АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № 14-15936/2009
«27» ноября 2009г. 491/23
Резолютивная часть решения объявлена «20» ноября 2009г.
В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2009г.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Т.Н.Максимович
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.Н. Пушиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Винзавод «Воронежский»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 08.09.2009г. № 54-09-0398/пн
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 07.10.2009г.,
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 13.05.2009г. № 19, полной, сроком до 31.12.2009г.
установил:
Открытое акционерное общество «Винзавод «Воронежский» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее - РО ФСФР России ЮЗР, Федеральная служба) и просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 08.09.2009г. № 54-09-0398/пн, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 500 000 рублей.
Административный орган с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на правомерность принятого постановления по изложенным в отзыве основаниям.
Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству административного органа, в судебном заседании 13.11.2009г. объявлялись перерывы до 18.11.2009г. и до 20.11.2009г. для представления участвующими в деле лицами дополнительных доказательств по делу.
На основании статьи 118 АПК РФ судом продлен срок рассмотрения дела до 20.11.2009г.
Из материалов дела следует.
28.07.2009г. Федеральная служба в соответствии с полномочиями, установленными статьей 44 Федерального закона от 22.04.1996г. «О рынке ценных бумаг», направила ОАО «Винзавод «Воронежский» (исх. № 54-09-ЮР-08/6309) предписание об устранении нарушений законодательства, указав, что Общество - эмитент эмиссионных ценных бумаг нарушило требования раздела V Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н (далее – Положение), в части предоставления в РО ФСФР России в ЮЗР ежеквартального отчета за 1 квартал 2009 года в установленный срок. Обществу предписано устранить нарушения требований Положения, представив в Федеральную службу надлежаще оформленный ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2009 года в срок до 24.08.2009г.
Федеральная служба в предписании от 28.07.2009г. также уведомила Общество о том, что в случае неисполнения предписания в указанный срок, в отношении Общества 25.08.2009г. будет составлен протокол об административном правонарушении.
Предписание получено Обществом 06.08.2009г.
Поскольку Общество не исполнило предписание от 28.07.2009г., административным органом 25.08.2009г. был составлен протокол № 54-09-0634/пр-ап об административном правонарушении против порядка управления, предусмотренном частью 9 статьи 19. 5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 25.08.2009г. вместе с определением о назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении на 08.09.2009г. и повесткой вызова на рассмотрение дела были направлены Обществу и получены им 01.09.2009г.
08.09.2009г. административный орган установив, что Общество нарушило требования раздела V Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н (далее – Положение), в части предоставления в РО ФСФР России в ЮЗР ежеквартального отчета за 1 квартал 2009 года, не исполнило предписание Федеральной службы от 28.07.2009г., вынес оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 08.09.2009г. № 54-09-0398/пн, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 500 000 рублей.
Общество, ссылаясь на то, что 29.03.2006г. в РО ФСФР России в ЮЗР был зарегистрирован отчет об итогах второго выпуска ценных бумаг ОАО «Винзавод «Воронежский» (№ 1-02040518-А), все ценные бумаги первого выпуска были аннулированы в связи с их конвертацией в ценные бумаги второго выпуска, количество владельцев ценных бумаг составило 9 акционеров, утверждает, что с 29.03.2006г. Общество перестало относиться к категории эмитентов, на которых распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, а также сообщений о существенных фактах. По мнению представителя Общества при данных обстоятельствах оспариваемое постановление Федеральной службы является незаконным и подлежит отмене.
Федеральная служба полагает, что совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела. Представитель административного органа ссылаясь на нормы «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н, а также на нормы «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н (пункт 5.3 разделаV), пояснил, что Общество не опубликовало в ленте новостей информацию о погашении всех ценных бумаг, в отношении которых был утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, следовательно обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета не прекратилась и Общество обязано предоставлять такие отчеты, пока не опубликует в ленте новостей информацию о погашении всех ценных бумаг.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996г. «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:
ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
Приказом ФСФР России от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н утверждено «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Разделом V Положения в пунктах 5.1, 5.3 предусмотрен следующий порядок раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется:
а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц (пункт 5.1).
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (пункт 5.2).
Согласно пункту 5.3 Положения обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующей день после опубликования в ленте новостей информации, в том числе:
о погашении всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, проспект эмиссии ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, за исключением погашения ценных бумаг в результате их конвертации, если количество владельцев ценных бумаг, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается в соответствии с настоящим пунктом Положения при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения.
Статьей 19.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Согласно части 9 статьи 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Материалами дела подтверждено и признается заявителем, что ОАО «Винзавод «Воронежский» являлся эмитентом - акционерным обществом, созданным при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Также подтверждено материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, что РО ФСФР России в ЮЗР зарегистрировало 29.03.2006г. отчет об итогах второго выпуска ценных бумаг ОАО «Винзавод «Воронежский» (рег. № 1-02040518-А), в результате которого все ценные бумаги (акции) первого выпуска были аннулированы в связи с их конвертацией в ценные бумаги (акции) второго выпуска, то есть первый выпуск акций (рег. № 31-1п-251) был аннулирован.
ОАО «Винзавод «Воронежский» 12.05.2006г. раскрыло информацию в ленте новостей о существенном факте – о размещении годовой бухгалтерской отчетности за 2005 год в соответствии с разделом VI Положения.
Заявитель не представил суду доказательства, подтверждающие, что Общество опубликовало в ленте новостей информацию о погашении всех ценных бумаг (акций), в отношении которых был утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций ОАО «Винзавод «Воронежский».
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность Общества по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета не прекратилась, Общество в силу подпункта «в» пункта 5.1 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н, обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета до тех пор пока не опубликует в ленте новостей информацию о погашении всех ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 5.1 разделом V Положения ОАО «Винзавод «Воронежский» было обязано в срок до 15.05.2009г. предоставить Федеральной службе ежеквартальный отчет за первый квартал 2009 года.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что ежеквартальный отчет за первый квартал 2009 года Обществом не предоставлялся в установленном порядке.
Также подтверждено материалами дела, что Общество не исполнило законное предписание Федеральной службы от 28.07.2009г. и не предоставило в срок до 24.08.2009г. надлежаще оформленный ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за первый квартал 2009 года.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что у ОАО «Винзавод «Воронежский» была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении участника рынка ценных бумаг к исполнению своих обязанностей.
При таких обстоятельствах суд считает, что бездействие ОАО «Винзавод «Воронежский» содержит событие административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 24.5, 19.5 КоАП РФ, ст.ст. 65, 71, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать открытому акционерному обществу «Винзавод «Воронежский» в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.
Судья Т.Н. Максимович