ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 16.03.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2017 года

     г. Архангельск

Дело № А05-13053/2016

Резолютивная часть решения объявлена марта 2017 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Дементьева А.А.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лес-Сервис-2» (ОГРН <***>; <...>) об оспаривании постановления  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН <***>; <...>),

при участии в заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 15.06.2016), представителя административного органа ФИО2 (доверенность от 30.12.2016),

установил: заявитель (далее также – общество) обратился в арбитражный суд, оспаривая постановление административного органа от 14 ноября 2016 года № 05-47/2016 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.

В обоснование указал на нарушение административным органом процессуальных норм. Состав административного правонарушения считает не доказанным, постановление - вынесенным по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Административный орган с заявлением не согласился.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление. Представитель административного органа настаивал на законности оспариваемого постановления.

Исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Администрация МО «Котласский район» постановлением от 7.12.2005 № 540 предоставила обществу в аренду земельный участок площадью 2 га (сенокос), расположенный по адресу Котласский район, в 800 м на юго-восток от деревни Осокорская Вотлажемского сельсовета (участок Осокорское болото) для торфоразработок. Заключён договор аренды от 7.12.2005 № 261.

В Управление Росприроднадзора по Архангельской области 30 июня 2016 года из ОМВД России «Котласский» поступили материалы проверки по факту добычи торфа на территории МО «Черемушское» Котласского района Архангельской области. Из информации следует, что с земельного участка, расположенного напротив д. Осокорская в районе городских дач, осуществляется незаконная добыча торфа, в отсутствие разрешительных документов, а именно - лицензии на право пользования недрами. Капитан полиции ФИО3 получил объяснения председателя СНТ «Восход-2» ФИО4, директора ООО «Лес-Сервис-2» ФИО5, водителя трактора ФИО6

Определением от 4 июля 2016 года административный орган возбудил дело об административном правонарушении по факту незаконной добычи торфа напротив
д. Осокорская по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Определением от 3 августа 2016 года срок административного расследования продлён до 4 сентября 2016 года.

Административный орган истребовал сведения у СНТ «Восход-2», ООО «Лес-Сервис-2», глав администрации МО «Котласский муниципальный район», МО «Черемушское», МО «Котлас», министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области для установления лиц, осуществляющих добычу торфа на территории МО «Черемушское» Котласского района напротив д. Осокорская в районе городских дач.

В ходе административного расследования 15 августа 2016 года должностным лицом административного органа осуществлён выезд на место добычи торфа, где составлен протокол осмотра территории в присутствии директора ООО «Лес-Сервис-2». Согласно протоколу, на земельном участке площадью 2 га в 800 м на юго-восток от д. Осокорская (участок Осокорское болото) видны следы торфоразработок, то есть осуществляется добыча торфа. Земельный участок находится в аренде у ООО «Лес-Сервис-2», согласно договору от 7 декабря 2005 года № 261. На земельном участке, расположенном в 1000 м на юго-восток от д. Осокорская вдоль автодороги г. Котлас - д. Гарь Савватия, площадью 0,6 га также видны следы торфоразработок. На земельном участке примерно в 600 м по направлению на северо-восток от д. Осокорская, с кадастровым номером 29:07:000000, площадью 58090 кв. м, видны следы торфоразработки, то есть добычи торфа.

Данные по выработке (добыче) торфа на указанных земельных участках подтверждаются актом обследования, проведённого 20 августа 2016 года администрацией МО « Черемушское», выработка осуществлялась на глубину 1,5-2 м.

Согласно письму министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.07.2016 № 204-13/5924, напротив д. Осокорская в границах кадастрового квартала 29:07:161801 расположено месторождение торфа Осокорское (№ 1594), запасы которого учтены территориальным государственным балансом запасов полезных ископаемых. Запасы утверждены протоколом ТКЗ ПГО «Севзапгеология» от 26.06.1989 № 6/89 по категории С2 и составляют  119 тыс. тонн. Вид сырья (торфа) представлен как топливный и удобрение. Месторождение торфа Осокорское (№ 1594) внесено в реестр месторождений торфа Архангельской области, не предоставленных в пользование хозяйствующим субъектам, площадью более 10 га.

Заявки на получение права пользования месторождением Осокорское ни от ООО «Лес-Сервис-2», ни от иных лиц в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не поступали. В пользование месторождение Осокорское никому не предоставлялось.

Из полученных в ходе административного расследования документов следует, что предоставленные в аренду ООО «Лес-Сервис-2» земельный участок площадью 2 га в 800 метрах на юго-восток от д. Осокорская (договор от 7.12.2005 № 261) и земельный участок с кадастровым номером 29:07:000000:3429 в 600 м на северо-восток от д. Осокорская площадью 58090 кв. м попадают на месторождение торфа Осокорское (№ 1594).

Торф (кроме используемого в лечебных целях) включён в Перечень общераспространённых полезных ископаемых по Архангельской области, утверждённый распоряжением от 16.11.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 76-р и администрации Архангельской области № 1090р.

Отсутствие у ООО «Лес-Сервис-2» лицензии на право пользования недрами   следует из письма   министерства   природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от   29.07.2016   № 204-13/5924.

Добыча торфа на упомянутых земельных участках подтверждается актом осмотра территории от 14 сентября 2016 года, проведённого должностным лицом административного органа.

18 октября 2016 года административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении № 05-47/2016.

14 ноября 2016 года вынесено постановление № 05-47/2016 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб. Обществу вменено нарушение статьи 11, пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации «О недрах» - добыча торфа на земельном участке площадью 2 га, расположенном в 800 метрах на юго-восток от д. Осокорская (участок Осокорское болото) и на земельном участке с кадастровым номером 29:07:000000:3429, расположенном в 600 м на северо-восток от д. Осокорская, площадью 58090 кв. м в отсутствие лицензии на право пользования недрами.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд.

Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьёй 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьёй 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится, как сказано в статье 23 Закона о недрах, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно статье 19 Закона о недрах, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.

Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод в целях этой статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Материалами административного дела, а именно протоколом осмотра территории от 15 августа 2016 года, объяснениями генерального директора ООО «Лес-Сервис-2» от 18 августа 2016 года, подтверждается, что земельный участок площадью 2 га, предоставленный ООО «Лес-Сервис-2» в аренду, используется им для торфоразработок. Торф, согласно пояснениям директора общества ФИО5, заготавливался для собственных нужд.

   Как следует из статьи 19 Закона о недрах, безлицензионная добыча для собственных нужд допускается  в отношении полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Между тем, согласно письму министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.07.2016 № 204-13/5924, напротив д. Осокорская МО «Черемушское» Котласского района Архангельской области в границах кадастрового квартала 29:07:161801 расположено месторождение торфа Осокорское (№ 1594), запасы которого учтены территориальным государственным балансом запасов полезных ископаемых. Запасы утверждены протоколом ТКЗ ПГО «Севзапгеология» от 26.06.1989 № 6/89. Административный орган пояснил, что арендуемый обществом земельный участок площадью 2 га в 800 м на юго-восток от д. Осокорская (участок Осокорское болото) находится в границах месторождения торфа Осокорское в кадастровом квартале 29:07:161801. В подтверждение представил письмо Архангельского филиала  ФБУ «ТФГИ по Северо-Западному федеральному округу» от 9.03.2017, схему расположения месторождения торфа Осокорское.

  Состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в деянии заявителя, касающемся арендуемого по договору от 7 декабря 2005 года № 261 земельного участка площадью 2 га, суд считает подтверждённым. При этом не нашло подтверждения достаточными и убедительными доказательствами совершение этого правонарушения на земельном участке с кадастровым номером 29:07:000000:3429, расположенном в 600 м на северо-восток от д. Осокорская.

   Вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд находит несостоятельным довод общества о том, что при заключении договора от 7 декабря 2005 года № 261 арендодатель земельного участка не предупредил его о необходимости получить лицензию на право пользования недрами. Обществу как субъекту предпринимательской деятельности следовало убедиться в правомерности пользования недрами.

Процессуальных нарушений в производстве по делу об административном правонарушении суд не установил. О составлении протокола об административном правонарушении директор общества извещался неоднократно. Ввиду неявки в административный орган протокол составлен в его отсутствие. О месте и времени рассмотрения дела об этом правонарушении руководитель извещён, участия в рассмотрении дела не принял.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что протокол осмотра территории от 15 августа 2016 года составлен в отсутствие понятых, поскольку он противоречит действительности. В протоколе отражено, что осмотр проводился в присутствии понятых ФИО7, ФИО8, а также директора общества ФИО5 Эти лица протокол подписали.

Замечания заявителя к акту осмотра территории от 14 сентября 2016 года суд отклоняет. Этот акт наряду с иными доказательствами подтверждает торфоразработку на арендуемом заявителем участке.

  Вместе с тем суд установил основания для признания оспариваемого постановления незаконным.

  В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

  Из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет два месяца. Частью 2 статьи 4.5 предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  Вменённое обществу административное правонарушение является длящимся, срок давности начинает течь со дня его обнаружения. Днём обнаружения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

 Из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 4 июля 2016 года, определения о продлении срока административного расследования от 3 августа 2016 года, протокола осмотра территории по делу об административном правонарушении от 15 августа 2016 года, из таких обстоятельств, как получение административным органом 3 августа 2016 года сведений об отсутствии у заявителя лицензии на право пользования недрами (письмо министерства природных ресурсов и агропромышленного комплекса Архангельской области), получение 18 августа 2016 года объяснений ФИО5  о заготовке торфа, следует, что о совершении обществом административного правонарушения административному органу стало известно не позднее 18 августа 2016 года. В уведомлении от 2.09.2016 № 05-18/6497 сказано о выявленном по результатам административного расследования правонарушении, обществу предложено прибыть в административный орган для составления протокола по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.  

На день привлечения общества к административной ответственности (14 ноября 2016 года) срок давности истёк.

Специальный годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса за нарушение законодательства об охране окружающей среды, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям ввиду следующего. Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.3, являются отношения в сфере государственной собственности на недра при недропользовании. Данное деяние не относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды, которые законодателем выделены в главу 8 Кодекса.

Проведение сотрудником административного органа 14 сентября 2016 года планового (рейдового) осмотра земельных участков не может изменять исчисление срока давности.

Арбитражный суд, руководствуясь статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                  РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 14 ноября 2016 года № 05-47/2016 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лес-Сервис-2», зарегистрированного за ОГРН <***>, находящегося по адресу <...>.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

         Судья

И.А. Меньшикова