ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5826/18 от 04.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5826/18

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Васильченко Н.С., Черкасской Г.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного  общества «Уральская энергетическая строительная компания» (далее –  общество «УЭСК», заявитель) на определение Арбитражного суда  свердловской области от 19.07.2018 по делу № А60-34693/2018. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняла участие представитель акционерного  общества «Стройтрансгаз» (далее - общество «Стройтансгаз») – Саенко А.С.  (доверенность от 20.06.2018 № 01/Д-164). 

Общество «Стройтрансгаз» обратилось в Арбитражный суд  Свердловской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на  принудительное исполнение решения третейского суда Арбитражный центр  при Российском союзе промышленников и предпринимателей по делу  от 20.04.2018 № 55/2017-55. 

Определением суда от 19.07.2018 (судья Биндер А.Г.) заявление  удовлетворено, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение  решения третейского суда Арбитражного центра при Российском Союзе  Промышленников и Предпринимателей от 20.04.2018 по третейскому делу   № 55/2017-55 о взыскании с общества «УЭСК» в пользу общества  «Стройтрансгаз» штрафа в размере 400 000 руб., а также денежных средств в  возмещение расходов по уплате третейского сбора в размере 62 000 руб. 

Общество «УЭСК» обратилось с кассационной жалобой, в которой  просит указанное определение арбитражного суда отменить и принять по делу 


новый судебный акт об отказе в выдаче исполнительного листа на  принудительное исполнение названного решения третейского суда. 

Ссылаясь на пункт 6 части 2 статьи 33, пункт 1 части 4 статьи 239  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель  кассационной жалобы указывает на то, что спор, возникший между ним и  обществом «Стройтрансгаз» при исполнении договора от 07.10.2016 

 № 30-3000/ГП-33/03-01/СДО/633/16 не мог быть рассмотрен третейским судом. 

В обоснование данного утверждения общество «УЭСК» указывает на то,  что согласно пунктам 1.8 и 1.39 названного договора заказчиком выступает  Министерство энергетики Российской Федерации в лице федерального  государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое  агентство», а генеральным подрядчиком - акционерное общество «ЦИУС  ЕЭС», являющееся дочерней компанией публичного акционерного общества  «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», на 80,13%  принадлежащего публичному акционерному обществу «Россети», которое, в  свою очередь, принадлежит государству на 88,04%. 

Исходя из этого, по мнению заявителя кассационной жалобы, к  отношениям, возникшим из договора от 07.10.2016 

 № 30-3000/ГП-33/03-01/СДО/633/16, применимы положения Федерального  закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд» (далее - Закон о контрактной системе), что, как следствие,  свидетельствует о его неарбитрабельности. 

Как считает общество «УЭСК», его доводы подтверждаются правовой  позицией, содержащейся в пункте 13 Обзора судебной практики применения  законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 28.06.2017). 

Общество «Стройтрансгаз» представило письменный отзыв на  кассационную жалобу общества «УЭСК», в котором просит оставить ее без  удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя. 

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке,  предусмотренном нормами статей 274, 284, 286, 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции  установил, что оснований для его отмены не имеется. 

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом,  акционерным обществом «Стройтрансгаз» (подрядчик) и обществом «УЭСК»  заключен договор от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01 на выполнение  строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, поставку МТРиО для  релизации строительства ВЛ по титулу «ВЛ 500 кВ Ростовская – Андреевская –  Вышестеблиевская (Тамань)». 

По условиям данного договора сторонами согласовано, что все споры,  разногласия и требования возникающие из настоящего договора или прямо или  косвенно связанные с ним, в том числе касающиеся его заключения, изменения, 


исполнения, нарушения, расторжения, прекращения, одностороннего отказа,  действительности и недействительности, неосновательного обогащения и  причинения вреда, а также иных внедоговорных обязательств, возникших в  связи с настоящим договором и/или его исполнением/неисполнением, подлежат  обязательному предварительному разрешению в претензионном порядке. 

При не урегулировании претензии в течение 30 календарных дней со дня  ее заявления сторона, считающая свои права нарушенными, затем передает  спор на рассмотрение и окончательное разрешение в один из третейских судов  по своему выбору: - Третейский суд при Российском союзе промышленников и  предпринимателей; - Третейский суд при Некоммерческой организации – Фонд  «право и экономика ТЭК» (пункт 18.1 договора от 07.10.2016 

 № 30-300/ГП-33/03-01).

Общество «Стройтрансгаз» обратилось в Арбитражный центр при  Российском союзе промышленников и предпринимателей с исковым  заявлением о взыскании с общества «УЭСК» неустойки (штрафа) в размере  400 000 руб. 

Решением указанного третейского суда от 20.04.2018 по делу
 № 55/2017-55 иск удовлетворен в заявленном размере.

Ссылаясь на неисполнение обществом «УЭСК» данного третейского  решения в добровольном порядке, общество «Стройтрансгаз» обратилось в суд  с заявлением о выдаче исполнительного листа на его принудительное  исполнение. 

Арбитражный суд первой инстанции, оценив материалы дела, пришел к  выводу об отсутствии установленных статьей 239 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отказа в  выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения  третейского суда, в связи с чем удовлетворил заявление общества  «Стройтрансгаз». 

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и  нормам действующего законодательства. 

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской  Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав  осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной  процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. 

В соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от  29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в  Российской Федерации» (далее - Закон № 382-ФЗ) арбитражное решение  признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами,  если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в  компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение  принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа  в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями  процессуального законодательства Российской Федерации. 

В приведении арбитражного решения в исполнение путем выдачи  исполнительного листа может быть отказано лишь по основаниям, 


установленным процессуальным законодательством Российской Федерации  (статья 42 Закона № 382-ФЗ). 

В силу части 4 статьи 238 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном  заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в  выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения  третейского суда, предусмотренных статьей 239 данного Кодекса, путем  исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных  требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства,  установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского  суда по существу. 

Аналогичное разъяснение изложено в пункте 20 информационного  письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 22.12.2005 № 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о  признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об  оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на  принудительное исполнение решений третейских судов». 

В силу части 1 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд может отказать в выдаче  исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского  суда только в случаях, предусмотренных данной статьей. 

Установленный действующим законодательством перечень оснований  для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение  (отмены решений третейских судов) имеет исчерпывающий характер. 

Согласно части 2 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в выдаче исполнительного листа на принудительное  исполнение решения третейского суда может быть отказано по основаниям,  установленным частями 3 и 4 данной статьи. 

По основаниям, установленным частью 4 статьи 239 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в выдаче исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть  отказано даже в том случае, если сторона, против которой вынесено решение,  не ссылается на такие основания. 

В частности, в силу с части 4 статьи 239 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает в выдаче  исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского  суда, если установит, что: спор, рассмотренный третейским судом, в  соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского  разбирательства; приведение в исполнение решения третейского суда  противоречит публичному порядку Российской Федерации. 

В рассматриваемом случае арбитражный суд установил, что Третейский  суд при Российском союзе промышленников и предпринимателей согласован  сторонами договора от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01 в качестве суда,  компетентного рассматривать все споры, возникающие из данного договора;  решение этого третейского суда от 20.04.2018 по делу № 55/2017-55 не 


исполняется ответчиком по третейскому разбирательству, и доказательств,  свидетельствующих о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда,  установленных положениями статьи 239 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, не имеется. 

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил  требование общества «Стройтрансгаз» о выдаче исполнительного листа на  принудительное исполнение решения третейского суда Арбитражного центра  при Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей от 20.04.2018  по третейскому делу № 55/2017-55. 

Доводы общества «УЭСК», сводящиеся к утверждению о том, что  рассмотренный третейским судом спор являлся неарбитрабельным, поскольку  на отношения по договору от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01  распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», подлежат отклонению судом  кассационной инстанции ввиду следующего. 

Закон о контрактной системе, исходя из совокупного толкования его  положений части 1 статьи 1, пунктов 7, 8 статьи 3, регулирует правоотношения,  возникающие у подрядчика (исполнителя, поставщика) непосредственно с  заказчиком, действующим от имени Российской Федерации, субъекта  Российской Федерации муниципального образования для обеспечения  государственных и муниципальных нужд в рамках государственного или  муниципального контракта, заключенного с применение регламентированных  нормами указанного Закона процедур. 

Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в  пункте 13 Обзора судебной практики применения законодательства Российской  Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, на которые  ссылается заявитель в кассационной жалобе, как раз содержат правовую  позицию относительно соглашений о рассмотрении в Третейском суде споров,  возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, заключенных  между государственным или муниципальным заказчиком и его контрагентами. 

В данном же случае договор от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01  регламентирует подрядные отношения между подрядчиком и субподрядчиком,  которые регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса  Российской Федерации. Данные гражданско-правовые отношения, как следует  из норм статей 8, 19, 34, 35 Конституции Российской Федерации и  конкретизирующей их положения нормы статьи 1 Гражданского кодекса  Российской Федерации, основаны на признании равенства участников,  неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости  произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости  беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения  восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 


Положения Закона о контрактной системе не могут применяться к  участникам рыночных отношений, осуществляющим свою деятельность на  основании Гражданского кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской  Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных  сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок.  Юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 названного  Кодекса). 

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 382-ФЗ арбитражное соглашение  является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных  споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким- либо конкретным правоотношением. 

Заключение договора, исходя из природы этой гражданско-правовой  категории (соглашение сторон), предполагает выражение воли каждой из  сторон (волеизъявление) и ее совпадение. 

В данном случае арбитражным судом установлено, что стороны в  пункте 18.1 договора от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01 прямо выразили  согласованное желание на отказ от государственного правосудия в пользу  такого альтернативного средства разрешения спора как третейский суд  (арбитраж) и сформулировали согласованную волю на выбор конкретных двух  третейских судов, в который по своему выбору вправе обратиться сторона,  считающая свои права нарушенными. 

Правовых оснований для ограничения сферы компетенции  соответствующих третейских судов на рассмотрение споров, возникших между  сторонами в связи с исполнением названного договора, не имеется. 

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что пункт 1.8 договора  от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01 содержит указание на то, что заказчиком  выступает Министерство энергетики Российской Федерации в лице  федерального государственного бюджетного учреждения «Российское  энергетическое агентство», отклоняется судом кассационной инстанции.  Указание на названного заказчика приведено в названном пункте договора  от 07.10.2016 № 30-300/ГП-33/03-01 в качестве расшифровки понятий,  используемых в его тексте, что при этом не делает Министерство энергетики  Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного  учреждения «Российское энергетическое агентство» стороной данной сделки. 

По тем же основаниям подлежит отклонению и ссылка общества «УЭСК»  на пункт 1.39 указанного договора, согласно которому генеральным  подрядчиком выступает акционерное общество «ЦИУС ЕЭС». 

Кроме того суд кассационной инстанции относительно довода заявителя  жалобы о том, что акционерное общество «ЦИУС ЕЭС» является дочерней  компанией публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания  единой энергетической системы», которое на 80,13% принадлежит публичному  акционерному обществу «Россети», имущество которого, в свою очередь,  является государственной собственностью на 88,04%, отмечает, что нормы  Закона о контрактной системе не распространяет свое действие на акционерные 


общества, пусть даже в них имеется доля участия публично-правового  образования. 

Определение суда первой инстанции принято на основании всестороннего  и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и  установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для  рассмотрения заявления общества «Стройтрансгаз». 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, судом  кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемое определение подлежит оставлению  без изменения, кассационная жалоба общества «УЭСК» – без удовлетворения. 

 Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2018 по делу 

 № А60-34693/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу  акционерного общества «Уральская энергетическая строительная компания» –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.А. Гайдук

Судьи Н.С. Васильченко

 Г.Н. Черкасская