АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2017 года | г. Архангельск | Дело № А05-13878/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринской И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 и 10 марта 2017 года дело по заявлению
- Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163002, <...>);
- Контрактного агентства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163000, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163000, <...>)
о признании недействительным решения от 09.11.2016 по делу № 26т-16 в части,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Мосрегионлифт» (место нахождения: 119270, <...>),
при участии в заседании представителей:
от Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области – ФИО1 по доверенности от 09.01.2017, ФИО2 по доверенности от 11.01.2017,
от Контрактного агентства Архангельской области – ФИО3 по доверенности от 19.09.2016,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области – ФИО4 по доверенности от 16.05.2016, после перерыва – не явились,
от ООО «Мосрегионлифт» - не явились,
установил:
некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» (далее - Фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Управление) от 09.11.2016 по делу № 26т-16, в части признания Фонда нарушившим подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615 (далее – Положение №615). Заявленное требование указано с учетом его уточнения в судебном заседании 02.03.2017. Заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А05-13878/2016.
Определением от 26.12.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью «Мосрегионлифт».
Контрактное агентство Архангельской области (далее – Контрактное агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 09.11.2016 по делу №26т-16 в части признания Контрактного агентства нарушившим подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения. Заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А05-288/2017.
Руководствуясь частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 20.01.2017 суд объединил дела №А05-13878/2016 и №А05-288/2017 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен №А05-13878/2016.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 02 марта 2017 года был объявлен перерыв до 10час. 30мин. 10 марта 2017 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица, после перерыва в отсутствие представителя Управления.
Управление 06.03.2017 обратилось в суд с заявлением о частичном признании иска, в котором признало заявленное требование в части необоснованности выводов Управления о нарушении Фондом и Контрактным агентством подпункта «в» пункта 30 Положения №615.
В соответствии с частью 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Признание Управлением части заявленного требования принято судом, поскольку это не противоречит закону или нарушает права других лиц.
Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства.
28.10.2016 в Управление поступила жалоба ООО «Мосрегионлифт», направленная Федеральной антимонопольной службой по подведомственности, на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - Контрактного агентства Архангельской области (Организатор процедуры) при проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт). Реестровый номер процедуры - СОМ 30091600016, документация о проведении предварительного отбора размещена по адресу: http://dvinaland.ru/-ab04ogb 1).
Податель жалобы считает, что в документации о проведении предварительного отбора органом по ведению реестра установлены требования к участникам предварительного отбора, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения №615 при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услугпо предмету разрешенной деятельности.
Податель жалобы, со ссылкой на часть 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ и пункт 4 Приложения №4 к постановлению Правительства РФ от 24.03.2011 №207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», считает, что орган по ведению реестра квалифицированных подрядчиков установил дополнительные требования к количеству квалифицированного персонала в штате участника, которые превышают требования СРО (при выдаче свидетельства) и превышают требования указанного постановления Правительства РФ, что ведет к нарушению требований подпункта «о» пункта 23 и пункта 24 (запрещающего иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Положения) Положения №615.
09 ноября 2016 года Управление рассмотрело жалобу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 35-ФЗ «О защите конкуренции» и признала Заказчика (Фонд) и Организатора процедуры (Контрактное агентство) нарушившими подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения №615.
В решении от 09.11.2016 Управление указало, что пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 7 статьи 52 ГрК РФ, виды работ, определенные приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 №624 по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние набезопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким работам. Также отмечается, что лица, осуществляющие строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту самостоятельно или с привлечением других лиц. При этом, такое лицо должно иметь свидетельство о допуске к таким работам.
Замена лифта состоит из демонтажа всего оборудования и монтажа нового лифта. После завершения монтажных работ при замене и модернизации проводится полный комплекс пусконаладочных работ лифтов.
Перечисленные виды работ соответствуют видам работ, указанным в пункте 23.2 Перечня «Монтаж лифтов» и пункте 24.2 Перечня «Пусконаладочные работы лифтов» и могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного строительной саморегулируемой организацией.
Пунктом 8 статьи 55.5 ГрК РФ установлены минимальные необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаемые саморегулируемыми организациями при осуществлении деятельности по выдаче свидетельств о допуске к соответствующим работам. При этом пунктом 6 указанной статьи определено, что такие требования должны содержать также требования к численности работников.
Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются, в том числе:
1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.
Из информации, представленной ООО «Мосрегионлифт», следует, что общество имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияниенабезопасностьобъектовкапитальногостроительства №0351.00-20112-770572209-С-023, выданное НП «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение лифтовых организаций (МОЛО)».
Согласно внутреннему документу НП «Саморегулируемая организация «МОЛО» установлены определенные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии), в частности: 1. К видам работ № 23.2 «Монтаж лифтов»: Не менее чем три работника, обеспечивающие безопасное выполнение работ по монтажу лифтов, должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, при этом: не менее чем один работник с высшим образованием или не менее чем три работника со средним образованием должны иметь образование строительного или технологического профиля; не менее чем два работника должны иметь образование технологического, электротехнологического или телекоммуникационного профиля, один из которых должен иметь образование соответствующее по коду ОКСО. Не менее чем один работник должен обеспечивать безопасное выполнение указанных работ непосредственно на строительной площадке. Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ по монтажу лифтов, имеющие высшее образование соответствующего профиля, должны иметь стаж работы по специальности образования не менее чем три года. Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ по монтажу лифтов, имеющие среднее образование соответствующего профиля, должны иметь стаж работы по специальности образования не менее чем пять лет. 2. К видам работ № 24.2 «Пусконаладочные работы лифтов»: Не менее чем три работника, обеспечивающие безопасное выполнение пусконаладочных работ лифтов, должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, при этом: не менее чем один работник с высшим образованием или не менее чем три работника со средним образованием должны иметь образование строительного или технологического профиля; не менее чем два работника с высшим образованием или со средним образованием должны иметь образование электротехнического, технологического или телекоммуникационного профиля, один из которых должен иметь образованием соответствующее по коду ОКСО. Не менее чем один работник должен обеспечивать безопасное выполнение указанных работ непосредственно на строительной площадке.
Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения №615 при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
В соответствии с пунктом 23 Положения №615 требования к минимальному количеству в штате квалифицированного персонала устанавливаются документацией о проведении предварительного отбора органом по ведению реестра.
Подпункт л) пункта 9 документации о проведении предварительного отбора содержит требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности: Наличие работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование в строительной отрасли (укрупненная группа специальностей и направлений подготовки «Архитектура и строительство»).
Как указывал податель жалобы ООО «Мосрегионлифт» в своей жалобе, и на чьих данных основывались выводы Управления, стоимость работ, указанная в свидетельстве СРО по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности ООО «Мосрегионлифт» относится к градации, 1 в соответствии с которой минимальное количество сотрудников должно составлять 48 человек(не превышает 500 млн. руб. (и более)), в т.ч.: 1 чел. - руководитель организации или его заместитель, индивидуальный предприниматель с высшим профильным (инженерным) образованием и стажем работы не менее 7 лет; 15 чел. с высшим профильным (инженерным) образованием и стажем работы не менее 5 лет; 15 чел. со средним профессиональным или средним специальным (строительным) образованием и стажем работы не менее 5 лет; 17 чел. со средним профессиональным или средним специальным (строительным) образованием и стажем работы не менее 3 лет.
С учетом изложенного Управление пришло к выводу о том, что требования Контактного агентства и Фонда (Заказчика) в части требований к минимальной численности квалифицированного персонала являются чрезмерно завышенными и не согласуются требованиям Градостроительного кодекса РФ, а также требованиями к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относительно именно минимальных требований к количеству сотрудников, подтверждающих наличие квалифицированного персонала.
Установив в документации о проведении предварительного отбора требования о наличии у участника отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала вне зависимости от указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, Контрактное агентство и Фонд, по мнению Управления, нарушили подпункт «о» пункта 23 Положения №615.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 30 Положения №615 документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 21 Положения, должна содержать, в том числе, ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества в которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, либо указание на сайт в сети «Интернет», где размещены указанные адресные перечни.
В данном случае в документации о проведении предварительного отбора не приведены ориентировочны адресные перечни многоквартирных домов, из которых следовало бы, какому количеству домов необходим капитальный ремонт с заменой лифта.
В связи с этим не представляется возможным в данном случае сопоставить требования Заказчика к количеству персонала с реальной необходимостью. В извещении №02-16 от 30.09.2016 и документации о проведении предварительного отбора обозначен период действия результатов предварительного отбора – 3 года. Это означает, что проведение ремонтных работ по замене и ремонту лифтового оборудования в многоквартирных домах будет осуществляться по отдельным лотам в трехгодичной период временен и не потребует указанного в документации количества квалифицированного персонала. Кроме этого существует возможность привлечения дополнительного персонала.
С учетом изложенного Управление пришло к выводу о том, что Контактное агентство и Фонд (Заказчик) нарушили подпункт «в» пункта 30 Положения №615.
Фонд не согласен с решением Управления от 09.11.2016 по делу № 26т-16, в части признания Фонда нарушившим подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения №615, при этом ссылается на следующее.
Законодателем не определены и не установлены требования в зависимости от указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору.
ООО «Мосрегионлифт» в предварительном отборе не участвовало, объясняя это тем, что не могло подготовить и подать заявку на участие в предварительном отборе, так как организатор своими излишними и ограничивающими требованиями ущемил их интересы и нарушил требование подпункта «о» пункта 23 Положения №615. При правильном определении градации ООО «Мосрегионлифт» смогло бы подготовить документы в части наличия квалифицированного персонала.
В решении Управления от 09 ноября 2016 года №26т-16 не отражены, какие именно нормы Положения №615 были нарушены Фондом.
Фонд осуществляет реализацию мероприятий региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 №159-пп, в которой указаны адресные перечни многоквартирных домов, соответственно данные сведения были отражены в документации о проведении предварительного отбора, раздел II. «Сведения об услугах и (или) работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» пункт 3 - ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества в которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, либо указание на сайт в сети «Интернет», где размещены указанные адресные перечни.
С адресным перечнем многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества, в отношении которых в дальнейшем будет проводиться электронныйаукцион,можноознакомитьсяна сайте: http://gkh.dvinaland.ru/fond29/, а также в постановлении Правительства Архангельской области от 22.04.2014 №159-пп «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области».
Фонд так же ссылается на то, что уже на протяжении нескольких лет решается вопрос обеспечения безопасности проживания граждан в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, отработавшими нормативный срок службы и требующих их срочной замены. При формировании документации по предварительному отбору Фонд, прежде всего, ориентировался на выполнение поставленной задачи Правительством Архангельской области по решению вопроса по ремонту лифтов, таким образом, Заказчик, при формировании аукционной документации на ремонт лифтов, в рамках Положения №615, может объединить несколько объектов по одному предмету торгов в один аукцион с целью охвата значительного количества лифтов, расположенных в многоквартирных домах на территории Архангельской области, соответственно возникает необходимость наличия большего количества квалифицированного персонала, в соответствии с чем, Фонд установил требование к наличию квалифицированного персонала в разряде не превышает 500 млн. руб. (и более) - 48 чел.; Архангельская область примет участие в проекте по ускоренной замене лифтов в жилищных фондах субъектов Российской Федерации, разработанном Общественным советом при Минстрое России, который предусматривает проведение аукциона с большим количеством объектов, включенных в один аукцион.
Контактное агентство не согласно с решением Управления от 09.11.2016 по делу № 26т-16, в части признания Контрактного агентства нарушившим подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения №615, при этом ссылается на следующее.
В соответствии с подпунктом 26.3 пункта 8 Положения о контрактном агентстве Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года №215-пп, к компетенции Контрактного агентства отнесено ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Агентство осуществляет вышеуказанное полномочие в соответствии с Порядком взаимодействия контрактного агентства Архангельской области и некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 13 сентября 2016 года № 353-пп (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка Фонд при проведении предварительного отбора готовит и направляет в Агентство заявку на проведение предварительного отбора по форме согласно приложению №1 к Порядку (далее - заявка на проведение предварительного отбора). При этом согласно подпункту 4 пункта 14 Порядка заявка формируется по предметам электронного аукциона, предусмотренным пунктом 8 Положения, с учетом требований, установленных подпунктом «г» пункта 20, подпунктами «о» и «п» пункта 23 и подпунктами «а» - «в» пункта 30 Положения.
Подпунктом «о» пункта 23 Положения №615 предусмотрено, что при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора устанавливается требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
Подпунктом «в» пункта 30 Положения №615 предусмотрено, что документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 21 Положения №615, должна содержать ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества в которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, либо указание на сайт в сети «Интернет», где размещены указанные адресные перечни.
Пунктом «л)» части 9 «Требования к участникам предварительного отбора» раздела I «Общие положения» документации о проведении предварительного отбора установлено требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
В соответствии с решением Фонда (письмо от 11 октября 2016 года № 07/7676) в вышеуказанный пункт документации о проведении предварительного отбора были внесены изменения, в связи с чем были установлены требования к участникам предварительного отбора.
Частью 3 раздела II «Сведения об услугах и (или) работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» документации о проведении предварительного отбора предусмотрена информация об ориентировочных адресных перечнях многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества в которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, либо указание на сайт в сети «Интернет», где размещены указанные адресные перечни:
С адресным перечнем многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, можно ознакомиться на сайте: http://gkh.dvinaland.ru/fond29/, а также в постановлении Правительства Архангельской области от 22.04.2014 №159-пп «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области».
Таким образом, в документации о проведении предварительного отбора были установлены соответствующие требования, указанные в подпункте «о» пункта 23 и в подпункте «в» пункта 30 Положения №615.
Вышеуказанные требования были установлены Фондом в заявке на проведение предварительного отбора (письма №07/7029, №07/7229). Контрактное агентство в рамках своих полномочий в соответствии с Порядком взаимодействия на основании заявки Фонда на проведение предварительного отбора включило соответствующие требования в документацию о проведении предварительного отбора.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.
В силу части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Согласно части 1 статьи 170 АПК РФ решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей; в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Управление заявило о признании исков заявителей в рамках рассмотрения дела №А05-13878/2016 в части необоснованности выводов Управления о нарушении подпункта «в» пункта 30 Положения №615 со стороны Фонда и Контрактного агентства. Признание иска принято судом.
В этой части заявленные требования Фонда и Контрактного агентства подлежит удовлетворению.
Подпунктом «о» пункта 23 Положения №615 установлено, что при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора - наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №215-пп утверждено Положение о контрактном агентстве Архангельской области, согласно пункту 26.3 к полномочиям контрактного агентства отнесено ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Архангельской области от 13.09.2016 №353-пп утвержден Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области и некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области».
Согласно пункту 14 указанного Порядка региональный оператор (Фонд) при проведении предварительного отбора: формирует заявку на проведение предварительного отбора по предметам электронного аукциона, предусмотренным пунктом 8 Положения, с учетом требований, установленных подпунктом «г» пункта 20, подпунктами «о» и «п» пункта 23 и подпунктами «а» - «в» пункта 30 Положения; вносит в агентство предложения о внесении изменений в извещение и документацию о проведении предварительного отбора не позднее чем за три рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе.
Региональный оператор в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки-обращения готовит и направляет в агентство заявку на проведение предварительного отбора по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).
Заявка направляется в агентство на бумажном носителе и в электронном виде (пункт 4 Порядка).
Агентство рассматривает заявку в течение 10 рабочих дней со дня ее регистрации, в том числе осуществляет проверку соблюдения региональным оператором требований к проведению предварительного отбора, установленных Положением (пункт 5 Порядка).
Пунктами 6 и 10 Порядка установлены случаи приостановления рассмотрения заявки и принятия Агентством решение об отказе в проведении предварительного отбора в случае выявления в представленной заявке нарушений требований к проведению предварительного отбора, установленных Положением, а также в случае, предусмотренном пунктом 8 настоящего Порядка.
Таким образом, указанным Порядком не предусмотрены полномочия Контактного агентства ни на формирование заявки, ни на внесение в заявку изменений, это полномочия регионального оператора (Фонда).
В оспариваемом решении Управление не указало, какие полномочия не исполнило Контрактное агентство, тем самым нарушив «о» пункта 23 Положения №615.
С учетом изложенного подлежит удовлетворению требование Контрактного агентства о признании недействительным решения Управления от 09.11.2016 по делу №26т-16 в части признания Контрактного агентства нарушившим подпункт «о» пункта 23 Положения №615.
Согласно пункту 8 Положения №615 предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона - для выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Замена лифта состоит из демонтажа всего оборудования и монтажа нового лифта. После завершения монтажных работ при замене и модернизации проводиться полный комплекс пусконаладочных работ.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 №16902), согласно пункту 23.2 указанного Перечня к таким работам относится монтаж лифтов, согласно пункту 24.2. - пусконаладочные работы лифтов.
Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункт 1 части 1 статьи 55.5 ГрК РФ)
Документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов (пункт 1 части 4 статьи 55.5 ГрК РФ).
Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица, требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица (пункты 1 и 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 55.5 ГрК РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование.
При этом частью 10 статьи 55.5 ГрК РФ установлено, что саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, установленных частями 8 - 8.2 настоящей статьи, или в предусмотренных частью 9 настоящей статьи случаях.
Из системного толкования подпункта «о» пункта 23 Положения №615, статьи 55.5 ГрК РФ следует, что требования к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ устанавливает саморегулируемая организация, однако такие требования не могут быть ниже минимально необходимых требований, установленных частью 8 указанной статьи ГрК РФ, при этом у регионального оператора не имеется полномочий произвольно устанавливать требования к участникам предварительного отбора в части наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, такие требования устанавливаются в зависимости от требований, установленных саморегулируемой организацией для определенного вида работ и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору.
Фактически Фонд самостоятельно установил требования к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ, то есть взял на себя функции саморегулируемой организации.
В ходе судебного разбирательства представители Фонда пояснили, что минимальное количество сотрудников для договоров, не превышающих 500млн руб. (и более), 48 человек установлена с учетом того, что Заказчик, при формировании аукционной документации на ремонт лифтов, в рамках Положения №615, может объединить несколько объектов по одному предмету торгов в один аукцион с целью охвата значительного количества лифтов, расположенных в многоквартирных домах на территории Архангельской области, соответственно возникнет необходимость наличия большего количества квалифицированного персонала.
Суд отклоняет данный довод Фонда за несостоятельностью, поскольку он основан на предположениях и, кроме того, в извещении №02-16 от 30.09.2016 и документации о проведении предварительного отбора нет ограничения на возможность привлечения участником предварительного отбора дополнительного персонала.
С учетом изложенного суд находит обоснованной позицию Управления относительно того, что требования Фонда в части требований к минимальной численности квалифицированного персонала в данном случае являются чрезмерно завышенными и не согласуются с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также требованиями к выдаче саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что является нарушением подпункта «о» пункта 23 Положения №615. В этой части оснований для удовлетворения заявленного Фондом требования не имеется.
На основании изложенного заявленное Контрактным агентством требование подлежит удовлетворению в полном объеме, заявленное Фондом требование подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы Фонда по уплате госпошлины относятся на Управление.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, решение от 09.11.2016 по делу №26т-16, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» в части признания Фонда нарушившим подпункт «в» пункта 30 Положения.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области».
Отказать в признать недействительным, проверенного на соответствие нормам Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, решения от 09.11.2016 по делу №26т-16, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» в части признания Фонда нарушившим подпункт «о» пункта 23 Положения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, решение от 09.11.2016 по делу №26т-16, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в отношении Контрактного агентства Архангельской области в части признания Контрактного агентства нарушившим подпункт «о» пункта 23 и подпункт «в» пункта 30 Положения.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Контрактного агентства Архангельской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | С.В. Козьмина |