ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.03.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2017 года

     г. Архангельск

Дело № А05-13858/2016

Резолютивная часть решения объявлена марта 2017 года  

Решение в полном объёме изготовлено марта 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринской И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163071, <...>)

к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163072, <...>)

о признании незаконным предписания от 06.12.2016 №ОК-07/07-06/163,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - товарищества собственников жилья «Гагарина 50» (ОГРН <***>; место нахождения: 163051, <...>)

при участии в заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.11.2016, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 11.01.2016, от третьего лица – не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ТОРН-1» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее –Инспекция) от 06.12.2016 №ОК-07/07-06/163.

Заявитель поддержал заявленное требование, представил дополнение к заявлению, доказательства исполнения оспариваемого предписания.

Инспекция с требованием не согласна, представила отзыв и материалы проверки.

Третье лицо отзыв по существу заявленного требования не представило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.

Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства.

По обращению жителей дома № 50 по улице Гагарина в городе Архангельске  на основании распоряжения от 10.11.2016 №ОК-07/01-15/3948 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области проведена внеплановая документарная проверка ООО «ТОРН-1» на предмет соблюдения лицензионных требований, а именно соблюдения требований законодательства Российской Федерации к передаче технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом №50 по ул.Гагарина в г.Архангельске.

В ходе проверки установлено, что в период с 26 мая 2016 года по 04 августа 2016 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме №50 по ул.Гагарина в г. Архангельске в форме очно-заочного голосования; итоги голосования оформлены протоколом от 04.08.2016.

По решению общего собрания выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ «Гагарина 50».

Протоколом от 04.08.2016 лицо, уполномоченное уведомить ООО «ТОРН-1» о принятом собственниками решении об изменении способа управления, не выбрано. Согласно представленным документам уведомление и протокол от 04.08.2016 в адрес ООО «ТОРН-1» направлено председателем правления ТСЖ «Гагарина 50», получено 16.09.2016, то есть через 26 рабочих дней после принятия собственниками решения о смене способа управления.

Также в адрес ООО «ТОРН-1» председателем правления ТСЖ «Гагарина 50» направлено письмо о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом № 50 по ул. Гагарина в г. Архангельске в срок до 15.10.2016.

В ходе проверки установлено, что ООО «ТОРН-1» не передало ТСЖ «Гагарина 50» в установленном порядке техническую документацию и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом № 50 по ул. Гагарина в г. Архангельске, в составе, определенном пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила №491).

Акт приема-передачи в Инспекцию не представлен.

По результатам проверки Инспекция составила акт проверки от 06.12.2016 №ОК-07/07-01/1640 и выдала заявителю предписание об устранении выявленных нарушений от 06.12.2016 №ОК-07/07-06/163. Предписанием обществу предписано устранить нарушения части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ), пункт 20 Правил   осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, - неисполнение обязанности по передаче технической документации иных сведений, связанных с управлением многоквартирным домом.

Общество не согласно с предписанием, при этом в дополнении к заявлению ссылается на следующее.

На момент проведения проверки и вынесения предписания №ОК-07/07-06/163 (выявлено нарушение по неисполнению обязанности по передаче технической документации и иных сведений, связанных с управлением многоквартирным домом) нарушение отсутствовало, а именно - у ООО «ТОРН-1» не имелось правовых оснований для передачи технической документации и иных сведений, связанных с управлением МКД ТСЖ «Гагарина 50», поскольку в протоколе общего собрания собственников помещений жилого дома № 50 по улице Гагарина, проведенного в форме очно-заочного голосования от 04 августа 2016 года не указана дата расторжения договора управления с ООО «ТОРН - 1» и дата начала управления многоквартирным домом ТСЖ «Гагарина 50», т.е. не определен срок перехода управления.

Существует определенный порядок проведения голосования собственников в многоквартирном доме, нарушение которого ведет к недействительности принятых на нем решений. Уведомление о собрании собственников указанного дома и принятых на нем решений ООО «ТОРН - 1» получило 17 августа 2016 года и 13 сентября 2016 года с разными протоколами, копии которых представлены в материалы дела. При этом не представлены иные подтверждающие право перехода многоквартирного дома №50 по улице Гагарина в городе Архангельска в управление ТСЖ документы, а именно копии бюллетеней (решений), учредительные (регистрационные) документы подтверждающие создание и осуществление деятельности ТСЖ, документы подтверждающие право действовать от имени ТСЖ, иные документы, подтверждающие полномочия управления указанным домом ТСЖ.

Проверка со стороны надзорных государственных органов, к которым относится Инспекция, надлежащим образом не проведена,что подтверждается ответом Инспекции №01-25/1372 от 26.12.2016 и пояснениями представителя Инспекции в судебном разбирательстве 18.01.2017.

Несмотря на то, что управляющая организация не наделена правом давать оценку решениям общего собрания, она не вправе исполнять решения общего собрания, несоответствующие ЖК РФ.

В соответствии со статьей 46 ЖК РФ, решения и протоколы общих собраний являются официальными документами, копии которых направляются инициаторами собрания в управляющую организацию, а управляющая организация, в свою очередь, направляет эти документы в органы государственного жилищного надзора. Часть 6 статьи 46 ЖК РФ закрепляет право собственников помещения на обжалование решений общего собрания, а, согласно части 6 статьи 20 ЖК РФ, с иском об обжаловании решений общего собрания в суд может обратиться также орган государственного надзора.

Согласно статье 2 Гражданского Кодекса РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В силу статьи 12 ГК РФ физические и юридические лица, чьи права нарушены, могут обращаться в суд. Следовательно, если решением общего собрания нарушены интересы и права управляющей компании, то обжаловать решение она имеет полное право. Согласно статье 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в том числе и ЖК РФ должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, довод о том, что только собственник имеет право обжаловать протокол собрания, противоречит ГК РФ. Из данных норм следует, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в праве обжаловать любое заинтересованное лицо, в том числе и управляющая компания, так как это решение затрагивает договорные отношения между управляющей компанией и собственниками помещений дома.

Отсутствие надлежащей проверки со стороны надзорных органов и не обращение их в суд, а так же непредставление избранным ТСЖ «Гагарина 50» соответствующих документов в управляющую компанию, сомнения в проведении собрания и принятых на нем решений послужили основанием для обращения ООО «ТОРН-1» в суд с исковым заявлением об обжаловании решений собственников.О подаче искового заявления и об управлении домом до принятия решения суда ООО «ТОРН - 1» были уведомлены (неоднократно) собственники, ТСЖ.

Заявитель полагает, что обязательства передать многоквартирный дом и техническую документацию на него ТСЖ «Гагарина 50», возникло только с момента принятия решения суда и вступления его в законную силу. Решение по делу об обжаловании решений собственников было вынесено Октябрьским районным судом города Архангельска 01 февраля 2017 года. 15 февраля 2017 года ООО «ТОРН - 1» многоквартирный дом и вся техническая документация были переданы ТСЖ «Гагарина 50».  

Заявитель ссылается на то, что предписание №ОК - 07/07 - 06/163 от 06.12.2016 затронуло права и законные интересы ООО «ТОРН-1», а именно создало препятствие для осуществления предпринимательской и экономической деятельности заявителя, в частности препятствовало исполнению обязательств по управлению указанным домом.

В рамках данного дела заявитель просит признать незаконным и отменить предписание Инспекции от 06.12.2016 № ОК-07/07-06/163.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 20 ЖК РФ и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 №110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

Требованиями статьи 20 ЖК РФ, пункта 1) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Следовательно, предписание выдано уполномоченным органом.

Из положений статьи 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 9 статьи 162 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с требованиями части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 (далее – Правила №416).

В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (пункт 18 Правил).

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами порядке, техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса (пункт 19 Правил).

Как установлено судами в ходе судебного разбирательства, из представленного в материалы дела протокола от 04.07.2016 общего собрания собственников помещений жилого дома №50 по улице Гагарина, проведенного в форме заочного голосования, собственниками помещений принято решение об утверждении способа управления домом – управление товариществом собственников жилья, о чем заявитель был извещен 16.09.2016 (л.д.41). Однако обязанность по передаче технической документации ТСЖ «Гагарина 50»  заявитель не исполнил.

Суд отклоняет ссылку заявителя на то, что в протоколе общего собрания не указана дата расторжения договора управления с заявителем, т.е. не определен срок перехода управления.

Согласно пункту 18 Правил №416 уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Установление даты расторжения договора управления и указание такой даты в уведомлении Правилами №416 не предусмотрено.

При этом суд учитывает, что решением Октябрьского районного суда  города Архангельска от 01.02.2017 по делу №2-509/2017 ООО «ТОРН-1» отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома №50  по ул.Гагарина в городе Архангельске, оформленного протоколом от 04 июля 2016 года. Решение вступило в законную силу. При этом суд не только указал на отсутствие у ООО «ТОРН-1» как управляющей организации полномочий на оспаривание  решений собственников помещений в многоквартирном доме, принятых на общем собрании, так и на то, что решения по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений  в доме, оформленных оспариваемым протоколом, были приняты необходимым числом голосов, каких-либо  нарушений при проведении общего собрания выявлено не было.

Как пояснили представители сторон в судебном заседании 15.03.2017 фактически протокол от 04.08.2016, других протоколов не было. В любом случае, поскольку решение об избрании способа управления - управление товариществом собственников жилья принято и  создано ТСЖ «Гагарина 50» у ООО «ТОРН-1» не было оснований удерживать техническую документацию.

Часть 6 статьи 46 ЖК РФ предоставляет право обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, лишь собственнику помещения в МКД. Иным субъектам данное право законом не предоставлено.

В связи с указанным позиция заявителя относительно того, что обязательства передать многоквартирный дом и техническую документацию на него ТСЖ «Гагарина 50», возникло у заявителя только с момента принятия решения суда и вступления его в законную силу, основана на ошибочном толковании законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству. Оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Доводы, изложенные заявителем в заявлении в суд, суд не оценивает, поскольку вопрос о привлечении к административной ответственности в оспариваемом предписании не ставился.

Определением от 22.12.2016 суд предоставил заявителю отсрочку по уплате 3000 рублей госпошлины.  По итогам рассмотрения дела с заявителя подлежит взысканию в федеральный бюджет 3000 рублей госпошлины.

Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

Учитывая, что в отношении заявителя введена процедура банкротства, что свидетельствует о тяжелом материальном положении заявителя, суд находит возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам  Жилищного кодекса Российской Федерации, предписания  № ОК-07/07-06/163 от 06 декабря 2016 года, принятого Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТОРН-1».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина