ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6477/18 от 17.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6477/18

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гусева О. Г., Токмаковой А. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского  муниципального унитарного предприятия «Специализированное управление  эксплуатации и реабилитации жилья» (далее – заявитель, предприятие, ЕМУП)  на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2018 по делу   № А60-3170/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Кычкина Н.К. (доверенность от 17.07.2018 № 5), 

Департамента государственного жилищного и строительного надзора  Свердловской области (далее – Департамент) – Гукасян В.М. (доверенность  от 09.01.2018 № 2905-37-9). 

ЕМУП обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с  заявлением о признании недействительным п. 10 предписания Департамента  от 25.10.2017 № 29-08-08-582 в части, обязывающей заявителя произвести в  многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 37  установку общедомового прибора учета на системе теплоснабжения (УКУТ),  предоставить акт допуска общедомового прибора учета на системе  теплоснабжения в эксплуатацию. 

Решением суда от 04.04.2018 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении  требований отказано. 


Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.06.2018 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе ЕМУП просит названные судебные акты  отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований,  настаивая на том, что из смысла положений части 9, 12 статьи 13 Федерального  закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении  энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) и  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354,  следует, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению  многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета  тепловой энергии, возложена на ресурсоснабжающую организацию. Считает,  что суды не установили обстоятельства, свидетельствующие об исполнимости  оспариваемого предписания, а также не приняли во внимание, что предписание  содержит некорректную формулировку, выразившуюся в указании на  необходимость установки приборов учета вместо указания на необходимость  обеспечении заявителем условий такой установки, что также свидетельствует,  по его мнению, о незаконности и неисполнимости предписания. 

Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором  просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы  отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в  материалах дела доказательств и с правильным применением норм  материального и процессуального права. 

При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе внеплановой  проверки в отношении заявителя Департаментом выявлены нарушения  обязательных требований технической эксплуатации жилищного фонда,  предприятию выдано предписание от 25.10.2017 № 29-08-08-582 об устранении  этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на установку  общедомового прибора учета на системе теплоснабжения (УКУТ),  предоставление акта допуска общедомового прибора учета на системе  теплоснабжения в эксплуатацию (п. 10 Предписания). 

Не согласившись с предписанием в указанной части, ЕМУП обратилось в  арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из  законности оспариваемого ненормативного акта. 

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность  обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит  оснований для их отмены. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при  


наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или  иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Как правильно указано судами со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 20  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Положение о  Департаменте государственного жилищного и строительного надзора  Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства  Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП, предписание выдано  уполномоченным органом в пределах своей компетенции. 

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона № 261-ФЗ государственное  регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической  эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности  проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в  многоквартирном доме. 

В силу статьи 161 ЖК РФ и пункта 16 Правил содержания общего  имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила   № 491), надлежащее содержание общего имущества обеспечивается  собственниками помещений в зависимости от способа управления  многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления  многоквартирным домом с управляющей организацией. 

В соответствии с части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления  многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию  другой стороны (в данном случае - собственников помещений в  многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется  оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту  общего имущества в таком доме. 

На основании части 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения  уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической  эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества  собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о  проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание  многоквартирного дома, или при непосредственном управлении  многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме  обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению  энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень  мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в  многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных  мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники  помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение  указанных мероприятий. 


Согласно части 11 статьи 2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за  содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии  с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению  многоквартирным домом. 

Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011   № 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и  повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества  собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению  единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к  содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном  доме, в пункте 5 раздела 2 данного Перечня предусмотрено оснащение  общедомовыми приборами учета тепловой энергии с возможностью  дистанционного снятия показаний. 

Пунктом 10 Правил № 491, установлено, что общее имущество должно  содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований  законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении  энергетической эффективности. 

Содержание общего имущества включает, в том числе, проведение  обязательных в отношении общего имущества мероприятий по  энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных  в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации  порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию  коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды,  тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей  эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и  т.д.) (подпункты «и», «к» Правил № 491). 

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые,  передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному  учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании  данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных,  переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета  используемых энергетических ресурсов (части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ). 

Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012  года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6  настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах,  введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего  Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами  учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также  ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом  многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены  коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды,  тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими 


(для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды,  электрической энергии. 

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении  многоквартирным домом управляющей организацией она несет  ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за  оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают  надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых  должно соответствовать требованиям технических регламентов и  установленных Правительством Российской Федерации правил содержания  общего имущества в многоквартирном доме. 

Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и  повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые  обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в  многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей  компании при заключении с ней договора управления многоквартирным  домом. 

При этом установка общедомовых приборов учета обязательна в силу  прямого указания закона, она должна быть осуществлена ответственным лицом  вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления  и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего  собрания собственников помещений. 

Материалами дела подтверждено, что заявитель осуществляет управление  многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург,  ул. Машиностроителей, 37, следовательно, является лицом, ответственным за  содержание указанного многоквартирного дома, обязанным обеспечить в доме  установку общедомовых приборов учета используемых энергетических  ресурсов. 

Таким образом, оспариваемое предписание выдано надлежащему  субъекту при наличии законных оснований. 

Довод о том, что департамент обязал предписанием заявителя взять на  себя обязанности ресурсоснабжающей организации по установке приборов  учета, судами проверен и отклонен, как основанный на неверном толковании  Закона № 261-ФЗ, ЖК РФ и Правил № 491. 

Действительно, в силу части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012  ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению  приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми  и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов,  инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено  к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в  нарушение требований частей 3-6.1 данной статьи не были оснащены  приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный  срок. 

Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих  организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению  энергетической эффективности в отношении общего имущества 


обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по  установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых  энергетических ресурсов. При этом ввод прибора учета в эксплуатацию  является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее  завершающим этапом. 

Таким образом, заявитель, независимо от действий собственников  многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание  многоквартирного дома и установку приборов учета используемых  энергетических ресурсов, обязан принять все необходимые для соблюдения  требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по  оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым)  прибором учета. Возложение на управляющую компанию обязанности по  установке общедомового прибора учета и надлежащей его эксплуатации не  является незаконным. 

Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и  другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности, включенные в утвержденный в установленном  законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий,  отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем  должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания  собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии  заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая  компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11  Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на  собственников помещений в многоквартирном доме. 

Данная правовая позиция содержится в многочисленных судебных актах  Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в определении  Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 № АПЛ16-403. 

Как уже было указано выше, оспариваемое предписание выдано  надлежащему субъекту при наличии законных оснований, при этом  формулировки в оспариваемом ненормативном акте четкие, понятные и  непротиворечивые, соответствующие доводы о неисполнимости предписания  отклоняются судом округа. 

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом  рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное  толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих  применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены  обжалуемых судебных актов. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не  выявлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2018 по делу   № А60-3170/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу МУП Екатеринбургское «Специализированное  управление эксплуатации и реабилитации жилья» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Н.Н. Суханова

Судьи О.Г. Гусев

 А.Н. Токмакова