ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 17-8436/09 от 09.12.2009 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № 17-8436/2009

09 декабря 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2009 г. Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.Г., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области о признании незаконным решения комиссии Управления от 02.09.2009 г. об отказе в аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области, оформленного в виде протокола № 2 и обязании Управление выдать свидетельство об аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, (доверенность от 04.11.2009 г.),

  от Управления Роснедвижимости по Ивановской области – ФИО2, (доверенность от 24.08.2009 г.),

установил  :

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области (далее Управление Роснедвижимости по Ивановской области) о признании незаконным решения комиссии Управления от 02.09.2009 г. об отказе в аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области, оформленного в виде протокола № 2 и обязании Управление выдать свидетельство об аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области обратилось государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация».

В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований обществом приведены следующие доводы.

Государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» 6.08.2009 г. повторно обратилось в Управление Роснедвижимости по Ивановской области с заявлением об аккредитации с приложением документов, установленных Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 г. № 70 (далее Положение об аккредитации).

Уведомлением от 03.09.2009 г. № 4-10/2534 Управление сообщило о решении комиссии от 02.09.2009 г. протокол № 2 об отказе предприятию в аккредитации на территории Ивановской области.

Заявитель считает, что оспариваемое решение издано с нарушением требований Положения об аккредитации.

Пунктом 3.9 Положения об аккредитации установлен перечень оснований для отказа в аккредитации, который является исчерпывающим.

В нарушение вышеназванных условий отказ в аккредитации был обусловлен иными причинами.

Вывод комиссии о том, что у организации отсутствует возможность соблюдения требований к помещению архива, нет описи архива Ивановского филиала, не определен порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный органом исполнительной власти Ивановской области не основан на нормах действующего законодательства и противоречит Положению об аккредитации.

Предприятием наряду с заявлением об аккредитации в Управление Роснедвижимости по Ивановской области была представлена копия договора аренды нежилого помещения от 27.04.2009 г. со сроком аренды на 3 года. Также вместе с заявлением Управлению была представлена справка о ведении (описи) архива, а также порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим органом.

Указание на отсутствие приказа о назначении директора Ивановского филиала государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация» противоречит фактическим обстоятельствам и не основано на требованиях Положения об аккредитации.

Очередной вывод комиссии на отсутствие у заявителя акта экспертизы на помещение архива санитарной, пожарной и охранной служб противоречит законодательству РФ не устанавливающего для организации обязанности в получении акта экспертизы на размещение в помещении архива.

Также не основан на фактических обстоятельствах вывод комиссии о предоставлении для рассмотрения уполномоченному органу недостоверных сведений относительно даты утверждения Положения об архиве инвентаризационно-технической документации государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация» приказом № 234 от 24.06.2005 г. Уполномоченному органу не предоставлено право давать оценку представленного заявителем Положения об архиве и осуществлять правовую оценку его содержания.

Управление Роснедвижимости по Ивановской области считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

Государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» не доказало фактическое наличие на законном основании архива информации об объектах капитального строительства на территории Ивановской области. Предприятие должно иметь возможность обладать информацией и правом выдавать информацию.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация сформированные в инвентарные дела хранятся в архиве БТИ составляют архивные фонды, являющиеся федеральной собственностью, находящиеся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 121-ФЗ «Об архивном деле» документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, могут хранится в государственных организациях. В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственным предприятием «Костромаоблтехинвентаризация» такого порядка определенного исполнительным органом власти Ивановской области предоставлено не было.

Заявителем не представлен акт экспертизы санитарной, пожарной и охранной служб на возможность ведения архива. Необходимость предоставления данного документа обусловлена требованиями установленными Постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, от 4.12.2000 г. № 921 и Основными правилами работы архивов организаций, одобренных решением коллегии Росархива от 06.02.2002 г.

Одним из оснований для отказа в аккредитации послужил выявленный факт предоставления государственным предприятием «Костромаоблтехинвентаризация» недостоверных сведений содержащихся в Положении об архиве инвентаризационно-технической документации государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация», утвержденного приказом № 234 от 24.06.2005 г.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела откладывалось.

Заявление государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация» рассмотрено арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 153-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» 02.06.2009 г. направило в Управление Роснедвижимости по Ивановской области заявление об аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с приложением документов, установленных Положением об аккредитации.

Уведомлением от 26.06.2009 г. № 4-10/2080 Управление сообщило о решении комиссии от 24.06.2009 г. протокол № 1 об отказе предприятию в аккредитации на территории Ивановской области по мотиву нарушения требований предъявляемых к содержанию документов, предусмотренных Положением об аккредитации.

6.08.2009 г. государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» повторно обратилось в Управление Роснедвижимости по Ивановской области с заявлением об аккредитации.

Уведомлением от 03.09.2009 г. № 4-10/2534 Управление сообщило о решении комиссии от 02.09.2009 г. протокол № 2 об отказе предприятию в аккредитации на территории Ивановской области.

Считая, что решение комиссии от 02.09.2009 г., протокол № 2, об отказе предприятию в аккредитации принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим его законные права, государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица, граждане предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» технических учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы) аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Порядок аккредитации установлен Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 г. № 70 .

Пунктом 2.1 Порядка аккредитации установлены требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В качестве одного требований, предъявляемых к организации, для получения аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Порядок аккредитации указывает на наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" и от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По мнению Управления Роснедвижимости по Ивановской области, государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» не доказало фактическое наличие на законном основании архива информации об объектах капитального строительства на территории Ивановской области.

В соответствии с пунктом 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

Согласно пункта 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Организациями БТИ законодатель признает специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (пункт 3 Положения о государственном учете жилищного фонда). Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. На принадлежность к федеральной собственности технических паспортов, иной документации хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и технической инвентаризации указывает и часть 2 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пункт 2.1 Положения устанавливает обязанность ведения архива не только в соответствии с требованиями вышеназванных Постановлений Правительства Российской Федерации, но и в соответствии с требованиями иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле» документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся: в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах.

Являясь собственником архивов, Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Применительно к архивным документам, порядок распоряжения данным имуществом определен собственником в пункте 15 Положения о государственном учете жилищного фонда, согласно которому порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При отсутствии такого порядка организации БТИ не вправе распоряжаться информацией находящейся в архивах, являющимися федеральной собственностью.

В силу вышеизложенного вывод Управления Роснедвижимости по Ивановской области о том, что государственное предприятие «Костромаоблтехинвентаризация» не доказало возможность ведения архива основан на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.

Пунктом 8.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 установлены требования, предъявляемые к помещению архива, в соответствии с которыми в целях обеспечения сохранности документации помещение архива должно быть изолированным, сухим и безопасным в противопожарном отношении. Оконные проемы архивохранилищ, расположенных ниже 3-го и на последнем этажах, заделываются металлическими решетками. Входные двери целесообразно иметь металлические с устройством сигнализации.

Аналогичные требования установлены и пунктом 4.2.2. Основных правил работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г., согласно которых при отсутствии специального помещения для архива организаций выделяется приспособленное помещение в административном здании организации. Размещение в приспособленных помещениях производится в установленном порядке после их экспертизы. Экспертиза устанавливает пригодность помещения (огнестойкость, долговечность, прочность конструкции, техническая укрепленность), состояние помещения, наличие отопительных и вентиляционных систем. Результаты экспертизы оформляются актом.

Данные требования относительно порядка хранения принадлежащего ему имущества установлены органами уполномоченными Российской Федерацией , являющейся собственником архивов и не соблюдение такого порядка не может свидетельствовать о возможности получения аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Отказ Управления Роснедвижимости по Ивановской области государственному предприятию «Костромаоблтехинвентаризация» в предоставлении аккредитации по мотиву отсутствие акта экспертизы на возможность ведения архива санитарной, пожарной и охранной служб обоснован.

Относительно предоставления документа с искаженными и недостоверными данными.

Во втором пакете документов, предоставленном государственным предприятием «Костромаоблтехинвентаризация» в Управление Роснедвижимости по Ивановской области для получения аккредитации, находилось Положение об архиве инвентаризационно-технической документации государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация», утвержденное генеральным директором 24.06. 2005 г. В тексте Положения имеется ссылка, что данный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно пункту 3.9 Порядка аккредитации в аккредитации отказывается случае наличия недостоверных или искаженных данных в документах, представленных заявителем. Данное нарушение носит формальный характер и его выявление является основанием для отказа в аккредитации.

Указание в протоколе от 02.09.2009 г. № 2 Управления Роснедвижимости по Ивановской области на отсутствие в материалах дела, представленных для аккредитации, приказа о назначении директора Ивановского филиала государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация» не основано на фактических обстоятельствах. Данный документ значится в описи представленных документов к заявлению об аккредитации от 05.08.2009 г. под № 22.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные издержки по делу отнести на государственного предприятия «Костромаоблтехинвентаризация».

Руководствуясь статьями 110, 156-170. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

1. В удовлетворении заявления государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области о признании незаконным решения комиссии Управления от 02.09.2009 г. об отказе в аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области, оформленного в виде протокола № 2 и обязании Управления выдать свидетельство об аккредитации государственному предприятию на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ивановской области отказать.

2. Судебные расходы по делу отнести на государственное предприятие Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация» .

3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья Герасимов В.Д.