Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5826/2014
18 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2014 года
Резолютивная часть дополнительного решения объявлена 18 сентября 2014 года
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2014 года с учетом дополнительного решения о признании незаконным представления № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Брусовой И.С., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»
о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/03-436 от 29.04.2014г. о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., а также представления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 11.03.2014г. № 29/52;
от административного органа: ФИО2, по доверенности от 13.01.2014г. № 02-31/48;
Суд установил: Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/03-436 от 29.04.2014г. о назначении административного наказания по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В дальнейшем 26.05.2014г. заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил, заявленные требования просил также признать незаконным и отменить представление № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, которое вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ. Требования заявлены с учетом разъяснений, данных в п. 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2014г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в соответствии с которыми возможно одновременное обжалование постановления о назначении административного наказания совместно с представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в порядке Главы 25 КоАП РФ.
В порядке ст. 49, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом приняты у заявителя уточненные требования.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, а также дополнениях к нему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК Восточного военного округа», Учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
Как следует из материалов дела, 25.02.2014г. в соответствии с Распоряжением от 20.11.2013г. № 574 инспекторами Отдела по надзору на море по Камчатскому краю и ЧАО ФИО3, ФИО4 были проведены рейдовые мероприятия на территории, прилегающей к причалам, находящимся в б. ФИО5 (часть акватории Авачинской губы), которые используются для стоянки кораблей и судов группировки Войск и Сил на Северо-Востоке РФ.
К причалу, находящемуся в бухте ФИО5 (часть акватории Авачинской губы), в средних географических координатах ф= 52°57'31,1" северной широты = 158°40'00.0" восточной долготы, кормой отшвартована плавказарма «Ухта» (далее ПКЗ «Ухта»).
ПКЗ «Ухта» находится в полузатопленном состоянии (носовая часть под водой), которая является источником засорения, а также возможного загрязнения водного объекта и не способствует восстановлению, рациональному использованию рекреационных и биологических ресурсов морских прибрежных акваторий прилегающих к Петропавловск-Камчатскому городскому округу. Швартовые концы, заведенные с кормы ПКЗ «Ухта» на причал, сильно натянуты.
Вахта на ПКЗ «Ухта» не несется, имеется свободный доступ посторонних лиц. Водная поверхность вокруг ПКЗ «Ухта» (часть акватории Авачинской губы) полностью покрыта льдом. Следов разлива нефтепродуктов на ледяном покрове не наблюдается.
По результатам осмотра, составлен акт обследования территории акватории на предмет соблюдения природоохранных требований от 25.02.2014г. б/н.
Определением от 25.02.2014г. № 12/02-426 Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ назначено административное расследование.
На определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 26.02.2014г. получен ответ от ВРИО Командующего Войсками и Силами на Северо-Востоке РФ капитана 1 ранга ФИО6 (исх. № 143 от 15.03.2014г.) о том, что данными о затоплении ПКЗ-45 «Ухта» командование Войск и Сил не располагает.
Согласно ответу Командующего войсками Восточного военного округа генерал-полковника ФИО7 (исх. от 31.03.2014г. № 41/468) по факту нахождения ПКЗ-45 «Ухта» в полузатопленном состоянии (носовая часть под водой) было проведено расследование. В ходе проведенного расследования было установлено:
Ответственным должностным лицом за организацию содержания ПКЗ-45 «Ухта» является командир войсковой части 40194.
01.02.2014г. 05 часов 20 мин. оперативный дежурный по войсковой части 40194 по телефону доложил оперативному дежурному по войсковой части 87272, что ПКЗ-45 «Ухта» притопилась, нос ушел под воду, состояние как до откачки. О чем сделаны записи в журналах учета событий.
Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Камчатский филиал (исх. от 15.11.2013г. № Ф-41/2053) балансодержателем ПКЗ-45 «Ухта» является Восточный военный округ.
Согласно информации заместителя Командующего Войсками и Силами по МТО Министерства обороны РФ, капитана 1 ранга ФИО8, указанной в письме исх. от 24.01.2014г. № 21, управленческие функции по отношению к войсковым частям 87272 и 40194 осуществляет Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
В ходе административного расследования проверяющими сделан вывод, что ПКЗ «Ухта» постоянно подвергается воздействию неблагоприятных факторов (действие соленой воды на корпус и механизмы, перепады температур воды и воздуха, влажные климатические условия региона и т.д.) способствующих усилению коррозийных процессов металла и в дальнейшем его разрушению.
Проверкой установлено, что на ПКЗ «Ухта» находится - «котельное топливо приблизительно 45т. (скоксованный мазут)», что подтверждается ответом Начальника Управления МТО Войск и Сил на Северо-Востоке РФ капитана 1ранга ФИО8. Нефтепродукты всегда содержатся в судовых энергетических установках, в грузовых механических устройствах и в топливных магистралях, что создает угрозу загрязнения акватории и причинения экологического вреда водному объекту - Авачинской губе.
По итогам административного расследования, проверяющими сделан вывод, что ответственным лицом за выявленное правонарушение по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ является ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
21.04.2014г. государственным инспектором по надзору за использованием и охраной водных объектов по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа»составлен протокол об административном правонарушении № 12/03-436 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Протокол составлен без участия представителя Учреждения.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении учреждение уведомлялось по средствам факсимильной связи 18.04.2014г. на номер 8 (4212) 39-77-35.
22.04.2014г. сопроводительным письмом копия протокола об административном правонарушении, а также определение от 21.04.2014г. о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 29.04.2014г. на 16 часов 00 минут направлены ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
29.04.2014г. Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» вынесено постановление № 12/03-436 от 29.04.2014г. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб., а также выдано представление № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Постановление и представление вынесены в присутствии представителя ФКУ «ОСК Восточного военного округа» ФИО9 по доверенности от 18.09.2013г. № 29/305.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, а также представлением, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
В обоснование своих доводов указывает на отсутствие вины Учреждения во вменяемом ему правонарушении, поскольку оно не осуществляет эксплуатацию ПКЗ «Ухта» и не наделено полномочиями по распоряжению этим имуществом.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд считает, что требования Учреждения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 ст. 34 Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 ст. 41 Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ - при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ - Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ - по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
25.02.2014г. в соответствии с Распоряжением от 20.11.2013г. № 574 инспекторами Отдела по надзору на море по Камчатскому краю и ЧАО ФИО3, ФИО4 были проведены рейдовые мероприятия на территории, прилегающей к причалам, находящимся в б. ФИО5 (часть акватории Авачинской губы), которые используются для стоянки кораблей и судов группировки Войск и Сил на Северо-Востоке РФ.
К причалу, находящемуся в бухте ФИО5 (часть акватории Авачинской губы), в средних географических координатах ф= 52°57'31,1" северной широты = 158°40'00.0" восточной долготы, кормой отшвартована плавказарма «Ухта» (далее ПКЗ «Ухта»).
ПКЗ «Ухта» находится в полузатопленном состоянии (носовая часть под водой), которая является источником засорения, а также возможного загрязнения водного объекта и не способствует восстановлению, рациональному использованию рекреационных и биологических ресурсов морских прибрежных акваторий прилегающих к Петропавловск-Камчатскому городскому округу. Швартовые концы, заведенные с кормы ПКЗ «Ухта» на причал, сильно натянуты.
Вахта на ПКЗ «Ухта» не несется, имеется свободный доступ посторонних лиц. Водная поверхность вокруг ПКЗ «Ухта» (часть акватории Авачинской губы) полностью покрыта льдом. Следов разлива нефтепродуктов на ледяном покрове не наблюдается.
По результатам осмотра, составлен акт обследования территории акватории на предмет соблюдения природоохранных требований от 25.02.2014г. б/н.
Определением от 25.02.2014г. № 12/02-426 Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ назначено административное расследование.
В ходе административного расследования проверяющими сделан вывод, что ПКЗ «Ухта» постоянно подвергается воздействию неблагоприятных факторов (действие соленой воды на корпус и механизмы, перепады температур воды и воздуха, влажные климатические условия региона и т.д.) способствующих усилению коррозийных процессов металла и в дальнейшем его разрушению.
Проверкой установлено, что на ПКЗ «Ухта» находится - «котельное топливо приблизительно 45т. (скоксованный мазут)», что подтверждается ответом Начальника Управления МТО Войск и Сил на Северо-Востоке РФ капитана 1ранга ФИО8. Нефтепродукты всегда содержатся в судовых энергетических установках, в грузовых механических устройствах и в топливных магистралях, что создает угрозу загрязнения акватории и причинения экологического вреда водному объекту - Авачинской губе.
По итогам административного расследования, проверяющими сделан вывод, что ответственным лицом за выявленное правонарушение по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ является ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к выводу, что материалы административного производства не содержат достаточных доказательств вины ФКУ «ОСК Восточного военного округа» во вменяемом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении от 21.04.2014г. № 12/03-436, а также обжалуемое постановление от 29.04.2014г. № 12/03-436 не содержат данных о доказательствах, на основании которых, проверяющими сделан вывод, что ПКЗ-45 «Ухта» имеет какое то отношение к ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Из ответа ВРИО Командующего Войсками и Силами на Северо-Востоке РФ капитана 1 ранга ФИО6 (исх. № 143 от 15.03.2014г.) следует, что данными о затоплении ПКЗ-45 «Ухта» командование Войск и Сил не располагает.
Согласно ответу Командующего войсками Восточного военного округа генерал-полковника ФИО7 (исх. от 31.03.2014г. № 41/468) по факту нахождения ПКЗ-45 «Ухта» в полузатопленном состоянии (носовая часть под водой) было проведено расследование. В ходе проведенного расследования было установлено:
Ответственным должностным лицом за организацию содержания ПКЗ-45 «Ухта» является командир войсковой части 40194.
01.02.2014г. 05 часов 20 мин. оперативный дежурный по войсковой части 40194 по телефону доложил оперативному дежурному по войсковой части 87272, что ПКЗ-45 «Ухта» притопилась, нос ушел под воду, состояние как до откачки. О чем сделаны записи в журналах учета событий.
Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Камчатский филиал (исх. от 15.11.2013г. № Ф-41/2053) балансодержателем ПКЗ-45 «Ухта» является Восточный военный округ.
Согласно ответам: № 7/1167 от 25.03.2014 ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» и № 3/213 от 17.01.2014г. ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» ПКЗ-45 «Ухта» состоит на бюджетном учете в 114 бригаде кораблей охраны водною района (войсковая часть 40194).
По сообщению заместителя командующего войсками и силами по МТО ФИО8 К), от 24.01.2014г. № 21 войсковая часть 87272 не являемся юридическим лицом, и действует на основании Положения, утвержденного Командующим Тихоокеанским флотом (Приказ № 28 от 16.01.2014г.).
Войсковая часть 40194 находится в подчинении командира войсковой части 87272 и входит в состав Тихоокеанского флота.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю войсковая часть 40194 не является юридическим лицом и региональной базе Единого государственною реестра юридических лиц не значится. Управленческие функции по отношению к войсковым частям 87272 и 40194 осуществляет Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
По сообщению ВрИО начальника штаба Войск и Сил на Северо-Востоке РФ от 27.05.2014г. № 333, войсковая часть 40194 структурно входит в состав группировки Войск и Сил на Северо-Востоке РФ, которая в свою очередь входит всостав Тихоокеанского флота.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» являемся самостоятельным юридическим лицом, и не имеет таких обособленных структурных подразделений, как войсковая часть 40194, войсковая часть 87272.
Представителем ФКУ «ОСК Восточного военного округа» при рассмотрении дела в суде, в обоснование своих доводов об отсутствии вины Учреждения представлено постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28.05.2014г. по делу № 5-885/14, которым установлено, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не является субъектом ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и не имеет отношения к ПКЗ «Ухта».
Указанное постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28.05.2014г. по делу № 5-885/14 вступило в законную сиу.
Данным судебным актом установлены, следующие обстоятельства.
21.06.2013г. должностным лицом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому юридическому лицу вменяется то, что 15.08.2013г., во время проведении рейдовых мероприятий на предмет обследования водоохранной зоны и прилегающей акватории от мыса ФИО10 до мыса Маячный, было установлено, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа», в нарушение требований природоохранного законодательства, допустило загрязнение нефтепродуктами водной поверхности площадью 400 кв.м. и прибрежной береговой полосы, площадью 180 кв.м. при осуществлении работ по восстановлению плавучести ПКЗ «Ухта» и откачке из нее воды, кормой отшвартованной к причалу, расположенному в б. ФИО5 в акватории Авачинской губы в средних географических координатах 52°57'31,1" северной широты, 158°40'00,0" восточной долготы, чем нарушило требования: ч. 1 ст. 34, ч.1 ст. 39. ч.1 ст.41 Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 37 Закона РФ от 31.07.1998г. № 155-ФЗ «О внутренних морских волах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Действия ФКУ «ОСК Восточного военного округа» квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, материалы направлены для принятия решения в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.
Отказывая в удовлетворении требований о привлечении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» по ст. 8.2 КоАП РФ, суд установил, что балансодержателем ПКЗ-45 «Ухта», зав. № 362, год выпуск 1987, является Восточный военный округ, что подтверждается сведениями из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
В соответствии с указом Президента РФ от 20.09.2010г. № 1144, основной военно-административной единицей РФ является военный округ Вооруженных Сил РФ. В соответствии с военно-административным делением РФ с 1 сентября 2010 года (приложение № 2), Камчатский край входит в границы Восточного военного округа. Войска Восточного военного округа подразделяются на: сухопутные войска, ВВС и ПВО; ВМФ, в состав которого входит Тихоокеанский флот и др.
Согласно, утвержденного 01.082013г., плана природоохранных мероприятий при судоподъеме ПКЗ «Ухта» были проведены следующие мероприятия, в том числе: место стоянки ПКЗ «Ухта» обеспечено боновыми заграждениями, длиной 250 м; получены абсорбирующее средство для обработки водной поверхности вокруг ПКЗ «Ухта»; произведена обработка водной поверхности внутри и снаружи боновых заграждений абсорбирующими средствами; проведен сбор с поверхности воды скоксованных абсорбентов нефтесодержащей водной эмульсии; организован сбор и откачка нефтесодержащих вод из трюмных помещений ПКЗ-45 «Ухта».
Для этих целей, 17.08.2013г. группировкой Войск и Сил на Северо-востоке в КГКУ «ЦОД» был получен сорбент марки «Унисорб-био» в объеме 200 кг.
В соответствии с приказом командира Войсковой части № 40194 от 25.12.2012 года «Об организации обеспечения взрыво-пожаробезопасности, непотопляемости, безопасности стоянки, сохранности вооружения и военной техники ПКЗ-45 «Ухта» в/ч 40194» установлено, что приказом Командира Тихоокеанским флотом № 225 от 16.06.2010г. ПКЗ «Ухта» исключена из состава ВМФ, а экипаж расформирован.
Учитывая техническое происшествие с ПКЗ-45 «Ухта» от 22.12.2012 года, в результате которого произошло затопление носовой оконечности, приказано закрепить ПКЗ «Ухта» за командиром днковр 114 брковр Войсковой части 40194.
По сообщениям Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» от 17.01.2013г. № 3/213 и ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» № 7/1167 от 25.03.2014г., плавказарма «Ухта», пришвартованная кормой к причалу, находящемуся в б. ФИО5 в акватории Авачинской губы, числится по бюджетному учету в 114 бригаде кораблей охраны водного района войсковой частью 40194.
По сообщению заместителя командующего войсками и силами по МТО ФИО8 от 24.01.2014г., Войсковая часть 87272 не является юридическим лицом и действует на основании Положения, утвержденного Командующим Тихоокеанским флотом (Приказ № 28 от 16.01.2014г.).
Войсковая часть 40194 находится в подчинении командира войсковой части 87272 и входит в состав Тихоокеанского флота.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю войсковая часть 40194 не является юридическим лицом и в региональной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц не значится. Управленческие функции по отношению к войсковым частям 87272 и 40194 осуществляет Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» не имеет структурного подразделения, как войсковая часть 40194.
По сообщению врио начальника штаба Войск и Сил на Северо-Востоке РФ от 27.05.2014 года № 333, Войсковая часть 40194 структурно входит в состав группировки войск и сил на северо-востоке РФ, которая в свою очередь входит в состав Тихоокеанского флота.
Судом установлено, что федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 62665 (Управление Тихоокеанского флота) зарегистрировано в ЕГРЮЛ и является юридическим лицом с 15.12.2009 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Из совокупности представленных доказательств суд пришел к выводу, что войсковая часть 40194 не относится к структурному подразделению ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
Между тем, материалами дела установлено, что ПКЗ «Ухта», закреплена за командиром днковр 114 брковр Войсковой части 40194 и входит в структурное подразделение Тихоокеанского флота, который является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированном в установленном порядке в ЕГРЮЛ.
Материалами дела не подтвержден тот факт, что в подчинение ФКУ «ОСК Восточного военного округа» находится войсковая часть 40194, за которой закреплена ПКЗ «Ухта», а также то, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» имеет право выдавать какие-либо приказы относительно имущества находящегося в распоряжении иного юридического лица.
Таким образом, суд пришел к выводу, что административным органом не представлены доказательства того, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» является субъектом административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, отказал в привлечении Учреждения к административной ответственности в связи с недоказанностью его вины.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ - вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Обстоятельства, установленные постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28.05.2014г. по делу № 5-885/14 в части недоказанности вины ФКУ «ОСК Восточного военного округа», а также, что ПКЗ «Ухта» не имеет отношения к Учреждению, также нашли свое подтверждение при рассмотрении судом заявления по настоящему делу о признании незаконным постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/03-436 от 29.04.2014г. о назначении административного наказания по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Выводы административного органа о виновности ФКУ «ОСК Восточного военного округа» основываются только на сообщении заместителя командующего войсками и силами по МТО ФИО8 от 24.01.2014г., что управленческие функции по отношению к войсковым частям 87272 и 40194 осуществляет Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», однако документальных доказательств этому, кроме указанного сообщения, в материалы дела не представлено.
Доводы административного органа о виновности Учреждения со ссылкой на государственный контракт от 16.03.2012г. № 141/01/16032013 на оказание услуг по оценке имущества для нужд Министерства обороны Российской Федерации,приказ Министра обороны РФ от 23.12.2011г. № 2650 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1999г. № 1165», Приказ командующего войсками восточного военного округа, об утверждении Инструкции о порядке реализации высвобождаемого движимого имущества и лома черных и цветных металлов № 269 от 25.06.2012г. основываются на предположениях.
Суд не принимает доводы представителя административного органа со ссылкой на решение арбитражного суда Камчатского края от 02.08.2013г. по делу № А24-2160/2013, поскольку при рассмотрении указанного дела не устанавливались обстоятельства о виновности ФКУ «ОСК Восточного военного округа», указанные ранее при рассмотрении дела Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края от 28.05.2014г. по делу № 5-885/14, а также при рассмотрении настоящего дела.
Суд считает, что административный орган не доказал вину ФКУ «ОСК Восточного военного округа» во вмененном ему административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 9/06-1638 от 10.06.2014г. подлежит отмене, в связи с чем, подлежит отмене и представление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 178, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/03-436 от 29.04.2014г. о назначении Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Признать незаконным и отменить представление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 12/01-436 от 29.04.2014г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко