ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-663/24 от 12.03.2024 АС Уральского округа




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № Ф09-663/24 

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Абозновой О.В.,  рассмотрел материалы кассационной жалобы Министерства цифрового  развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее -  Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 11.10.2023 по делу № А60-40874/2023 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по тому же делу. 

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова  сторон. 

Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с  исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - Предприниматель) о взыскании 13 046 руб. 38 коп. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2023 в  удовлетворении исковых требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.11.2023 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты  отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании пени,  начисленных по дату фактической оплаты задолженности и принять новый  судебный акт, в котором исковые требования удовлетворить в полном объеме. 

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что требование и  взыскании пени, начисленных на сумму долга в размере 10 990 руб. 69 коп.,  исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в  соответствующий период времени, начиная с 22.04.2023 по дату фактической  оплаты задолженности, оставлено судом без внимания и не отражено в  решении, оплата данного требования на основании платежного поручения  01.09.2023 № 67 не произведена, о чем дополнительно свидетельствует сумма,  указанная в платежном поручении. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной  инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в 


законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления  арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам,  рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы  в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой  35, с учетом особенностей, установленных названной статьей. 

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке  кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и  постановлений являются существенные нарушения норм материального права  и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 

Как установлено судами, согласно выписке из Единого государственного  реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической  деятельности Предпринимателя является деятельность в области связи на базе  проводных технологий (ОКВЭД 61.10). 

Предприниматель осуществляет свою деятельность по настоящее время  на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и является  оператором сети связи общего пользования. 

Министерство направило в адрес Предпринимателя уведомление

от 28.03.2023 № П14-1-09-200-21504, в котором просило оплатить обязательные  отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а  также пени за их неуплату (несвоевременную уплату). 

Ссылаясь на неисполнение требований в добровольном порядке, истец  обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями. 

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены доказательства  оплаты долга. 

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал,  принимая во внимание представленные в дело доказательства оплаты  задолженности. 

Суд апелляционной инстанции, проверив решение суда первой инстанции  с учетом доводов, приведенных в апелляционной жалобе, в части отказа во  взыскании пени, начисленных на сумму долга в размере 10 990 руб. 69 коп.,  начиная с 22.04.2023 по дату фактической оплаты задолженности, оснований  для отмены обжалуемого судебного акта не установил. 

Выводы судов в обжалуемой части соответствуют установленным по  делу обстоятельствам и действующему законодательству. 

В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003   № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) в случае, если обязательные  отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования  в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные  сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган 


исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению  государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере  электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и  использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного  вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании  обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную  или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в  резерв универсального обслуживания 

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление,  учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также  осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и  штрафов. 

Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 «О  совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития,  связи и массовых коммуникаций» Федеральное агентство связи упразднено, а  Министерству переданы его функции. 

Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий,  предусмотренных Положением о Министерстве, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418. 

Согласно абзацу 4 пункта 1 указанного Положения Министерство  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим  функции по управлению государственным имуществом и оказанию  государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в  области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем  связи, систем телевизионного вещания и радиовещания. 

Взыскание неустойки как способ защиты гражданских прав, прямо  предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, по  своей сути является реализацией одной из мер ответственности за нарушение  обязательства. 

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации  неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором,  денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае  неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. 

В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Закона № 126-ФЗ в случае  несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего  пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв  универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования  уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения  обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в  резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за  установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором  сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых  платежей) в резерв универсального обслуживания. 


Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от  неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в  резерв универсального обслуживания. 

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой  действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации. 

Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке  рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 01.01.2016  значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению  ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. 

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации

от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве  по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление № 497)  введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям,  подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том  числе индивидуальных предпринимателей. 

Указанное Постановление вступает в силу со дня его официального  опубликования и действует в течение 6 месяцев. 

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления, положения  пункта 1 названного Постановления не применяются в отношении должников: 

а) являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных  объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1  Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных  домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных  объектов на дату вступления в силу названного Постановления; 

б) включенных по мотивированному предложению руководителя  федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию  единой государственной политики в отрасли экономики, в которой  осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного  лица субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано или на  территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо, в  утвержденный Правительством Российской Федерации перечень лиц, на  которых не распространяется действие моратория, деятельность которых  регулируется Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории  Российской Федерации» и (или) Федеральным законом «О мерах воздействия  на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека,  прав и свобод граждан Российской Федерации», а также положениями,  предусмотренными Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и  (или) Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»,  касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые  являются аффилированными лицами указанных лиц. 

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности 


экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и  подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе  ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям,  подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством  Российской Федерации. 

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от  26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия  моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные  абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного  Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и  иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение  денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих  платежей. 

Из буквального толкования данных норм права следует, что  предоставление меры поддержки в виде моратория на банкротство является  достаточным основанием для освобождения такого должника от уплаты  неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или  ненадлежащее исполнение им денежных обязательств до введения моратория. 

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений  статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)» разъяснено, что в период действия моратория проценты за  пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса  Российской Федерации), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса  Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75  Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые  санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к  лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац  десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). 

Нормы статьи 9.1 Закона о банкротстве носят строго императивный  характер и подлежат обязательному применению вне зависимости от заявления  должника. 

Правила о моратории, установленные Постановлением № 497,  распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых  отношений, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного  Постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) объектов  недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов),  независимо то того, обладают ли они признаками неплатежеспособности и  (или) недостаточности имущества либо нет. 

Как верно отметил апелляционный суд, спорные отношения являются  публичными, поскольку государственный контроль относится к властным  полномочиям и не может осуществляться на основе договора и равноправия  сторон, следовательно, применение положений действующего  законодательства, в том числе вышеуказанные Правила применения моратория 


и начисления неустойки для суда является обязанным. 

Проанализировав указанные нормы права и разъяснения Пленума  Верховного Суда Российской Федерации, суды правильно указали, что в  период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования,  возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются. 

Судом апелляционной инстанции проверен расчет истца в части  начисления неустойки и признан неверным ввиду неприменения положения  указанного Постановлением № 497. 

С учетом произведенного судом апелляционной инстанции расчета пени  на сумму задолженности 10 990 руб. 69 коп. с применением моратория и с  учетом даты фактической оплаты задолженности (платежное поручение от  01.09.2023 № 67), оснований для удовлетворения требований в заявленной  истцом части не имеется. Сумма неустойки, начисленная истцом и уплаченная  ответчиком в составе платежного поручения от 01.09.2023 за период действия  моратория, перекрывает сумму пени, начисленную за период с 22.04.2023 по  дату оплаты задолженности. Доказательств иного истцом в материалы дела не  представлено. 

С учетом изложенного суды обоснованно отказали истцу в  удовлетворении заявленных требований. 

Существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод,  законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов,  судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной  жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2023 по делу   № А60-40874/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.11.2023 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,  обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит. 

Судья О.В. Абознова