ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 09АП-56009/2016 от 09.09.2016 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Москва  15 сентября 2016 года Дело № А40-93525/16-139-831 

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2016 года  Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2016 года 

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.  рассмотрев в открытом судебном заседании дело 

по заявлению ООО «Сатурн»

к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы 

третье лицо: Правительство Москвы, Государственной инспекции по контролю за  использованием объектов недвижимости г.Москвы 

о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. от 22.07.15 б/н)

от Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы – ФИО2  (по дов. от 4-47-1298/5), ФИО3 (по дов. от 15.09.2015 № МКА-03-3922/5) 

от Правительства Москвы – ФИО2 (по дов. от 4-47-1298/5), ФИО3 (дов. от  21.09.2015 № 4-47-1302/5) 

от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов  недвижимости г.Москвы – ФИО4 (по дов. от 16.12.2015 № 6-06-38980) 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сатурн» обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Комитету по  архитектуре и градостроительству 'города Москвы с требованием о признании  незаконным бездействия Москомархитектуры по выдаче градостроительного плана  земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:6359 площадью 4590 кв. м  по адресу: <...> и обязании Москомархитектуры  в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по  настоящему делу выдать ООО «Сатурн» ГПЗУ с кадастровым номером  77:07:0006005:6359 площадью 4590 кв. м по адресу: <...> со следующими параметрами: общая площадь зданий, строений, сооружений4590 кв. м; предельная высота зданий, строений, сооружений - 12 м; допустимая  плотность застройки - 4590 кв. м; требования к назначению, параметрам и размещению  объектов капитального строительства на земельном участке - не установлены;  максимальный процент застройки в границах земельного участка - не установлен;  предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (полоса  отчуждения, охранные зоны) - не установлены. 

Представитель ответчика представил письменные пояснения в порядке ст. 131  АПК РФ, в которых против удовлетворения заявленных требований возражал по  изложенным в них основаниям. 

Представитель Правительства в судебное заседание явился, поддержал позицию  Ответчика по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. 


Представитель Госинспекции по недвижимости также поддержал позицию  ответчика. 

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на  них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых  действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Суд установил, что Заявитель обратился в арбитражный суд с соблюдением  срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ и исчисляемого по правилам ст. 113 АПК  РФ. 

Судом установлено, что заявитель для получения ГПЗУ на земельный участок,  31.12.2015 г. обратился в Москомархитектуру с заявлением № 001-ГПЗУ-5798/2015. 

Не получив запрашиваемый документ, посчитав свое право нарушенным  заявитель обратился с настоящим заявлением в суд. 

Отказывая в удовлетворении требований, суд ссылается на следующее.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ГШ "Об  утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города  Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы является  отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим  функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития  территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая  территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку  территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно- художественного облика города Москвы, и структурно входящим в состав Комплекса  градостроительной политики и строительства города Москвы. 

Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об  утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Города  Москвы" подготовка и утверждение ГПЗУ входит в полномочия Комитета по  архитектуре и градостроительству города Москвы. 

Поскольку подготовка и утверждение ГПЗУ является государственной услугой,  то правовое регулирование предоставления государственной услуги по подготовке,  утверждению, изменению и выдаче градостроительного плана земельного участка  регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от  27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и  муниципальных услуг" (далее -Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ);  постановление Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении  государственных и муниципальных услуг в городе Москве" (далее - Постановление  Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП); постановление Правительства 


Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения  (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" (далее -  постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП). 

В свою очередь согласно постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011  N 229-ПП предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с  Градостроительным кодексом Российской Федерации; приказом Минстроя России от  06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного  участка"; Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N28 "Градостроительный кодекс  города Москвы"; постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N1019- 1111 "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы";  постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О  предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве";  постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об  утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города  Москвы"; распоряжением Правительства Москвы от 12 мая 2011 г. N 376-РП "О  Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных  услуг в городе Москве". 

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление  государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с  административными регламентами. 

Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке  подготовку, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных  участков" утвержден Административный регламент предоставления государственной  услуги "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены  градостроительных планов земельных участков" в городе Москве. 

В соответствии с п. 9 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N  229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных  планов земельных участков" выдача градостроительного плана земельного участка  осуществляется после одобрения решением Градостроительно-Земельной комиссии  города Москвы, решением Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии  города Москвы. 

Одновременно данные положения закреплены, в том числе в п. 2.1.7.3  постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании  Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" в котором установлено, что в  основные функции Градостроительно-земельной комиссии входит рассмотрение и  принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том  числе Градостроительных планов земельных участков, расположенных за пределами  Центрального административного округа города Москвы, вне границ территорий  объектов культурного наследия и их зон охраны, вне границ особо охраняемых  природных территорий и их охранных зон, и предназначенных для размещения  отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не  более трех, общей площадью не более чем 1500 кв. м, которые не предназначены для  постоянного или временного проживания граждан, осуществления торговой  деятельности при условии, что указанные земельные участки находятся в  собственности физических или юридических лиц либо предоставлены в аренду  физическим или юридическим лицам и на таких арендуемых участках расположены  объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности указанных лиц. 

В соответствии с п. 2.1.13 постановления Правительства Москвы от 16.11.2010  N 1019-1111 "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" в  основные функции Градостроительно-земельной комиссии входит рассмотрение и  принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том  числе о пересмотре или отмене ранее выданных градостроительных планов земельных 


участков, за исключением градостроительных планов земельных участков, указанных в  пункте 4.1.3.3 настоящего Положения. 

Согласно п. 2.12.1.2. постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229- ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены  градостроительных планов земельных участков" результатом предоставления  государственной услуги является направление (выдача) решения об отказе в  предоставлении государственной услуги с обоснованием причин отказа. 

Согласно п. 50 протокола № 8 от 29.02.2016 Рабочая группа Градостроительно- земельной комиссии города Москвы по вопросам градостроительной деятельности  приняла следующее решение: Госинспекции по недвижимости в 30-дневный срок  обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии (Росреестр) по г. Москве о подтверждении факта наличия незаконно  размещенного объекта на земельном участке по адресу: Неверовского ул. (кадастровый   № 77:07:0006005:6359) и представить соответствующее заключение в  Москомархитектуру; Госинспекции по недвижимости, Комитету государственного  строительного надзора города Москвы в 30-дневный срок обратиться в Прокуратуру г.  Москвы для принятия мер прокурорского реагирования и представить  соответствующие заключения в Москомархитектуру; Москомархитектуре в 30- дневный срок после выполнения п. 1и п. 2 обеспечить возврат Заявки на выдачу  градостроительного плана земельного участка правообладателю (в соответствии с  приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП). 

В соответствий с актом обследования объекта недвижимости от 23 августа 2016  года № 9071531 Госинспекции по недвижимости на земельном участке,  расположенном по адресу: <...> вл.10 (уточненный адрес:  улица Неверовского (кадастровый номер 77:07:0006005:6359) были выявлены  следующие нарушения. 

В ходе обследования установлено, что земельный участок с кадастровым  номером 77:07:0006005:6359 общей площадью 4590 кв. м находится в частной  собственности ООО «САТУРН», о чем в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним 03.11.2015 сделана запись регистрации № 7777/007-77/067/2015-617/1. 

На указанном участке, согласно Градостроительного плана земельного участка  от 30.09.2014 № RU77-129000-012949, размещены: одноэтажное нежилое здание  (металлический ангар) общей площадью 834,9 кв. м 1951 года постройки с адресным  ориентиром: улица Неверовского, д. 10, стр.4, находящееся в частной собственности  ООО «САТУРН», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое  имущество и сделок с ним 23.05.2014 сделана запись регистрации № 77-7707/014/2014-462; одноэтажное нежилое здание общей площадью 90,9 кв. м 1955 года  постройки с адресным ориентиром: улица Неверовского, д. 10, стр.5, находящееся в  частной собственности ООО «САТУРН», о чем в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.05.2014 сделана запись регистрации   № 77-77-07/014/2014-463. 

На момент обследования на вышеуказанном земельном участке размещены:  одноэтажное нежилое здание площадью около 1265 кв. м с адресным ориентиром:  улица Неверовского, д. 10, стр.4. В 2014 году проведена реконструкция здания с  увеличением площади. Здание используется под офисные площади; двухэтажное  нежилое здание площадью около 250 кв. м с адресным ориентиром: улица  Неверовского, д. 10, стр.5. Одноэтажное нежилое здание площадью 90,9 кв.м 1955 года  постройки снесено, и на его месте в 2015 году возведено новое здание. Здание  используется под офисные площади; два трехэтажных нежилых здания площадью  около 2500 кв. м каждое. 

Здания построены в 2015 году. Информация об указанных зданиях в ИС РЕОН и  на портале РОСРЕЕСТРА отсутствует. Здания используются под офисные площади. 


Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не оформлялся,  разрешительная документация на строительство не выдавалась, объекты в  эксплуатацию не вводились. 

Учитывая вышеизложенное, одноэтажное нежилое здание площадью около 1265  кв. м., двухэтажное нежилое здание площадью около 250 кв. м., и два трехэтажных  нежилых здания площадью около 2500 кв. м каждое, обладают признаками  самовольного строительства. 

На основании вышеизложенного Москомархитектура направила решение об  отказе в предоставлении государственной услуги от 07.09.2016 № 001-ГДЗУ- 5798/2015-7. 

Тем самым Москомархитектура предоставила ООО «Сатурн» результат  государственной услуги. 

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий  (бездействий) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону и иному  нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на  них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Иными словами, материально-правовой состав таких исков предполагает  одновременное наличие двух составляющих частей: несоответствие закону и иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя. 

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия арбитражный суд в  судебном заседании осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые совершил оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации  от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), законодательство о градостроительной  деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных  нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных  нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от  01.12.2005 N 468-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской  городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного  кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального  закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"  градостроительная деятельность В Российской Федерации НАХОДИТСЯ В СОВМЕСТНОМ  ВЕДЕНИИ Российской Федерации и ее субъектов. 

Следовательно, город федерального значения Москва, будучи субъектом  Российской Федерации, вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам  градостроительной деятельности. В целях реализации полномочий города  федерального значения Москвы был принят Закон г. Москвы от 25.06.2008 N 28  "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК г. Москвы). 

Согласно ст. 44 ГрК РФ и ст. 43 ГрК г. Москвы градостроительный план  земельного участка является видом документации по планировке территории, а также  обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для  проведения государственной экспертизы проектной документации, получения  разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 


В соответствии с ч. 9 ст. 43 ГрК г. Москвы порядок разработки, оформления,  утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков,  состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их  разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы  в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом. 

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов  земельных участков осуществляется применительно к застроенным или  предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального  строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. 

Согласно электронным базам данных Москомархитектуры ООО «Сатурн» на  основании обращения ООО «Сатурн» от 15.07.2014 г. № б/н и по протоколу заседания  Градостроительно-земельной комиссии от 28.08.2014 № 28 был выдан  градостроительный план земельного участка № RU77-129000-012949 на земельный  участок, расположенный по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное  образование Дорогомилово, ул. Неверовского, вл. 10, вл. 10 стр. 2, 3, 4, 5, 6 с  кадастровым номером: 77:07:0006005:61. 

Как указано в ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об  организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы,  предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие  муниципальные услуги вправе требовать осуществления предварительных действий (в  данном случае - получение решение ГЗК или РГ ГЗК), если это предусмотрено  нормативно - правовым актом субъекты Российской Федрации (в данном случае -  постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N229-ITQ и постановлением  Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП). 

Следовательно, как следует из положений нормативно-правовых актов,  указанных выше, Комитет обязан руководствоваться регламентом и в силу данного  регламента должен осуществлять действия только на основании решения ГЗК. При  этом данные требования полностью соответствуют положениям Федерального закона  от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и  муниципальных услуг". 

Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством г. Москвы  действия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы являются  абсолютно законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими  удовлетворению. 

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как  противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права. 

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и  законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования. 

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для  удовлетворения требований заявителя. 

Руководствуясь ст.ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 180, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «САТУРН» о признании незаконным бездействия Комитета по  архитектуре и градостроительству города Москвы по выдаче градостроительного плана  земельного участка с кадастровым номером № 77:07:0006005:6359 - оставить без  удовлетворения. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в  Девятый арбитражный апелляционный суд. 

Судья Н.Е. Девицкая