АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № 14-5299/2010
«28» августа 2010г. 159/23
Резолютивная часть решения объявлена «28» июля 2010г.
В полном объеме решение изготовлено «4» августа 2010г.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Т.Н.Максимович
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.Н. Пушиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
МУП «МИВЦ» городского округа город Воронеж
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области («Роскомнадзор»)
о признании недействительным предписания об устранении нарушений от 25.02.2010г. №П-36-ПД/27-114
при участии в заседании:
от заявителя – А.А. Ледовская по доверенности №03/42 от 15.04.2010г., сроком на один год,
от административного органа – Н.Е. Дмитриева по доверенности № 13 от 13.07.2010г., на срок до 31.12.2010г., А.Н. Епифанов по доверенности № 2 от 12.01.2010г. на срок до 31.12.2010г.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный информационно-вычислительный центр» городского округа город Воронеж (далее – заявитель, МУП «МИВЦ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (далее – Управление Роскомнадзора, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 25.02.2010г. №П-36-ПД/27-114.
Административный орган с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на правомерность вынесенного 25.02.2010г. предписания №П-36-ПД/27-114 по изложенным в отзыве основаниям.
При этом административный орган также ссылается на то, что муниципальное предприятие не возражало против законности данного предписания, что следует из отчета об устранении выявленных нарушений от 29.03.2010г. № 03/298, протокола об административном правонарушении от 08.04.2010г. № 36 и постановления мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Воронежа от 28.04.2010г., в котором указано, что МУП «МИВЦ» признало свою вину.
Рассмотрение дела откладывалось для представления заявителем дополнительных доказательств, в судебном заседании 21.07.2010г. объявлялся перерыв до 28.07.2010г.
Из материалов дела следует.
Управлением Роскомнадзора по Воронежской области в отношении Муниципального унитарного предприятия «Муниципальный информационно-вычислительный центр» на основании приказа от 26.01.2010г. № 31 проведена в период с 01.02.2010г. по 26.02.2010г. плановая проверка по вопросам соблюдения предприятием требований законодательства об обработке персональных данных, в ходе которой выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
25.02.2010г. с участием законного представителя предприятия - генерального директора – МУП «МИВЦ» А.В. Сысоева составлен акт проверки юридического лица № 36-ПД/27, в котором установлено, в том числе, что МУП «МИВЦ» нарушены требования части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» о конфиденциальности персональных данных.
Нарушение выразилось в несоблюдении оператором требований конфиденциальности персональных данных, а именно: МУП «МИВЦ» в соответствии с договором о доставке платежных документов на оплату жилищно-коммунальных и других услуг населению от 01.12.2009г. № 3/ПД, заключенном с ООО «Контакт», осуществляет доставку платежных документов, содержащих персональные данные, в открытом (неконвертованном) виде.
25.02.2010г. Управление Роскомнадзора вынесло предписание №П-36-ПД/27-114, в котором предприятию предписано в срок не позднее 29.03.2010г. устранить выявленные нарушения положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 152-ФЗ, предписание вручено А.В. Сысоеву.
30.03.2010г. Управлением Роскомнадзора получен отчет об устранении выявленных нарушений МУП «МИВЦ», составленный 29.03.2010г.
В отчете об устранении выявленных нарушений МУП «МИВЦ» указало в отношении предписания №П-36-ПД/27-114, что подготовлено и направлено уведомление о расторжении договора от 01.12.2009г. № 3/ПД с ООО «Контакт».
08.04.2010г. по результатам внеплановой проверки выполнения МУП «МИВЦ» предписаний Управления Роскомнадзора, в том числе предписания от 25.02.2010г. №П-36-ПД/27-114, составлен протокол об административном правонарушении в сфере обработки персональных данных № 36 с участием и.о. генерального директора В.Ф. Лошкаревой, в котором отражено, что предприятие не выполнило в установленный срок указанное предписание Управления Роскомнадзора, административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
28.04.2010г. постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Воронежа МУП «МИВЦ» привлечено к административной ответственности за невыполнение в установленный срок указанного предписания Управления Роскомнадзора, судом установлено, что предприятие признало свою вину в совершении административного правонарушения.
Заявитель, ссылаясь на то, что форма платежного документа об оплате жилищно-коммунальных услуг, формируемого МУП «МИВЦ», соответствует требованиям пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, данное Постановление Правительства не содержит требований о направлении потребителям жилищно-коммунальных услуг платежных документов в конвертах, утверждает, что оспариваемое предписание Управления Роскомнадзора возлагает на предприятие обязанность совершить действия, не предусмотренные действующим законодательством.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования МУП «МИВЦ» не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи (часть 1).
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право, в том числе:
- осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;
- принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Федеральная служба, в том числе осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (подпункт 5.1.1.4).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а именно: в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных.
В статье 3 Федерального закона N 152-ФЗ определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
- персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (пункт 1);
- конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (пункт 10).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный информационно-вычислительный центр» в соответствии с пунктом 1.7 Устава, утвержденного постановлением главы городского округа город Воронеж № 131 от 22.02.2006г. осуществляет следующие виды деятельности: функции центра жилищных субсидий; информационно-аналитическое обслуживание жилищно-коммунальных предприятий по централизованному начислению, перерасчету стоимости жилищно-коммунальных и иных услуг, предоставлению льгот и субсидий населению; сбор платежей от населения за жилье, коммунальные и иные услуги; взаиморасчеты балансодержателей жилищного фонда с поставщиками коммунальных и иных услуг; создание, ведение и интеграция информационных баз автоматизированных систем и является оператором - юридическим лицом, организующим и осуществляющим обработку персональных данных, а именно: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).
Таким образом, Управление Роскомнадзора по Воронежской области вынесло оспариваемое предписание в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод;
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
с проживанием временных жильцов;
со снижением качества коммунальных услуг;
с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с договором о доставке платежного документа по оплате жилищно-коммунальных и других услуг населению от 01.12.2009г. № 3/ПД, заключенном МУП «МИВЦ» с ООО «Контакт», ООО «Контакт» осуществляет доставку платежных документов, содержащих персональные данные, в открытом виде в почтовые ящики, а при их отсутствии непосредственно в квартиры (пункты 1.1, 2.1).
15.04.2010г. МУП «МИВЦ» (заказчик) и ООО «Контакт» (исполнитель) заключили дополнительное соглашение к договору от 01.12.2009г. № 3/ПД, в соответствии с которым в договор включен пункт 2.1.7, предусматривающий, что Исполнитель после получения от Заказчика информации, содержащей персональные данные, обязуется обеспечить их конфиденциальность.
Из содержания пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, содержания платежного документа (квитанции об оплате жилищно-коммунальных и других услуг населением) видно, что в платежном документе, формируемом МУП «МИВЦ», содержатся или могут содержаться наряду с общедоступными конфиденциальные персональные данные о потребителях жилищно-коммунальных услуг (сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды, количество проживающих лиц, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заявитель не предоставил суду доказательств, подтверждающих, что обработка персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется с их письменного согласия, а также не подтвердил наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд считает, что МУП «МИВЦ» нарушены требования части 1 статьи 7 Федерального закона N 152-ФЗ, оспариваемое предписание Управления Роскомнадзора от 25.02.2010г. №П-36-ПД/27-114 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд также учитывает, что оспариваемым предписанием не нарушены права и законные интересы заявителя, признавшего свою вину в совершении административного правонарушения и не обжаловавшего в установленном законом порядке постановление о привлечении МУП «МИВЦ» к административной ответственности.
На основании изложенного суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Муниципальному унитарному предприятию «Муниципальный информационно-вычислительный центр» городского округа город Воронеж в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.
Судья Т.Н. Максимович