АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4383/18
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области (далее – управление ПФР, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.01.2018 по делу № А34-12552/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного разбирательства в суд кассационной инстанции поступило ходатайство управления ПФР о рассмотрении дела без участия представителей.
Заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Щучье (далее – средняя школа, страхователь) о взыскании штрафных санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в сумме 500 рублей.
Решением суда от 25.01.2018 (судья Губанов С.С.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 (судьи Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление ПФР просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права.
По мнению заинтересованного лица, факт нарушения средней школой нормативно установленного срока представления отчетности, представление неполных и недостоверных сведений доказан тем, что сдача дополняющей формы СЗВ-М за февраль 2017 года дополнительно на одно лицо является фактом признания ошибки и представления сведений индивидуального (персонифицированного) позже установленного срока учета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, средняя школа является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Страхователь 06.03.2017 представил в управление ПФР сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за отчётный период февраль 2017 года.
Позднее, 03.04.2017, страхователем представлены сведения на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за отчётный период февраль 2017 года.
Управлением ПФР проведена проверка по вопросам достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года по форме отчетности СЗВ-М с типом «дополняющая» за отчётный период, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за отчётный период февраль 2017 года, представлены неполные и недостоверные (не представлены сведения на 1 застрахованное лицо).
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2017 года составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.06.2017 № 055S1817001787, на основании которого управлением ПФР вынесено решение от 11.07.2017 № 055S19170001956 о привлечении страхователя к ответственности по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 руб.
Управлением ПФР 10.08.2017 средней школе выставлено требование № 055S01170133093 об уплате в срок до 29.08.2017 финансовых санкций в размере 500 руб.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требований об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения управления ПФР в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что страхователем правомерно реализовано право на самостоятельное выявление и исправление изначально неполных сведений, вследствие чего оснований для начисления штрафных санкций не имелось.
Апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении апелляционной жалобы отказал.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании
данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Подобная норма сохранена в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549).
Так, согласно пункту 39 вышеуказанной Инструкции Минтруда России, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что исходные сведения о застрахованных лицах за февраль 2017 года направлены средней школой в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена последним путем направления дополняющих сведений.
Управлением ПФР не оспаривается, что страхователь первоначально представил отчётность формы СЗВ-М за февраль 2017 в целом по организации в установленный законом срок.
При это документы приняты управлением ПФР, неполноты в представленной учреждением отчетности органом Пенсионного фонда не выявлено; факт представления неполных сведений за февраль 2017 года был обнаружен органом Пенсионного фонда только 01.06.2017, о чем составлен акт о выявлении правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения управлением ПФР решения о привлечении страхователя к ответственности.
Между тем, заинтересованным не направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления средней школой дополняющих форм не выявлялась; страхователь самостоятельно, до составления акта проверки, обнаружил ошибку в отчетности и представил дополняющие сведения.
В рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления управлением ПФР факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года после исправления соответствующих сведений, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, поскольку вина средней школы отсутствует в связи с реализацией последней права на исправление ранее поданных сведений.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали во взыскании штрафа.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны не неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.01.2018 по делу № А34-12552/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи Д.В. Жаворонков
О.Л. Гавриленко