АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
www.kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
ФИО1
3 декабря 2008 года Дело № 12162/2008-320/34
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества «МЦ-5»
об оспаривании постановления Кировской таможни от 28.10.2008 по делу об административном правонарушении №10407000-444/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО2 - по доверенности от 01.03.2007;
ответчика: ФИО3 - по доверенности от 10.01.2008;
установил:
Закрытое акционерное общество «МЦ-5» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с требованием об отмене постановления Кировской таможни от 28.10.2008 о назначении административного наказания по делу №10407000-444/2008 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку действующими Правилами проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 №958, не предусмотрена обязанность владельца склада временного хранения при составлении отчета формы ДО-2 «Отчет о выдаче товаров со склада временного хранения» указывать сведения о весе товара и коде товара по ТН ВЭД в соответствии с грузовой таможенной декларацией. В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Кировская таможня считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в удовлетворении требований просит отказать, представлен мотивированный отзыв, представитель Кировской таможни в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 01.12.2008 по 03.12.2008.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства.
ЗАО «МЦ-5» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 17.03.2005г. под основным государственным регистрационным номером 1054313502594.
Общество включено в Реестр владельцев складов временного хранения 11.04.2006, о чем выдано свидетельство №10407/200011.
19.11.2007 в адрес заявителя поступил товар: «профиль пластиковый из поливинилхлорида» код товара ТН ВЭД 3926300000 фактурной стоимостью 2777,5 Евро весом брутто 495 кг (далее – товар №1), «лампы электрические: светильники одноламповые» код товара по ТНВЭД 9405203000 фактурной стоимостью 3414,47 Евро весом брутто 318 кг (далее – товар №2). По товаросопроводительному документу – международная товарно-транспортная накладная CMR0940119 от 09.11.2007 - указанный товар помещен на склад временного хранения (далее - СВХ) заявителя. При принятии товара, находящегося под таможенным контролем, на СВХ обществом составлен отчет формы ДО-1 №00045 от 19.11.2007, в котором сведения о коде товаров по ТНВЭД и весе брутто внесены на основании сведений товаросопроводительного документа, отчет принят таможенным органом 19.11.2007. Представитель таможенного органа в судебном заседании подтвердил, что отчет по форме ДО-1 составлен в соответствии с требованиями Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 №958.
На ввезенный товар заявителем оформлена грузовая таможенная декларация (далее – ГТД), согласно добавочному листу которой код ТНВЭД товара №1 - 3916201000 (позиция 33), вес брутто товара №1 – 480 кг (позиция 35); код ТНВЭД товара №2 - 9405209109 (позиция 33). Декларация принята таможенным органом 27.11.2007, ей присвоен регистрационный номер 10407020/271107/0001728. Одновременно с ГТД в таможенный орган представлены товарно-транспортные документы на ввезенный товар, в том числе накладная CMR0940119 от 09.11.2007, в которой указаны иные сведения о коде по ТНВЭД и весе брутто товара №1 и коде товара №2 по ТНВЭД, а также спецификация к инвойсу 255 от 09.11.2007 с указанием веса товара нетто, брутто и веса поддона для определения веса брутто товаров в целях таможенного декларирования. Таможенным органом 28.11.2007 принято решение о выпуске товара, на ГТД №10407020/271107/0001728 поставлен штамп «выпуск разрешен».
Товар, таможенное оформление которого завершено, 04.12.2007 выдан с СВХ, о чем составлен отчет о выдаче товара с СВХ по форме ДО-2 за №00045 от 04.12.2007, в котором указан код товаров №№1, 2 по ТНВЭД и вес товара №1 согласно данным отчета ДО-1, в качестве разрешительного документа в графе 17 названа ГТД №10407020/271107/0001728.
Должностным лицом Кировской таможни проведена проверка документов и достоверности сведений после выпуска товара ЗАО «МЦ-5», составлено заключение №10407000/022 от 15.09.2008, в котором содержится вывод о представлении заявителем в таможенный орган недостоверной отчетности о хранении товаров, находящихся под таможенным контролем, в отношении заявителя возбуждено дело №10407000-444/2008 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместителем начальника Кировской таможни по правоохранительной деятельности ФИО4 по результатам рассмотрения дела №10407000-444/2008 об административном правонарушении вынесено постановление от 28.10.2008, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.
Как пояснил в судебном заседании представитель таможенного органа, недостоверность сведений, представленных заявителем, состоит в указании в отчете по форме ДО-2 №00045 от 04.12.2007 кода товаров №№1, 2 по ТНВЭД и весе брутто товара №1, не совпадающих соответственно с кодами по ТНВЭД товаров №№1,2 и весом брутто товара №1, содержащимся в ГТД №10407020/271107/0001728.
Возражая против доводов Кировской таможни, представитель заявителя в судебном заседании уточнил, что нормами права не установлена обязанность владельца склада СВХ по внесению изменений в учетные сведения о товаре, находящемся под таможенным контролем, в соответствии с ГТД в момент его выдачи со склада СВХ получателю на основании решения таможенного органа о выпуске товара, кроме того, заявитель является в рассматриваемой ситуации не только владельцем СВХ, но одновременно получателем товара и декларантом, в силу чего в таможенный орган представлены все документы на товар, помещенный под таможенный контроль, следовательно, недостоверность каких-либо сведений в отчете формы ДО-2 от 04.12.2008 отсутствует.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 108, пункта 2 части 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Таможенного кодекса Российской Федерации, и обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно пункту 1 статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации владельцы складов временного хранения по требованию таможенных органов обязаны предоставить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 № 958 (далее - Правила), предусмотрено, что владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении, в частности, по формам ДО-1 (отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на склад временного хранения), ДО-2 (отчетность, формируемая в случае выдачи товаров со склада временного хранения).
Пунктами 6 и 7 Правил установлен перечень документов, подлежащих представлению владельцем СВХ в таможенный орган, и перечень сведений, которые в этих документах должны быть указаны, в том числе:
- количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;
- наименование, а также классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
В силу подпункта «а» пункта 7 Правил при международной перевозке товаров автомобильным транспортом владелец СВХ представляет международную товаротранспортную накладную и (или) имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары.
Согласно положениям пункта 15 указанных Правил, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства.
Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
При отсутствии сомнений о соответствии веса товара сведениям, содержащимся в товаросопроводительных документах, такой обязанности владельцу СВХ данными Правилами не вменено.
В судебном заседании установлено и не оспаривается таможенным органом, что товар принят заявителем на хранение на СВХ в полном соответствии с накладной CMR 0940119 от 09.11.2007, что отражено в отчете по форме ДО-1, принятым таможенным органом 19.11.2007: с указанием кода товаров №№1, 2 по ТНВЭД 3926300000 и 9405203000 (графа 6), веса товара №1 на поддоне – 495 кг (графа 9) в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил.
При таможенном декларировании заявителем товаров №№1, 2 таможенному органу предоставлены сведения о весе товара №1 и весе поддона согласно спецификации к инвойсу 255 от 09.11.2007: с указанием веса товара нетто, брутто и веса поддона для определения веса брутто товаров в целях таможенного декларирования.
Пунктом 6 Правил, предусмотрено, владелец СВХ представляет документы, содержащие классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
В судебном заседании установлено и не оспаривается таможенным органом, что товары №№1, 2 приняты заявителем на хранение на СВХ с указанием кода товара по ТНВЭД (не менее первых четырех знаков) в соответствии с накладной CMR 0940119 от 09.11.2007 и указаны в графе 6 отчета по форме ДО-1 №00045, принятого таможенным органом 19.11.2007.
Изменение при оформлении ГТД №10407020/271107/0001728 кода товара по ТНВЭД и веса товара брутто (исключение веса поддона при декларировании) не влечет изменение количественных и качественных характеристик товара, помещенного на склад СВХ, поскольку определяется получателем товара, декларантом, являющимся участником таможенного правоотношения по выпуску товара на основании одних и тех же товаросопроводительных документов. При этом товаросопроводительный документ на товар предоставляется декларантом в таможенный орган в качестве приложения к ГТД, следовательно, таможенный орган при принятии решения о выпуске товара имеет все сведения о товаре, в том числе и изменяемые.
Довод таможенного органа о том, что при выдаче товара заявителю необходимо внести изменения в учетные сведения о коде товаров №№1, 2 по ТНВЭД и весе товара №1 в соответствии с данными ГТД №10407020/271107/0001728, указанными декларантом, является ошибочным. Правилами не установлена обязанность на владельца СВХ корректировать сведения о коде товара по ТНВЭД и весе товара в учетных данных при выдаче товара с СВХ, поскольку основной обязанностью владельца СВХ является обеспечение сохранности товара, находящегося под таможенным контролем.
Системный анализ Правил не позволяет признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ, в частности порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы, в случаях выявления расхождений сведений в первоначальных и последующих коммерческих документах со сведениями, указанными декларантом в ГТД.
Согласно пункту 26 Правил выдача товаров с СВХ осуществляется в случае выпуска товаров в соответствии с определенным таможенным режимом. Решение о выпуске товаров принимает таможенный орган, о чем делается отметка в ГТД. Следовательно, представление получателем товара ГТД при получении товара с СВХ имеет юридическое значение только с точки зрения установления основания выдачи товара (оттиск печати таможенного органа на ГТД «выпуск разрешен»), являющегося объектом таможенных правоотношений с участием декларанта, получателя товара.
Таким образом, указание заявителя в отчете по форме ДО-2 №00045 от 04.12.2007 учетных сведений о товаре по товаросопроводительному документу наряду со сведениями о выпуске этого товара таможенным органом (ГТД №10407020/271107/0001728), нельзя считать предоставлением недостоверных сведений в том содержательно-правовом смысле, который придает ему статья 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а действия Общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, суд считает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования закрытого акционерного общества «МЦ-5» удовлетворить, признать постановление заместителя начальника Кировской таможни ФИО4 от 28.10.2008 по делу об административном правонарушении №10407000-444/2008 о привлечении закрытого акционерного общества «МЦ-5» к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконным и отменить.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Н.В. Агалакова