АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № 14-18400/2012
«11» апреля 2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2013г.
В полном объеме решение изготовлено 11.04.2013г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н.Максимович
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.В. Луценковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
товарищества собственников жилья «Ипподромное», ОГРН 1043600092898, ИНН 3662092584, г.Воронеж,
к Отделу государственного земельного контроля Управления Росреестра по Воронежской области,
о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 08.11.2012, выданного государственным земельным контролем Управления Росреестра по Воронежской области в отношении ТСЖ «Ипподромное»,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – О.С.Бобрешовой по доверенности от 04.06.2012 на 2 года,
от ответчика – Н.Б. Фоменко по доверенности от 06.02.2013 № 17-д до 31.12.2013
установил:
Товарищество собственников жилья «Ипподромное» (далее – заявитель, ТСЖ «Ипподромное») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного земельного контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестра) по Воронежской области о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 08.11.2012, выданного государственным земельным контролем Управления Росреестра по Воронежской области в отношении ТСЖ «Ипподромное».
Административный орган с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на правомерность принятого предписания по изложенным в отзыве основаниям.
Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств заявителем, в судебном заседании 26.02.2013г. объявлялся перерыв до 26.02.2013г.
Из материалов дела следует.
На основании распоряжения заместителя руководителя – заместителя главного государственного инспектора Воронежской области по использованию и охране земель от 12.09.2011 с целью установления достоверности фактов, содержащихся в обращении К.В. Волкова от 30.08.2011 о создании ТСЖ «Ипподромное» препятствия въезду машин скорой медицинской помощи, службы пожарной охраны, газовой и других специальных служб на территорию многоквартирного дома жилого дома № 2 по ул. Ипподромная г. Воронежа путем монтажа шлагбаумов, перекрытия проезда к подъездам дома № 2 по ул. Ипподромная и прилегающей территории, создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведена 26-27.09.2011 проверка соблюдения ТСЖ «Ипподромное» земельного законодательства и требований охраны и использования земель, предусмотренных ст.ст. 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ. Проверка проведена с согласия органа прокуратуры.
В ходе проверки составлен акт проверки № 577 от 27.09.2011, сделаны фототаблицы, схематический чертеж земельного участка, прилегающего к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа и установлено, что ТСЖ «Ипподромное» установило шлагбаумы и контрольно-пропускной пункт (КПП) на земельном участке, прилегающем к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа, земельный участок общей площадью 7, 8 кв. м занят самовольно без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Также установлено, что установив на въезде на дворовую территорию домов 2а, 2б,2в по ул. Ипподромная г. Воронежа шлагбаум, ТСЖ «Ипподромное» ограничило доступ на указанную территорию служебных машин (скорой помощи и других), чем создало угрозу жизни и здоровью граждан.
27.09.2011 составлен протокол в отношении ТСЖ «Ипподромное» об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
13.10.2011 административным органом вынесено постановление по делу № 219 о назначении административного наказания ТСЖ «Ипподромное» по основаниям статьи 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
13.10.2011 также вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, согласно которому ТСЖ «Ипподромное» обязано устранить допущенное нарушение: освободить земельные участки площадью: 0, 4 кв. м, 0, 4 кв. м и 7 кв. м (общей площадью 7, 8 кв. м), либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю в срок до 13.02.2012.
Постановление и предписание административного органа не оспаривались ТСЖ «Ипподромное», административный штраф в сумме 10 000 рублей уплачен ТСЖ «Ипподромное» 03.02.2012.
24.02.2012 административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения (неисполнения) ТСЖ «Ипподромное» ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 13.10.2011 на земельном участке, прилегающем к участку № 2 «в» по ул. Ипподромное г. Воронежа.
Установив, что предписание от 13.10.2011 не исполнено административный орган вынес предписание от 14.03.2012, обязав ТСЖ «Ипподромное» устранить допущенное нарушение: освободить земельные участки общей площадью 7, 8 кв. м, либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю в срок до 14.06.2012.
26.06.2012 административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения (неисполнения) ТСЖ «Ипподромное» ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 14.03.2012 на земельном участке, прилегающем к участку № 2 «в» по ул. Ипподромное г. Воронежа.
Установив, что предписание от 14.03.2012 не исполнено административный орган вынес предписание от 26.06.2012, обязав ТСЖ «Ипподромное» устранить допущенное нарушение: освободить земельные участки общей площадью 7, 8 кв. м, либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю в срок до 25.10.2012.
08.11.2012г. сотрудниками Управления Росреестра проведена внеплановая выездная проверка исполнения (неисполнения) ТСЖ «Ипподромное» ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26.06.2012 на земельном участке, прилегающем к участку № 2 «в» по ул. Ипподромное г. Воронежа.
В результате проверки установлено, что ранее допущенное нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в самовольном занятии земельного участка по указанному адресу, общей площадью 7, 8 кв. м, в срок до 25.10.2012 не устранено. Правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м в ходе проведения проверки не представлены.
Государственный инспектор Воронежской области по использованию и охране земель Н.Б. Фоменко, на основании ст. 71 Земельного кодекса РФ, п.п. «в» п. 9 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689, вынесла 08.11.2012 оспариваемое предписание, обязав ТСЖ «Ипподромное» устранить допущенное нарушение: оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м либо освободить земельные участки в срок до 20.03.2013.
ТСЖ «Ипподромное», ссылаясь на статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статью 36 Жилищного кодекса РФ, утверждает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 КоАП РФ, поскольку земельный участок с находящимися на нем шлагбаумами и ККП, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, право владения, пользования и в установленных Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Управление полагает, что совершение ТСЖ «Ипподромное» административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования общества не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Указанная норма права предусматривает ответственность за два самостоятельных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка и за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Объектом правонарушения являются отношения в области охраны собственности.
Объективная сторона самовольного занятия земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей).
Фактическое использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на этот участок образует объективную сторону правонарушения по использованию земельного участка, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона обязанные получить необходимые правоустанавливающие документы. Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в части разъяснения применения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, предусмотрено что, если земельный участок не сформирован, и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Уставом ТСЖ «Ипподромное», утвержденным решением общего собрания от 16.09.2007 (протокол № 7), предусмотрено, что товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и уставу, представлять общие интересы Собственников и Товарищей в государственных органах власти, органах местного самоуправления, а также перед иными лицами, действуя при этом от имени и за счет товарищей и являясь при этом посредником, действующим по поручению Товарищей.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная в г. Воронеже, не сформированы в установленном законом порядке, и в отношении данных земельных участков не проведен государственный кадастровый учет.
Также подтверждено материалами дела фактическое использование ТСЖ «Ипподромное» земельного участка общей площадью 7, 8 кв. м для размещения на нем шлагбаумов и КПП без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на этот участок, указанные действия товарищества образуют объективную сторону правонарушения по использованию земельного участка, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5).
Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих, что товариществом принимались меры к формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная в г. Воронеже.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что доказательств невозможности соблюдения Товариществом земельного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Оспариваемое предписание от 08.11.2012 вынесено административным органом правомерно и обоснованно.
Доводы заявителя противоречат приведенным нормам закона и не принимаются судом во внимание.
На основании изложенного суд считает не подлежащими удовлетворению требования ТСЖ «Ипподромное».
Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Отказать товариществу собственников жилья «Ипподромное», ОГРН 1043600092898, ИНН 3662092584, г.Воронеж в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.
Судья Т.Н. Максимович