АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4274/18
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирская медь» (далее - заявитель, ООО «Башмедь», общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу № А07-26149/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - ФИО1 (доверенность от 01.01.2018), ФИО2 (доверенность от 05.04.2018), ФИО3 (доверенность от 08.12.2017),
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее - Росприроднадзора, Управление) – ФИО4 (доверенность от 09.01.2018).
ООО «Башмедь» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Управления от 06.06.2017 № 74-Н об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) в отношении опытнопромышленного участка «Дергамышский медно-кобальтовый карьер» (Россия, Республика Башкортостан, Хайбуллинский район), а также об обязании Управления в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем утверждения НООЛР ООО «Башмедь» в отношении указанного участка на основании проекта НООЛР (далее – ПНООЛР), разработанного ООО «Башмедь» и направленного в адрес управления письмом от 27.05.2016 № 34/212.
Решением суда от 29.01.2018 (судья Зиганшина Ю.С.) требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Башмедь» просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что Управление должно было принять решение об утверждении нормативов и лимитов в части отходов, по которым замечаний не имелось, и отказать в утверждении части отходов, по которым замечания отсутствовали. Указывает, что сама процедура разработки проекта НООЛР, предусмотренная Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок), свидетельствует о возможности разработки проекта на конкретный вид отходов.
Считает ошибочным вывод апелляционного суда о преюдициальном значении для рассматриваемого спора судебных актов по делу № А07- 23011/2016. При этом, указывает, что судом апелляционной инстанции необоснованно не учтено решение по делу № А07-21471/2016, которое, по мнению заявителя, как раз имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Также общество ссылается на то, что в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд не проанализировал и не дал оценку правомерности оспариваемого ненормативного акта Управления, а лишь оценил деятельность заявителя.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены апелляционным судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что ООО «Башмедь» осуществляет деятельность по добыче и обогащению медно-кобальтовых руд на Дергамышском месторождении в 12км юго-западнее п. Бурибай Хайбуллинского района Республики Башкортостан на основании лицензии от 30.03.2005 серии УФА № 00240 ТЭ.
Обществом разработан ПНООЛР в отношении опытно-промышленного участка «Дергамышский медно-кобальтовый карьер» и 02.07.2013 направлен в Управление с заявлением о его утверждении. При этом в перечень образующихся на предприятии отходов не были включены вскрышные породы, образующиеся при разработке месторождения.
Письмом от 12.08.2013 № 1113-Н Управление ответило отказом в связи с наличием замечаний к содержанию ПНООЛР, касающиеся в том числе не включения вскрышных пород в перечень объектов.
Письмом от 22.07.2013 № 2093 ООО «Башмедь» представило Управлению пояснения по выявленным замечаниям, указав, что на данный момент не решен вопрос о том, является ли образующаяся вскрышная порода отходом добывающей промышленности либо это строительный материал или сырье (продукция).
Письмом от 22.08.2013 № 04-02/05032 Управление сообщило, что при отсутствии технического проекта, предусматривающего возможность использования вскрышных пород в строительных работах, вскрышную породу следует учитывать как отход и вносить плату за его размещение.
ООО «Башмедь» 24.02.2014 повторно обратилось в Росприроднадзор с заявлением об утверждении доработанного ПНООЛР.
Управление 31.03.2014 повторно ответило отказом в утверждении ПНООЛР со ссылкой на неустранение ранее выданных замечаний.
На основании разработанного обществом в 2012 году Технического регламента на использование вскрышной породы (щебня) Дергамышского меднокобальтового месторождения, экспертного заключения от 21.01.2013 № 2101/2013 и Отчета о научно-исследовательской работе о возможности использования смеси гонных пород Дергамашского месторождения в строительства, выполненного ООО «Концерн «НЕДРА», общество пришло к выводу о том, что вскрышные породы являются самостоятельным готовым продуктом (сырьем) для потребления его в качестве строительного материала, в связи с чем в 2014 году начало выполнение мероприятий по сертификации вскрышных пород как продукции, которые были завершены в 2016 году. В том числе, были выполнены необходимые научные исследования (протокол лабораторных испытаний № 2623 от 31.03.2016, экспертное заключение на продукцию № 05-1647 от 05.04.2016, экспертное заключение о соответствии технических условий на продукцию предъявляемым требованиям от 05.04.2016 № 05-1646), разработаны и утверждены технические условия ТУ 5711- 001- 77833822-2015, ТУ 5711-001-77833822-2016, получен сертификат соответствия РОСС RU.AB28.H21140 (выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии).
ООО «Башмедь» 12.04.2016 обратилось в Управление с заявлением об утверждении ПНООЛР, письмом от 20.04.2016 № 34/195 известило о том, что продукт «смесь горных пород» Дергамышского месторождения учтен в бухгалтерском балансе ООО «Башмедь» именно в качестве продукции производства, поэтому не может быть включен в ПНООЛР, так как не является отходом.
Письмом от 19.04.2016 № 04-02/03504 Управление сообщило обществу о некомплектности представленных документов, вновь указав на необходимость включения в перечень отходов в ПНООЛР отхода – скальных и рыхлых вскрышных пород 5 класса опасности.
Письмом от 27.05.2016 № 34/210 ООО «Башмедь» вновь пояснило, что обозначенные породы являются не отходом, а продукцией и повторно направило заявление об утверждении НООЛР (исх. № 34/212 от 27.05.2016, вх. № 65 от 30.05.2016).
Уведомлением от 02.06.2016 Росприроднадзор возвратил представленные обществом документы, вновь указав на то, что смесь горных пород подлежит учету и указанию в ПНООЛР в качестве отходов.
Действия Управления по возврату документов были оспорены обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2017 по делу № А07-21471/2016 требования ООО «Башмедь» удовлетворены, действия Управления по возврату обществу документов признаны незаконными, суд обязал управление рассмотреть представленный обществом ПНООЛР.
В целях исполнения указанного судебного акта Управление известило общество о необходимости представить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ПНООЛР, в ответ ООО «Башмедь» направило необходимый пакет документов с соответствующим заявлением в адрес управления 27.05.2016, с приложением копии заявления и ПНООЛР.
Решением от 06.06.2017 № 74-Н Управление отказало в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду наличия в проекте от 08.04.2016 недостоверной информации, связанной с логическими ошибками в заполненных формах, а именно, в разделе Проекта 3 «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» содержится информация об образовании в деятельности предприятия при разработке карьера смеси горных вскрышных пород (включенных в Федеральный классификационный каталог отходов как отходы 5 класса опасности), однако, эти отходы не включены в перечень образующихся отходов в составе Проекта.
Не согласившись с указанным ненормативным актом Управления, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии для этого правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении требований, указав на то, что решением № А07-23011/2016, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, а также материалами рассматриваемого дела подтвержден факт отнесения образующихся в результате производственной деятельности заявителя на Дергамышском месторождении скальных вскрышных пород и рыхлых вскрышных пород к отходам 5 класса опасности. При этом отсутствие в ПНООЛР соответствующих сведений необходимо квалифицировать как представление недостоверной информации, что в силу пункта 11 Порядка № 50 является самостоятельным основанием для отказа в утверждении НООЛР.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В силу п.п.3.1, 3.11 и 5.31 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 данного закона установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и этим Федеральным
законом (п.1). Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п.З). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (п.5). В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации (п.10).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 рассматриваемого закона, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
В соответствии с пунктами 5 и 7 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями № 703. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы в том числе заявление об утверждении НООЛР, ПНООЛР.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной
форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 этого Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является: наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 этого Порядка; отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22313); превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Методические указания по разработке ПНООЛР утверждены приказом Минприроды от 05.08.2014 № 349.
В силу п.2 указанных Методических указаний Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению ПНООЛР, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.
Пунктами 5 и 6 Методических указаний установлено, что основными задачами при разработке ПНООЛР являются: определение (расчет) нормативов образования отходов; определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов; обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания; обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов. При принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР: наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам; имеющиеся технические возможности по использованию и (или)
обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам; количество предлагаемых к размещению отходов; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ссылка Управления на предоставление недостоверной информации по части объектов размещения отходов не препятствовала ему произвести утверждение НООЛР в отношении той части отходов, по которой у управления замечаний не имелось, поскольку в соответствии с Порядком № 50 и Методическими указаниями № 349, общество вправе в том числе разработать самостоятельные проекты на каждый вид отходов.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции в части отсутствия прямого нормативного запрета на разработку самостоятельных проектов на каждый вид отходов, образующихся от деятельности общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности применения этой позиции в рассматриваемой ситуации.
Апелляционным судом отмечено, что обществом разработан ПНООЛР в отношении Дергамышского медно-кобальтового карьера в целом, а не в отношении конкретных видов образующихся отходов, при этом, из буквального толкования п.2 Методических указаний № 349 следует, что в разработанном ПНООЛР обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Именно на основе информации по объекту в целом для достижения предусмотренных пунктом 5 Методических указаний № 349 целей (определение (расчета) нормативов образования отходов и обоснования количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания в конкретных объектах размещения отходов), территориальным органом Росприроднадзора принимается решение об утверждении НООЛР, учитывающее сведения, приведенные в пункте 6 Методических указаний № 349 (наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам; имеющиеся технические возможности по использованию и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам; количество предлагаемых к размещению отходов;
наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов).
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что факт отнесения образующихся в результате производственной деятельности заявителя по добыче рудных полезных ископаемых на Дергамышском месторождении скальных вскрышных пород и рыхлых вскрышных пород к отходам 5 класса опасности установлен судебными актами по делу № А07- 23011/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан, на что имеется ссылка в оспоренном решении Управления. Однако, судом первой инстанции оценка этому обстоятельству не дана.
Судебные акты по указанному делу приняты по спору между этими же лицами, вступили в законную силу, а потому содержащиеся в них выводы имеют обязательное значение для рассмотрения настоящего спора (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, как верно установлено апелляционным судом, следует признать доказанным факт отнесения образующихся в результате производственной деятельности ООО «Башмедь» на Дергамышском месторождении скальных вскрышных пород и рыхлых вскрышных пород к отходам 5 класса опасности. Такие отходы подлежат отражению в разработанном в отношении указанного объекта ПНООЛР.
Отсутствие в ПНООЛР соответствующих сведений об отходах при наличии в проекте информации о фактическом образовании вскрышных пород обоснованно квалифицировано управлением как представление недостоверной информации, связанное с наличием логических ошибок при заполнении форм, что в силу п. 11 Порядка № 50 является самостоятельным основанием для отказа в утверждении НООЛР.
В этой связи оспоренное решение об отказе заявителю в согласовании НООЛР соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы о том, что дело № А07-23011/2016 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, а напротив, решение по делу № А07- 21471/2016 носит преюдициальный характер, отклоняются как основанные на ошибочном толковании заявителем норм права.
Ссылка общества на то, что нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ суд не проанализировал и не дал оценку правомерности оспариваемого ненормативного акта Управления, отклоняется как противоречащий содержанию обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, все приведенным в жалобе доводам дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 09.04.2018 по делу № А07-26149/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Башкирская медь» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Суханова
Судьи Ю.В. Вдовин
Д.В. Жаворонков