ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4349/23 от 03.08.2023 АС Уральского округа




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № Ф09-4349/23 

Екатеринбург

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи  Поротниковой Е.А. рассмотрел кассационную жалобу Пермской таможни  (далее также – таможенный орган) на решение Арбитражного суда  Пермского края от 28.02.2023 по делу А50-29608/2022  и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 02.05.2023 по тому же делу. 

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном  главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2  АПК РФ, без проведения судебного заседания, без вызова лиц,  участвующих в деле, после истечения установленного определением суда  о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё. 

Общество с ограниченной ответственностью «Инкаб» (далее –  общество «Инкаб», общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского  края с заявлением к Пермской таможне о признании незаконным и отмене  постановления от 10.11.2022 № 10411000-1344/2022 о назначении  административного наказания по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.02.2023  заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено  вынесенное Пермской таможней постановление от 10.11.2022   № 10411000- 1344/2022 о назначении административного наказания по делу  об административном правонарушении, которым общество «Инкаб»  привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13  КоАП РФ в виде штрафа в размере 51 000 руб. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 02.05.2023 решение суда оставлено без изменения. 


В кассационной жалобе Пермская таможня ссылается на нарушение  норм материального и процессуального права, несоответствие выводов  суда обстоятельствам дела. 

В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что  таможенным органом было выявлено непредставление обществом «Инкаб»  в установленный срок статистических форм по разным отгрузкам товаров в  разные государства-члены (Армения, Казахстан, Республика Беларусь)  Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в ходе исполнения  трех разных контрактов с разными покупателями, в период времени –  сентябрь 2022 года. 

Пермская таможня настаивает на том, что к спорным  правоотношениям часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие  Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  (далее – Закон № 70-ФЗ), применению не подлежит, поскольку ведение  статистики таможенными органами не является формой государственного  контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020   № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном  контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ),  следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное  наказание за каждый факт нарушения сроков предоставления  статистических форм. 

В отзыве на кассационную жалобу общество «Инкаб» просит  оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную  жалобу Пермской таможни – без удовлетворения. 

Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена судом  кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2  АПК РФ. 

Согласно части 1 статьи 288.2 АПК РФ вступившие в законную силу  решения арбитражного суда первой инстанции и постановления  арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам,  рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть  обжалованы в порядке кассационного производства по правилам,  предусмотренным главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей,  установленных названной статьей. 

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для  пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1  названной статьи решений и постановлений являются существенные  нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права,  которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в  сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а  также защита охраняемых законом публичных интересов. 


Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.10.2022  общество представило в Пермскую таможню в виде электронных  документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной  подписью, через личный кабинет, статистические формы учета  перемещения товаров с системными номерами ED20221015072118440,  ED20221015070915794, ED20221015063741053 с регистрационными  номерами 10411000/151022/С425597, 10411000/151022/С425596,  10411000/151022/С425595 за отчетный период - сентябрь 2022 года. 

Согласно сведениям, указанным в статистической форме   № 10411000/151022/С425597, общество «Инкаб» вывезло из Российской  Федерации в Республику Армения товар «Оптический кабель ОКС», код  товара – 8544700000, общая стоимость товара – 10168,00 долларов, страна  происхождения товара – Россия, покупатель – закрытое акционерное  общество «Рединет», Армения, Ереван, Азатутян пр. 24/7-24/8, отчетный  период - сентябрь 2022 года. 

Статистическая форма с системным номером ED20221015072118440  (регистрационный номер 10411000/151022/С425597) 23.10.2022  аннулирована по причине: «в статформу добавлен уникальный номер  договора». Взамен Обществом предоставлена статистическая форма с  системным номером ED20221023133800735 (регистрационный номер  10411000/231022/С436009). 

Из сведений, содержащихся в статистической форме   № 10411000/151022/С425596, следует, что общество «Инкаб» вывезло из  Российской Федерации в Республику Армения товар «Оптический кабель»,  код товара – 8544700000, общая стоимость товара – 142397,38 долларов,  страна происхождения товара – Россия, покупатель – закрытое акционерное  общество «Рединет», Армения, Ереван, Азатутян пр. 24/7-24/8, отчетный  период - сентябрь 2022 года 

Статистическая форма с системным номером ED20221015070915794  (регистрационный номер 10411000/151022/С425596) 23.10.2022  аннулирована по причине: «в статформу добавлен уникальный номер  договора». Взамен обществом «Инкаб» предоставлена статистическая  форма с системным номером ED20221023133547468 (регистрационный  номер 10411000/231022/С436008). 

Согласно сведениям, указанным в статистической форме   № 10411000/151022/С425595, общество «Инкаб» вывезло из Российской  Федерации в Республику Армения товар «Оптический кабель», код товара  – 8544700000, общая стоимость товара – 114471,44 долларов, страна  происхождения товара – Россия, покупатель – закрытое акционерное  общество «Рединет», Армения, Ереван, Азатутян пр. 24/7- 24/8, отчетный  период - сентябрь 2022 года. 

Статистическая форма с системным номером ED20221015063741053  (регистрационный номер 10411000/151022/С425595) 23.10.2022 


аннулирована по причине: «в статформу добавлен уникальный номер  договора». Взамен обществом предоставлена статистическая форма с  системным номером ED20221023133343873 (регистрационный номер  10411000/231022/С436007). 

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, общество «Инкаб» с 26.05.2020  состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 19 по Пермскому краю и относится к региону деятельности  Пермской таможни. 

Из представленных обществом документов по статистическим  формам № 10411000/151022/С425597 (договор от 06.06.2022 № 42/22,  счет-фактура от 16.09.2022 № 1100003312, товарная накладная  от 16.09.2022 № 1100003312, CMR от 16.09.2022 № 16/09/22),   № 10411000/151022/С425596 (договор от 06.06.2022 № 42/22, счет-фактура  от 13.09.2022 № 1100003243, товарная накладная от 13.09.2022   № 1100003243, CMR от 13.09.2022 № 13/09/22) и   № 10411000/151022/С425595 (договор от 06.06.2022 № 42/22, счет-фактура  от 09.09.2022 № 1100003188, товарная накладная от 09.09.2022   № 1100003188, счет-фактура от 09.09.2022 № 1100003189, товарная  накладная от 09.09.2022 № 1100003189, CMR от 12.09.2022 № 12/09/22)  следует, что товары отгружены обществом «Инкаб» в сентябре 2022 года. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего. 

Согласно требованиям Правил ведения статистики взаимной  торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891  (далее – Правила № 891), статистическую форму на товары, отгруженные в  сентябре 2022 года общество должно представить в таможенный орган не  позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором  товар отгружен со склада, то есть до 14.10.2022, включительно. 

В ходе рассмотрения иска по существу, судами первой и  апелляционной инстанций установлено, что в нарушение требований  указанных Правил № 891 общество «Инкаб» представило в таможенный  орган статистические формы учета за отчетный период (сентябрь 2022  года) с нарушением установленного срока – 15.10.2022. 

Указанные обстоятельства явились основанием для составления  26.10.2022 должностным лицом таможенного органа в отношении общества  «Инкаб» протокола об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с учетом того, что  ранее общество «Инкаб» привлекалось к административной  ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. О составлении  протокола общество уведомлено письмом от 18.10.2022 № 03-04-08/17242,  а также телеграммой. 

По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с  компетенцией, установленной статьей 23.8 КоАП РФ, таможенным органом 


вынесено постановление от 10.11.2022 № 10411000-1344/2022, которым  общество «Инкаб» привлечено к административной ответственности  по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа  в размере 51 000 руб. 

Не согласившись с указанным постановлением, общество «Инкаб»  обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Суды первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях  общества «Инкаб» состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка,  срока привлечения к административной ответственности и отсутствии  оснований для освобождения общества от административной  ответственности. Вместе с тем, применив положения части 5 статьи 4.1  КоАП РФ, суды признали постановление Пермской таможни от 10.11.2022   № 10411000-1344/2022 о назначении административного наказания по делу  об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой  инстанции. 

Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не  имеется в связи со следующим. 

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за непредставление или несвоевременное представление в  таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо  представление статистической формы учета перемещения товаров,  содержащей недостоверные сведения. 

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное  совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018   № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон   № 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации  с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений,  указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных  источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган  статистическую форму установлена для российских лиц, которые:  заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению),  в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую  Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку,  но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров  имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими. 

Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил № 891. 


На основании пунктов 9, 10, 16 Правил № 891 статистическая форма  представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня  календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором  произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил. Местом представления  статистической формы является таможенный орган, осуществивший  электронную регистрацию статистической формы. Датой представления  статистической формы в таможенный орган является дата направления  статистической формы в таможенный орган через личный кабинет. 

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный  орган статистической формы либо представление статистической формы,  содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность,  предусмотренную законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Обществом «Инкаб» не оспаривается, что с учетом отгрузки товара в  Республику Армения в сентябре 2022 г., оно обязано было представить в  таможенный орган статистическую форму учета перемещения товара не  позднее 14.10.2022, однако фактически представило ее в таможенный орган  15.10.2022. 

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что общество «Инкаб» ранее привлекалось к административной  ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ (постановления  от 10.02.2022 № 10411000-001590/2021 и от 12.07.2022   № 10411000-000731/2022 с назначением административных наказаний в  виде административных штрафов). 

Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела,  свидетельствуют о наличии события административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо  признается виновным в совершении административного правонарушения,  если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения  правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Вопрос о наличии вины общества «Инкаб» в совершении  правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела  об административном правонарушении, соответствующие выводы  отражены в постановлении. 

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества  «Инкаб» объективной возможности для соблюдения требований  действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих  принятие обществом всех необходимых мер для соблюдения срока 


представления в таможенный орган статистических форм учета  перемещения товаров, в материалах дела не имеется. 

Таким образом, в действиях общества «Инкаб» имеется состав  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. 

Постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5  КоАП РФ срока давности привлечения к административной  ответственности (1 год). 

Существенных нарушений процедуры привлечения к  административной ответственности таможенным органом не допущено. 

Вместе с тем судами правомерно учтено следующее.

Вступившим 06.04.2022 в законную силу Законом № 70-ФЗ  статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при  проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе  осуществления государственного контроля (надзора), муниципального  контроля выявлены два и более административных правонарушения,  ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью  статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской  Федерации об административных правонарушениях, совершившему их  лицу назначается административное наказание как за совершение одного  административного правонарушения. 

Отношения по организации и осуществлению государственного  контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом   № 248-ФЗ. 

В пункте 3 части 5 статьи 2 Закона № 248-ФЗ отмечено, что  положения данного Федерального закона не применяются к организации и  осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в  том числе, таможенного контроля. 

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили  довод Пермской таможни о том, что ведение таможенной статистики не  относится к видам государственного контроля, в связи с чем часть 5  статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Законом № 70-ФЗ, в  рассматриваемом случае не применима. 

Со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 2 Закона № 248-ФЗ суды верно  определили, что таможенный контроль относится к видам  государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что  таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным  кодексом ЕАЭС и Законом № 289-ФЗ, а не в рамках Закона № 248-ФЗ. 

Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной  таможенной службы, доведенными письмом от 11.04.2022 № 01-11/19860  до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии  с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ,  в случае выявления по результатам таможенного контроля одной из форм 


которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо  подлежит привлечению к административной ответственности единожды. 

При этом, из понятия государственного контроля (надзора),  изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким  государственным контролем (надзором) подразумевается государственный  контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона № 248-ФЗ. 

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести  административную ответственность дважды за одно и то же  административное правонарушение. 

Применительно к части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суды первой  и апелляционной инстанций верно установили следующее. 

Постановлениями от 10.11.2022 № 10411000-1345/2022  и от 10.11.2022 № 10411000-1343/2022 общество «Инкаб» также  привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13  КоАП РФ за нарушение срока представления статистических форм учета  за отчетный период - сентябрь 2022 года. 

Не согласившись с постановлениями от 10.11.2022   № 10411000-1345/2022 и от 10.11.2022 № 10411000-1343/2022, общество  обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании  их незаконными и отмене (дела № А50-29610/2022 и № А50-29606/2022). 

Из общедоступных сведений, размещенных в Картотеке арбитражных  дел, следует, что: 

- требование о признании незаконным и отмене постановления  от 10.11.2022 № 10411000-1345/2022 оставлено без удовлетворения  решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2023 (резолютивная  часть решения принята 27.01.2023) по делу № А50-29610/2022,  постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  решение оставлено без изменения; 

- требование о признании незаконным и отмене постановления  от 10.11.2022 № 10411000-1343/2022 удовлетворено решением  Арбитражного суда Пермского края от 03.04.2023 (резолютивная часть  решения принята 27.03.2023) по делу № А50-29606/2022, постановлением  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без  изменения. 

С учетом того, что решение по делу № А50-29610/2022 принято  27.01.2023 (посредством вынесения резолютивной части решения), то есть  до вынесения решений по делам № А50-29608/2022 и № А50-29606/2022,  при рассмотрении настоящего дела имеются основания для применения  положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и отмены постановления  от 10.11.2022 № 10411000-1344/2022 о назначении административного  наказания. 

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при  рассмотрении заявления об оспаривании решения административного 


органа о привлечении к административной ответственности арбитражный  суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не  соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к  административной ответственности или применения конкретной меры  ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или  должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает  решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения  полностью или в части либо об изменении решения. 

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции  поддерживает вывод суда первой и апелляционной инстанций, что  постановление таможенного органа от 10.11.2022 № 10411000-1344/2022  о назначении административного наказания по делу об административном  правонарушении обоснованно признано судами первой и апелляционной  инстанций незаконным и подлежащим отмене. 

При этом, признавая оспариваемое постановление незаконным, суды  первой и апелляционной инстанций верно исходили из того, что у  таможенного органа не имелось оснований квалифицировать каждое из  выявленных нарушений как самостоятельное административное  правонарушение, поскольку правонарушения выявлены в рамках одной  проверки, проведенной одним и тем же контролирующим органом, в один  день, в отношении одного и того же юридического лица на предмет  соблюдения данным лицом таможенного законодательства. 

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и  обоснованное решение по делу, в свою очередь Пермская таможня не  представила доказательств нарушения судами первой и апелляционной  инстанций норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве  основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции. 

На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции  считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на  представленных в дело доказательств, при установлении всех фактических  обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора. 

Приведенные в кассационной жалобе доводы Пермской таможни не  опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были  предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не  свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены  на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных  по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по  основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления. 

При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов  первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной  жалобы не имеется. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат  оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 


Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края  от 28.02.2023 по делу № А50-29608/2022 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по тому же делу оставить  без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни – без  удовлетворения. 

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его  принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не  подлежит. 

Судья Е.А. Поротникова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 03.03.2023 7:49:00
Кому выдана ПОРОТНИКОВА ЕЛЕНА

 АЛЕКСАНДРОВНА