ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5087/22 от 25.08.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5087/22

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Строй-СК» (далее – общество «Строй-СК»,  ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021  по делу № А60-41736/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель Екатеринбургского  муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза»  (далее – унитарное предприятие, региональный оператор, истец) – 

ФИО1 (доверенность от 30.06.2022 № 24-ДЗ).

Унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской  области с иском к обществу «Строй-СК» о взыскании задолженности за  оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами 

(далее – ТКО) за период с 01.01.2019 по 24.05.2021 в размере 146 088 руб.

В порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации суд принял к рассмотрению встречное исковое заявление общества  «Строй-СК» к региональному оператору об обязании с 01.01.2020 произвести  расчет платы по договору на оказание услуг по обращению с ТКО № 329627  от 29.12.2018 в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 


[A2] расчетным путем исходя из расчета количества и объема контейнеров для  накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах  накопления твердых коммунальных отходов; обязать произвести перерасчет  платы за период за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 и установить плату по  договору на оказание услуг по обращению с ТКО № 329627 от 29.12.2018 в  следующем размере: 

- с 01.01.2020 по 30.06.2020 в сумме 11 100 руб. 44 коп.,
- с 01.07.2020 по 30.11.2020 в сумме 9 730 руб. 60 коп.,
- с 01.12.2020 по 30.03.2021 в сумме 8 861 руб. 42 коп.

Решением суда от 28.12.2021 (судья Коликов В.В.) первоначальные  исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых  требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 28.04.2022 (судьи Муталлиева И.О., Григорьева Н.П., Суслова О.В.) решение  суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество «Строй-СК» просит указанные  судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на  нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, расчет  исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО должен  производится с 15.01.2020 – даты включения в реестр мест накопления ТКО  площадки по адресу пгт. Пышма, пер. Больничный, 22., а не с 01.04.2021.  Кассатор указывает, что региональным оператором фактически вывозились  ТКО с оборудованной на территории потребителя площадки с января 2020 года,  основания для начисления платы за оказанные услуги по нормативу в спорном  периоде отсутствовали, условие договора о дате начала расчета платы за вывоз  ТКО исходя из фактического объема сторонами не согласовано. 

В отзыве на кассационную жалобу унитарное предприятие указывает, что  обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы  заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без  изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Как следует из материалов дела, унитарное предприятие является на  основании Соглашения об организации деятельности по обращению с  твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также – МинЖКХ СО)  от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми  коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области  (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской  области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере  обращения с отходами производства и потребления на территории  Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 № 185). 

Между региональным оператором и обществом «Строй-СК» (потребитель)  заключен договор № 329627 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами (далее – договор). 


[A3] В период с января 2019 года по апрель 2021 года региональным  оператором оказаны услуги по обращению с ТКО, которые оплачены  потребителем не в полном объеме. 

Региональный оператор произвел расчет стоимости оказанных услуг  исходя из норматива накопления ТКО, установленного для категории  «Промтоварный магазин», за период с января 2019 года по март 2021 года, с  01.04.2021 - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО,  установленных в местах накопления ТКО. 

В соответствии с письмом потребителя исх. № 22 от 16.03.2021  региональным оператором направлено в адрес потребителя дополнительное  соглашение № 1 от 29.03.2021 об изменении вида коммерческого учета твердых  коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для  накопления твердых коммунальных отходов с 01.04.2021. 

Дополнительное соглашение № 1 от 29.03.2021 подписано потребителем с  учетом протокола разногласий. Согласно протоколу разногласий от 09.04.2021  потребитель изложил пункт 3 дополнительного соглашения в следующей  редакции: «настоящее дополнительное соглашение распространяет свое  действие на правоотношения сторон, возникшие с 15.01.2020». Указанные  изменения не были согласованы региональным оператором. 

Задолженность по оплате оказанных услуг составляет 146 088 руб. 57 коп.

Согласно п. 6.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего  исполнения потребителем обязательств по оплате настоящею контракта  региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в  размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации,  установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы  задолженности за каждый день просрочки. 

В связи с отсутствием оплаты по договору региональным оператором  начислена неустойка на сумму задолженности. 25.06.2021 в адрес потребителя  направлена претензия об оплате задолженности и неустойки с приложением  акта сверки № 61370 от 22.06.2021. 

В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате  оказанных услуг не исполнил, что послужило основанием для обращения  регионального оператора в суд с настоящим заявлением. 

Обращаясь в арбитражный суд со встречным иском, потребитель указывал,  что 15.01.2020 комиссией администрации Пышминского городского округа  включено в реестр место (площадка) накопления ТКО в количестве 1 место  объемом 0,75 куб.м по адресу пгт. Пышма, пер. Больничный, 22. 

Потребитель считает, что расчет платы за услуги по обращению с ТКО  должен производится по формуле начисления платы организациям, имеющим  собственный контейнер для вывоза ТКО, начиная с 15.01.2020, то есть с даты  установки контейнера. 

Общество «Строй-СК» ссылается на фактическое складирование ТКО с  января 2020 года в контейнер на площадке для накопления ТКО на территории  потребителя и вывоз региональным оператором ТКО именно с площадки  потребителя в объеме 1 контейнера 0,75 куб.м. 


[A4] На основании изложенного общество «Строй-СК» обратилось в  арбитражный суд с требованием произвести перерасчет за период с 01.01.2020  по 30.03.2021 исходя из фактически вывезенного объема ТКО. 

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции  руководствовался положениями Закона № 89-ФЗ, исходил из доказанности  факта оказания истцом спорных услуг и наличия на стороне ответчика  неисполненных обязательств по их оплате, обеспеченных неустойкой. В  удовлетворении встречного иска отказано с учетом того, что потребителем не  представлено доказательств своевременного направления заявления о  применении учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из  количества и объема контейнеров для накопления ТКО. 

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал,  оставил решение суда без изменения. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной  инстанции не находит оснований для их изменения или отмены. 

Из пункта 1 ст. 24.10 Федерального закона от 24,06.1998 № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ)  следует, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов  осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с  твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами  коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.06.2016 № 505. 

Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации

от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и  (или) массы твердых коммунальных отходов» предусмотрено, что в целях  осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов  коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным  путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов,  выраженных в количественных показателях объема; количества и объема  контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в  местах накопления твердых коммунальных отходов. 

В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета, в целях осуществления  расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет  твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом  «а» пункта 5 данных Правил. 

Расчет за спорный период не может быть изменен региональным  оператором (ни путем уменьшения, ни путем увеличения размера оплаты), в  случае если условиями договора закреплен коммерческий учет ТКО расчетным  путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО,  установленных в местах накопления ТКО. Установленный нормативом объем,  не зависит от фактического объема складируемого ТКО в местах (площадках)  накопления, и определяется Региональной энергетической комиссией. 

Между сторонами заключен договор № 329627 от 29.12.2018, в  соответствии, с условиями которого способ расчета объема ТКО 


[A5] осуществляется исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в  количественных показателях, утвержденного Постановлением РЭК  Свердловской области. 

В соответствии с приложением № 1 к договору расчетной единицей, в  отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв.м  общей площади. 

Пунктом 3.3 договора закреплено, что потребитель обязан предоставлять  региональному оператору актуальные, достоверные и документально  подтвержденные сведения, используемые при расчете размера платы за услугу  по обращению с ТКО. 

В силу пункта 4.3 договора применение в отношении сторон учета объема  и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из  количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных  отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых  коммунальных отходов осуществляется на основании соответствующего  письменного заявления потребителя, поданного в адрес регионального  оператора. 

По итогам рассмотрения заявления потребителя региональный оператор  принимает одно из следующих решений: 

а) о применении в отношениях сторон учета объема и (или) массы ТКО  расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления  ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, с первого числа  месяца, следующего за месяцем, в котором региональный оператор получил  соответствующее заявление потребителя, если иной срок не установлен по  соглашению сторон; 

б) об отказе в применении в отношениях сторон учета объема и (или)  массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для  накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО. 

Судами обеих инстанций установлено, что ответчиком направлено письмо  с исх. № 22 от 16.03.2021 (вх. № 06-187802 от 19.03.2021), в соответствии с  которым обществу «Строй-СК» изменен вид коммерческого учета ТКО исходя  из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных  отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов с  01.04.2021. 

Как указано в пункте 9.1 договора все изменения, которые вносятся в  договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде,  подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон  (при их наличии). 

Как верно указано судами, ответчиком в материалы дела доказательств  своевременного уведомления регионального оператора об изменении вида  коммерческого учета ТКО ответчиком не представлено, в связи с чем, объем  оказанных услуг в спорный период правомерно определен региональным  оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов,  выраженных в количественных показателях объема. 


[A6] Поскольку протокол разногласий к дополнительному соглашению № 1  сторонами согласован не был, доводы ответчика о том, что расчет необходимо  производить исходя из количества и объема контейнеров для накопления  твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых  коммунальных отходов с 15.01.2020, подлежат отклонению. 

 Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют  не о нарушении или неправильном применении судами норм материального  права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими  обстоятельствами и оценкой судом доказательств. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены  судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с  правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Нарушений и неправильного применения норм материального и  процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых  судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации), судом кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 по делу 

 № А60-41736/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Строй-СК»– без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.Л. Гавриленко 

Судьи Д.В. Жаворонков 

 Е.О. Черкезов