1 КоАП РФ). 

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном  правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,  уполномоченным составлять протоколы об административных  правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов,  предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных  данных, указывающих на наличие события административного  правонарушения. 

Указанные материалы подлежат рассмотрению должностными лицами,  уполномоченными составлять протоколы об административных  правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ). 

Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в  возбуждении дела об административном правонарушении при наличии  материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1  настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы,  сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в  возбуждении дела об административном правонарушении. 

Связывая возможность возбуждения дела об административном  правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие  события административного правонарушения, КоАП РФ исключает  возможность начала производства по делу об административном  правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава  административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно,  принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении  или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об  административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое  решение принимается по факту поступления заявления (Определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 2315-О). 


Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что административным  правонарушением признается нарушение субъектом естественной монополии  правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или  установленного порядка подключения (технологического присоединения) к  магистральным нефтепроводам и (или) магистральным  нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям,  газораспределительным сетям или централизованным системам горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение  собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого  хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии, либо препятствование собственником или иным  законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей  транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке  сточных вод по их канализационным сетям. 

Как правильно указано судами, осуществляя деятельность по  транспортировке газа по трубопроводам, АО «Газпром газораспределение  Оренбург» является субъектом естественной монополии, его положение на  соответствующем товарном рынке является доминирующим, в связи с чем он  обязан соблюдать ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона № 135-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1314, подключение  (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети  газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление  заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на  подключение (технологическое присоединение) объектов капитального  строительства к сетям газораспределения (далее соответственно технические  условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о  заключении договора о подключении (технологическом присоединении)  объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка  о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых  для подключения (технологического присоединения) объектов капитального  строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила  подключения (технологического присоединения) объектов капитального  строительства к сетям газораспределения»; б) выдача технических условий в  случае направления заявителем запроса о предоставлении технических  условий; в) заключение договора о подключении (технологическом  присоединении) объектов капитального строительства к сети  газораспределения с приложением технических условий, являющихся  неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.06.2017 № 713; г) выполнение заявителем и исполнителем технических  условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и  газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к  подключению (технологическому присоединению); е) осуществление 


исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении  (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении  имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон,  по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.06.2017 № 713. 

Согласно пункту 7 Правил № 1314 запрос о предоставлении технических  условий должен содержать: а) полное и сокращенное (при наличии)  наименования заявителя, его организационно-правовую форму,  местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию,  имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица  (индивидуального предпринимателя); б) планируемый срок ввода в  эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии  соответствующей информации); в) планируемую величину максимального  часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения  (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких  точек; г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в  случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети  газораспределения к другой сети газораспределения; д) информацию о  включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу  газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты  сети газораспределения в случае предоставления технических условий на  присоединение объекта сети газораспределения к другой сети  газораспределения (подпункт «д» введен Постановлением Правительства РФ  от 19.06.2017 № 727). 

В пункте 8 Правил № 1314 предусмотрен перечень документов, которые  прилагаются к запросу о предоставлении технических условий. 

В случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в  пунктах 7 и 8 Правил № 1314, не в полном объеме, а также в случае  поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении  объекта капитального строительства, газификация которого запрещена  законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих  дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий  возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без  рассмотрения. Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос  о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального  строительства, газификация которого допускается законодательством  Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов,  указанных в пунктах 7 и 8 Правил № 1314, не допускается (пункт 12 Правил   № 1314). 

При представлении заявителем сведений и документов, указанных в  пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10  рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий  обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо  мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13 Правил   № 1314). 


Согласно статье 17 Закона № 69-ФЗ развитие газификации территорий  Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса  добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке  межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-  коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок  разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 утверждены  Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ  газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных  организаций. 

Пунктом 6 указанного Постановления установлено, что разработка  программ газификации осуществляется на основе: а) прогнозирования объемов  производства и потребления природного газа на территории субъекта  (субъектов) Российской Федерации; б) оценки основных показателей  газоснабжения потребителей, включая уровень развития их инфраструктуры; в)  оценки планов развития газотранспортной системы; г) формирования основных  направлений развития в области газоснабжения и газификации субъекта  (субъектов) Российской Федерации; д) разработки прогноза газификации и  определения основных прогнозных показателей программ газификации; е)  сбора предложений по формированию программ газификации с указанием  ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и  газификации и мероприятий по подключению потребителей; ж) оценки  соответствия мероприятий программы газификации и результатов ее  выполнения целям документов стратегического планирования; з) подготовки  финансово-экономического обоснования программ газификации; и) разработки  мер государственной поддержки организаций, осуществляющих газификацию  удаленных населенных пунктов и социально значимых объектов; к)  организации сбора информации и расчета показателей (индикаторов) программ  газификации; л) подготовки плана мероприятий по реализации программ  газификации и определения ответственных участников программ газификации;  м) согласования проектов программ газификации с соисполнителями программ  газификации; н) утверждения программ газификации. 

В соответствии с пунктом 3 упомянутого Постановления разработку и  реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.06.2017   № 482-п утверждена региональная программа «Развитие газификации в  Оренбургской области в 2017-2021 годах». 

Согласно пункту 16 постановления Правительства Оренбургской области  от 29.06.2017 № 482-п строительство распределительных внутрипоселковых и  домовых газовых сетей осуществляется за счет средств населения, бюджетов  различных уровней и других источников финансирования. 


В этой связи судами верно отклонен довод заявителя о том, что  реализация программ газификации осуществляется только с привлечением  бюджетных средств. 

Право заявителя на строительство сети газораспределения без поддержки  государства за счет собственных средств может быть реализовано в  соответствии с порядком разработки и реализации межрегиональных и  региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства,  промышленных и иных организаций, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903. Орган  исполнительной власти, установив наличие всех имеющихся оснований,  утверждает программу газификации, в том числе с заявленными объектами  газоснабжения. 

Подпункт «д» пункта 7 Правил № 1314 содержит альтернативное  требование о предоставлении в запросе на выдачу технических условий  информации в случае предоставления таких условий на присоединение объекта  сети газораспределения к другой сети газораспределения: 1) о включении  присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации; 2)  о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети  газораспределения. 

Поскольку в материалах дела не имеется сведений о том, что  планируемый заявителем к присоединению объект сети газораспределения  является реконструируемым, такой объект, как правильно указано судами,  подлежит включению в программу газификации и сведения о его включении в  эту программу подлежат представлению в составе запроса на выдачу  технических условий. 

При этом судами установлено, что указанные сведения в составе заявки  ООО «Рубикон» на предоставление технических условий не представлены, что  свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 12 Правил № 1314  основания для возврата такой заявки. 

 С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно поддержали  вывод антимонопольного органа об отсутствии оснований для возбуждения  дела об административном правонарушении в отношении АО «Газпром  газораспределение Оренбург». 

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом  рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное  толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих  применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены  обжалуемых судебных актов. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.02.2018 по делу   № А47-12057/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.03.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу ООО «Рубикон» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Н.Н. Суханова 

Судьи Ю.В. Вдовин

 Е.А. Кравцова