АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4884/18
Екатеринбург
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц- связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области
от 09.04.2018 по делу № А76-35215/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель министерства – ФИО1 (доверенность
от 09.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства от 27.10.2017 № 147/СК-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 800 000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чебаркульская городская прокуратура, общество с ограниченной
ответственностью «Чебаркульгорводоканал» (далее – общество «Чебаркульгорводоканал»), Администрация г. Чебаркуля.
Решением суда от 09.04.2018 (судья Белый А.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 31.05.2018 (судьи Костин В.Ю., Иванова Н.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Министерство указывает на то, что 03.06.2016 общество начало осуществлять добычу подземных вод из скважин № 4867, 4252, 4247-79 на
ст. Мисяш без лицензии, что подтверждается материалами дела, таким образом, правонарушение допущено по вине общества, не принявшего заблаговременно всех необходимых мер для своевременного оформления лицензии; кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2017 по делу
№ А76-30773/2016 договор аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса от 17.05.2016 № 1, заключенный между МУП «Теплоком» и обществом, признан недействительным (ничтожным); по акту приема-передачи от 17.04.2017 имущество, в том числе спорные скважины (позиция 36, 37, 54 приложения к договору от 17.05.2016 № 1), возвращены МУП «Теплоком»; общество не может являться гарантирующей организацией в связи с ничтожностью договора аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса от 17.05.2016 № 1.
По мнению заявителя жалобы, поскольку в материалах дела не имеется и обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно исключающих исполнение им возложенных на него публично-правовых обязанностей, а также принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, министерством обоснованно установлена вина общества в совершении вмененного административного правонарушения; отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за вменяемое обществу правонарушение, так как состав правонарушения является формальным; угроза охраняемым общественным отношениям связана с пренебрежительным отношением общества к требованиям публичного права в течение длительного периода времени; общество на протяжении продолжительного периода времени, осознавая противоправность своих действий, осуществляло добычу подземных вод и не предпринимало необходимых мер для устранения нарушения законодательства и получения лицензии, в связи с чем министерство полагает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, доказана; событие и состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 7.3
КоАП РФ, подтверждены совокупностью собранных административным органом по делу доказательств.
Министерство указывает на то, что постановление и.о. Чебаркульского прокурора Челябинской области о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 28.08.2017 после получения объяснения от директора общества, который подтвердил забор воды из скважины, соответственно, должностным лицом министерства постановление о назначении административного наказания от 27.10.2017 № 147/СК-2017 вынесено в пределах установленного срока давности.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 21.08.2017 № 41 в период с 21.08.2017 по 23.08.2017 министерством проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения требований законодательства о недропользовании.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, абзаца 7 части 6 статьи 10.1, части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) общество с 03.06.2017, не имея лицензии на право пользования недрами, осуществляло добычу подземных пресных вод из скважины
№ 4247-79, глубиной 80 м, расположенной по адресу: Челябинская область,
г. Чебаркуль, ст. Мисяш в 350 м на юго-восток от пассажирского здания, в 110 м на юг от железнодорожного полотна; из скважины № 4867, глубиной 100 м, расположенной по адресу: <...> км севернее скважины железнодорожной станции <...> м севернее скважины
№ 4252; из скважины № 4252, расположенной по адресу: Челябинская область, в 800 м севернее <...> м севернее тракта Миасс-Челябинск, 300 м восточнее конторы Чебаркульского лесничества.
По фактам выявленных нарушений министерством составлен акт от 23.08.2017.
Прокурором 28.08.2017 вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в министерство.
Министерством вынесено постановление от 27.10.2017 № 147/СК-2017, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 800 000 руб.
Полагая, что постановление министерства от 27.10.2017 № 147/СК-2017 вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что министерством не доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения, постановление от 27.10.2017 № 147/СК-2017 вынесено за пределами установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Согласно статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (статья 23 Закона о недрах).
Судами установлено, что между обществом «Чебаркульгорводоканал» (арендатор) и муниципальным унитарным предприятием коммунальных услуг и благоустройства «Комбинат коммунальных предприятий» (арендодатель) заключен договор аренды инженерно-коммуникационных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса от 30.04.2013 № 004/С, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование сети водопроводно-канализационного комплекса и инженерные сооружения, смонтированные на них, здания, передаточные устройства, линии электропередач, оборудование и т.п., представляющие собой комплекс, действующий с завершенным производственным циклом водоснабжения и водоотведения; общество «Чебаркульгорводоканал» имеет лицензии на пользование недрами ЧЕЛ № 02789 для добычи подземных вод на участке Чебаркульский для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
п. Лесхоз, ЧЕЛ № 02788 для добычи подземных вод на участке Мисяш для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ст. Мисяш.
Между управлением муниципальной собственности Администрации
г. Чебаркуля и обществом «Чебаркульгорводоканал» 12.05.2016 подписано соглашение о расторжении договора аренды от 30.04.2013 № 004, акт приема- передачи муниципального имущества (сетей водоснабжения и водоотведения)
от 12.05.2016.
На основании договора аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса от 17.05.2016 № 1, заключенного между МУП «Теплоком» (арендодателем) и обществом (арендатором), последнему переданы инженерные сооружения водопроводного комплекса.
Постановлением Администрации г. Чебаркуля от 17.05.2016 № 415 общество наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа.
С 03.06.2017 общество фактически осуществляло забор воды из скважин и поставляло питьевую воду жителям п. Мисяш при отсутствии лицензии на осуществление недропользования.
С учетом указанных обстоятельств суды сделали вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено, что письмом от 31.10.2016 № 580 общество направило министерству заявку для получения права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод на участке Мисяш, скважина № 4247-79, для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ст. Мисяш; в ответ на это обращение министерство отказало в предоставлении права пользования недрами для добычи подземных вод в связи с наличием на указанном участке действующей лицензии, выданной обществу «Челябгорводоканал».
Деятельность гарантирующей организации, эксплуатанта систем водоснабжения (водоотведения) сопровождается обязанностью обеспечить функциональное использование систем по водоснабжению (водоотведению) независимо от других интересов (статьи 8 - 10 Федерального закона
от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Деятельность гарантирующей организации носит публичный характер. Гарантирующая организация, обязана обеспечивать водоснабжение посредством эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения либо отдельных объектов указанных систем в соответствии с нормативными требованиями.
Осуществляя деятельность по добыче подземных вод в целях обеспечения населения питьевой водой, приостановить ее деятельность до получения лицензии общество не имело возможности, поскольку такое приостановление деятельности повлекло бы за собой незаконное прекращение оказания коммунальных услуг по водоснабжению, неблагоприятную экологическую и санитарную ситуацию.
С учетом предпринимавшихся обществом мер, направленных на получение лицензии, и необходимости обеспечения как гарантирующей организацией водоснабжения населения, при недоказанности министерством наличия у общества возможности обеспечения населения водоснабжением с использованием иных источников, суды пришли к выводу о недоказанности министерством вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Вменяемое в вину обществу правонарушение является длящимся, поскольку заключается в длительном, непрекращающемся использовании недр в отсутствие лицензии. В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня его обнаружения.
Судами установлено, что вменяемое обществу правонарушение выявлено 23.08.2017, соответственно, вынесение оспариваемого постановления 27.10.2017 произведено за рамками двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пункты 18, 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003
№ 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что министерством не доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения, оспариваемое постановление вынесено за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частью 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2018 по делу
№ А76-35215/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Гусев
Судьи О.Л. Гавриленко
Е.А. Поротникова