ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5798/22 от 22.09.2022 АС Уральского округа

[A1]





АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5798/22

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации  Бисертского городского округа (далее – администрация) на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2022 по делу   № А60-4150/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.06.2022 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры  Свердловской области (далее – прокуратура) – Абрарова О.А. (доверенность от  06.06.2022). 

Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с  заявлением к администрации о признании незаконным бездействия,  выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по  вопросам похоронного дела, обязать создать специализированную службу по  вопросам похоронного дела. 

Решением суда от 02.03.2022 (судья Фомина И.В.) заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 03.06.2022 (судьи Трефилова Е.М., Борзенкова И.В., Муравьева Е.Ю.)  решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты  отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной  жалобы указывает, что создание специализированной службы в форме 


[A2] бюджетного учреждения влечет за собой ограничения в работе, накладываемые  спецификой правового регулирования деятельности данного юридического  лица, что в свою очередь приводит к нарушению пункта 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как  данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности  на территории Биссертского городского округа. Кассатор обращает внимание  суда округа, что Законом о погребении не предусмотрена конкретная  организационно-правовая форма создаваемой органом местного  самоуправления организации для целей выполнения функций  специализированной службы по вопросам похоронного дела. Кроме того,  Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ были внесены изменения в  Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных  предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», согласно части  1 статьи 3 которого государственные и муниципальные унитарные  предприятия, которые созданы до дня вступления в силу указанного Закона и  осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации,  находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев,  предусмотренных Законом о защите конкуренции, подлежат ликвидации или  реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025. в связи с чем заявитель  кассационной жалобы считает нецелесообразным создание в настоящее время  предприятия в организационно-правовой форме муниципального унитарного  предприятия. 

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить  оспариваемые судебные акты без изменения, а доводы кассационной жалобы  считает несостоятельными. 

 Как следует из материалов дела, прокуратурой при проведении анализа  состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления  организации ритуальных услуг установлен факт бездействия администрации,  выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по  вопросам похоронного дела. 

 По мнению прокуратуры, бездействие администрации, выразившееся в  непринятии мер по созданию на территории Бисертского городского округа  специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает  установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с  выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам  похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников  умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством  минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом  местного самоуправления специализированной службы. 

 Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании  незаконным бездействия администрации, выраженного в непринятии мер по  созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. 

 Суд первой инстанции исходил из того, что организация похоронного  дела (погребение) и содержание мест захоронения на территории Бисерсткого 


[A3] городского округа относится к полномочиям Администрации городского  округа, в связи с чем, удовлетворил заявленные прокуратурой требования. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. 

Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной  инстанции не находит оснований для их отмены или изменения. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия  оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий  (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые,  территориальные, организационные и экономические принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии  его осуществления. 

В статье 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержится перечень  полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях  решения вопросов местного значения, однако данный перечень не является  исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со  статьями 14, 15 и 16 названного Закона к вопросам местного значения,  федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут  устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению  указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1). 

Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к  вопросам местного значения муниципального района относит организацию  ритуальных услуг. 

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются  Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и  похоронном деле» (далее - Закон о погребении), который устанавливает  гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом  при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления  материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и  экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы  организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного  вида деятельности (статья 1). 

Пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении предусмотрено, что организация  похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.  Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются  специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми  органами местного самоуправления. 


[A4] Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов  создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на  которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.  Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного  дела определяется органами местного самоуправления районов (статья 29  Закона о погребении). 

Пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении установлен гарантированный  перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе:  оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и  доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка  тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с  последующей выдачей урны с прахом). 

В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению  оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. 

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О  гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»  установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной  основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию  указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении лиц, а также обращено  внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании  таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим  основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления  выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания  гарантированного перечня услуг по погребению. Данные положения  дублируются в статье 12 Закона о погребении. 

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о погребении Специализированная  служба принимает решение о погребении на общественном кладбище. 

В Законе о погребении не содержится понятия «специализированной  службы», однако в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 закреплено, что  специализированная служба это хозяйствующий субъект, на который  возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или  погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают  дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг. 

Из системного толкования положений статей 9 и 10 Закона о погребении  следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в  частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на  специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует  способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения  данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь,  что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям,  устанавливаемым органами местного самоуправления. 

Также данными статьями установлено, что стоимость услуг,  предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению,  возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к  которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской 


[A5] Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования  Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3),  либо в случае, погребения за счет средств супруга, близких родственников,  иных родственников, законного представителя умершего или иного лица,  взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается  социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг,  предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению,  указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона. 

Статьей 8 Закона о погребении установлены гарантии осуществления  погребения умершего, а статьей 9 указанного Закона гарантированный  перечень услуг по погребению. 

С учетом изложенного суды заключили, что федеральный законодатель  предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы  именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного  исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим  на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации,  осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории  муниципального образования иных субъектов предпринимательской  деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела. 

Законодательством разделены хозяйствующие субъекты в сфере  похоронного дела на специализированные службы, занимающиеся погребением  и безвозмездным оказанием ритуальных услуг в пределах гарантированного  государством перечня, а также на ритуальные организации, наделенные правом  оказания ритуальных и сопутствующих услуг, не относящихся к услугам по  погребению. 

При этом, как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ  от 05.06.2014 № ВАС-6680/14, органы местного самоуправления не наделены  правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам  похоронного дела коммерческим организациям, так как Закон об организации  местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления  права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены  законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми  органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг  по погребению за счет бюджета). 

Пунктом 32 части 1 статьи 5 и пунктом 26 части 1 статьи 29 Устава  Бисертского городского округа, принятого решением Думы муниципального  образования Бисертское от 09.06.2006 № 18, предусмотрено, что к вопросам  местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения. Полномочия по организации оказания  ритуальных услуг и содержанию мест захоронения возложены на  администрацию Бисерсткого городского округа. 

 Между тем, как установлено судами, администрацией специализированная  служба по вопросам похоронного дела на территории Бисертского городского  округа не создана. 


[A6] Услуги по вопросам похоронного дела на территории Бисерсткого  городского округа оказываются индивидуальным предпринимателем  Кокшаровым Сергеем Александровичем, что является нарушением  вышеприведенным требованиям законодательства. 

Доказательства того, что администрацией были предприняты необходимые  меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение  гарантированного перечня услуг по погребению, не представлены. 

Ссылка администрации на отсутствие бюджетного финансирования,  правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет  правового значения для рассмотрения настоящего спора и не освобождает  орган местного самоуправления от выполнения установленной законом  обязанности по созданию специализированной службы по вопросам  похоронного дела. 

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к  правомерному выводу о незаконном бездействии администрации,  выразившемся в непринятии мер по созданию специализированной службы по  вопросам похоронного дела. 

Нормы материального права применены судами по отношению к  установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют  имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с  требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной  инстанции не выявлено. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2022 по делу   № А60-4150/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.06.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Администрации Бисертского городского округа – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Е.А. Кравцова 

 Т.П. Ященок