ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 18.04.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-152/2017    

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КиТ Транс" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163045, г.Архангельск, Кузнечихинский промузел<...>)

к ответчику - Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 160001, г. Вологда, Вологодская область, пр-кт Победы, 33; Россия, 163039, <...>)

о признании незаконным бездействия,

В заседании суда приняли участие представители:

от заявителя – ФИО1.(доверенность от 03.02.2017),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 02.04.2014).

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Макарова В.Е,   

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью "КиТ Транс" (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа в принятии заявления  ООО «КиТ Транс» № 3/10 от 26.10.2016; признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее – ответчик, Управление) в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества; обязании Управления выдать специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества № 3/10 от 26.10.2016.( заявленные требования изложены с учетом их уточнения заявителем в порядке ст.49 АПК РФ).  

Представитель заявителя  в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления и дополнений. Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва и дополнений.

Поводом к оспариванию отказа в принятии заявления и бездействия послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что 28 октября 2016 г. от ООО «КиТ Транс» в адрес Архангельского филиала ФКУ Упрдор «Холмогоры» поступило заявление № 3/10 от 26.10.2016 г. на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства.

Исходя из содержания заявления № 3/10 от 26.10.2016 на получение специального разрешения, маршрут движения транспортного средства, перевозящего тяжеловесный груз, был построен перевозчиком в следующем порядке: <...>)- <...>) - <...>) -<...>) - п. Березник - (ул. Массив Придорожный, ЗБ) - г. Архангельск (Кузнечихинский промузел, проезд 4).

Кроме того,   названном заявлении от 26.10.2016 г. в графе «Наименование» характеристик груза Общество  указало:  «Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров. Крепление - цепи, талрепы».

На заявление Общества ответчиком направлен отказ  в принятии (регистрации) заявления № 136 от 31.10.2016, поскольку  заявление на получение специального разрешения № 3/10 от 26.10.2016 г., полученное Архангельским филиалом ФКУ Упрдор «Холмогоры» 28.10.2016, оформлено ненадлежащим образом. В соответствии с поручением руководителя ФДА Росавтодор от 27.09.2016 г. №РС-43 маршрут движения транспортного средства должен быть указан двумя пунктами: «пункт отправления - пункт назначения», включая указание адресов в населенных пунктах. В соответствии с указанием ФДА Росавтодор № 03-28/26212 от 28.08.2015 требуется указание в заявлении конкретного наименования планируемого к перевозке груза с представлением документов, подтверждающих весовые и габаритные параметры груза. Также обращено внимание на то, что в соответствии с распоряжением ФДА Росавтодор диагностическая карта должна быть заверена оператором технического осмотра или нотариально.

Общество  просит суд признать  незаконным отказ в принятии заявления  ООО «КиТ Транс» № 3/10 от 26.10.2016; незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества № 3/10 от 26.10.2016 и в порядке устранения нарушенных прав  и законных интересов Общества  обязать Управление выдать специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества № 3/10 от 26.10.2016.

По мнению Общества,  его заявление  на получение специального разрешения отвечало всем требованиям Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов приказа Минтранса России, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 г. № 258.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно абзацу 2 пункта 6 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов приказа Минтранса России, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 г. № 258, заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно образцу приложения N 2 к настоящему Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы: на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортногосредства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации - в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Сроки и последовательность административных процедур (действий) предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении определяется Административным регламентом Федерального дорожного агентства, утвержденным приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107.

Согласно пункту 8 Приложения № 1 к Регламенту, ФКУ Упрдор «Холмогоры» включено в перечень подведомственных Росавтодору учреждений.

Автомобильные дороги общего пользования федерального значения «М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск на участке км 694+225 - км 1226+218» и «Подъезд к городу Северодвинск» на участке км 0+000 - км 35+000 закреплены за  ответчиком на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации.

Нормативным актом, определяющим деятельность Федерального дорожного агентства как федерального органа исполнительной власти, является Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №374, согласно  п.5.4(6) которого  к его  компетенции относится выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе в международном сообщении.

В соответствии с пунктом 4 Порядка N 258 специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Специальное разрешение выдается сроком на три месяца.

Пунктом 8 Порядка определены требования к содержанию заявления. В частности, в заявлении указываются, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов) и характеристика груза (наименование, габариты, масса, делимость).

Как указано в п.6 Порядка заявление подается  согласно образцу приложения N 2 к настоящему Порядку, в котором предусмотрены графы «маршрут движения» и «наименование груза», в котором согласно примечанию нужно указать  полное наименование груза,  основные характеристики, марка, модель.

Из указанных норм Порядка следует, что  перевозимый груз должен быть конкретно поименован с указанием индивидуально-определенных признаков. Между тем, в заявлении Общества указано -«Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров», т.е Общество определило груз родовыми признаками как машины и оборудование, не идентифицировав его ( не указано конкретное наименование груза, основные характеристики, марка, модель).

Кроме того, Общество указало маршрут движения как <...>)- <...>) - <...>) -<...>) - п. Березник - (ул. Массив Придорожный, ЗБ) - г. Архангельск (Кузнечихинский промузел, проезд 4).

Согласно п.8 ст.2 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.

Пункт 8 Порядка требует указание в заявлении пункта отправления и пункта назначения (маршрут, а не маршруты). Фактически Общество указало пять маршрутов движения, причем начальный пункт отправления и конечный пункт назначения совпадают ( г.Архангельск), что свидетельствует об указании Обществом маршрута с обратным следованием.

Ответчик выдает специальное разрешение по образцу, указанному в Приложении № 1 к Порядку.  Как указано в Поручении руководителя Федерального дорожного агентства Р.В. Старовойта от 27.09.2016 г. № РС-43 при оформлении специальных разрешений исключить наличие двух и более маршрутов в одном специальном разрешении, а также указывать маршрут движения без обратного следования.

В силу п. 12 Порядка № 258  уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае если:

1) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления;

2) заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;

3) к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)), принявший решение об отказе в регистрации заявления, обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.

В данном случае заявление Общества от 26.10.2016 не содержит сведений, установленных   п.8  Порядка, а именно, не указано конкретное наименование груза, основные характеристики, марка, модель, а также не указан маршрут ТС как путь следования от пункта отправления  до пункта назначения.

Как  следует из отзыва и пояснений ответчика, указание в отказе № 136 от 31.10.2016  на то, что  диагностическая карта должна быть заверена оператором технического осмотра или нотариально, не является основанием для отказа в выдаче специального разрешения и   носит  рекомендательный характер.

В соответствии с п.58 Административного регламента от 28.03.2013 № 107 после проверки заявления должностное лицо, ответственное за прием заявлений, в течение одного рабочего дня принимает одно из следующих решений:

1) возвращает заявление и уведомляет заявителя о принятом решении;

2) принимает заявление к регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении.

В данном случае заявление Общества поступило ответчику 28.10.2016 (пятница), 31.10.2016 ( понедельник) ответчик отказал Обществу в регистрации  его заявления, о чем Общество извещено оспариваемым письмом   № 136 от 31.10.2016.

Довод заявителя о том, что заявление  фактически не возвращено Обществу для данного дела не имеет правового значения, поскольку не влияет на правовую оценку судом законности отказа в принятии заявления Общества от 26.10.2016 и оспариваемого бездействия.

Судом в порядке ст.71 АПК РФ оценены представленные заявителем в обоснование правомерности своей позиции  копии специальных разрешений на местную перевозку в 2017 году. Сам по себе факт выдачи указанных специальных разрешений  не ответчиком, а иными  уполномоченными лицами в Архангельской области, не свидетельствует о незаконности оспариваемых отказа и бездействия по стороны ответчика, поскольку  позиция ответчика основана на нормах Порядка № 258.

При таких обстоятельствах, следует признать, что ответчиком не допущено неправомерного отказа в принятии заявления  ООО «КиТ Транс» № 3/10 от 26.10.2016.

Поскольку ответчик  правомерно отказал в принятии заявления Общества, им не допущено незаконного бездействия по невыдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат отклонению. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными отказа в принятии заявления  ООО «КиТ Транс» № 3/10 от 26.10.2016 и бездействия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" в невыдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявления Общества № 3/10 от 26.10.2016.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова