ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 19-14268/10-52 от 18.11.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № 19-14268/10-52

29.11.2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2010г.

Полный текст решения изготовлен 29.11.2010г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановым А.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

о признании незаконными и отмене решения от 24.06.10г. №252 и предписания от 24.06.2010г. №201

третьи лица- Общество с ограниченной ответственностью «Алексис»,

Общество с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт»,

Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности ФИО1;

от ответчика – представитель по доверенности ФИО2

от ООО «Иркутскэнергосбыт»- представитель по доверенности ФИО3;

от ООО «Алексис»- представитель по доверенности ФИО4

от Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – не явился

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» ( далее – МУП «Водоканал», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ( далее – УФАС по Иркутской области) от 24.06.10г. №252 и предписания УФАС по Иркутской области от 24.06.2010г. №201.

Согласно указанному решению МУП «Водоканал» признан нарушившим пункты 4 и 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в отключении электроэнергии с 01.06.2010г. ООО «Алексис», результатом которых является ущемление интересов ООО «Алексис», а также в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы за электрическую энергию без установленного тарифа Службой по тарифам Иркутской области.

На основании решения №252 УФАС по Иркутской области выдано предписание от 24.06.2010г. №201 о прекращении МУП «Водоканал» нарушения п.п.4 и 10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отключении электроэнергии с 01.06.2010г. ООО «Алексис», результатом которых является ущемление интересов ООО «Алексис», а также в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы за электрическую энергию без установленного тарифа Службой по тарифам Иркутской области, а именно:

1. возобновить передачу (переток) электрической энергии на электроустановки ООО «Алексис» ( свиноферма, расположенная по адресу:<...>);

2. Обратиться в службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на передачу электрической энергии для своего субабонента – ООО «Алексис» в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.11.10г. объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 18.11.10г., о чем сделано публичное сообщение в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей сторон.

В судебном заседании МУП «Водоканал» заявленное требование поддержал. В обоснование заявленных требований указал, что п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» предприятием не нарушен, так как ограничение в подаче электроэнергии ООО «Алексис» было технологически обоснованным. Заявитель также отрицает нарушение п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку МУП «Водоканал» не извлекал прибыли из передачи электрической энергии третьему лицу ООО «Алексис», не совершал действий по установлению цен на электрическую энергию, результатом чего явилось бы нарушение интересов участников рынка по передаче электрической энергии. Полагает, что решение №252 и предписание №201 нарушают права и законные интересы МУП «Водоканал».

Управление Федеральной антимонопольной службы заявленные требования не признало, считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными.

Третье лицо ООО «Алексис» в отзыве указало, что 01.03.2009г. между МУП «Водоканал» и ООО «Алексис» заключен субабонентский договор №3/ОГЭ, в соответствии с которым осуществляется электроснабжение свинофермы. С декабря 2009 года МУП «Водоканал» предъявило ООО «Алексис» ряд претензий о недействительности заключенного договора по причине не соответствия энергопринимающего оборудования ООО «Алексис» требованиям законодательства. Письмами от 01.02.2010г., от 02.03.2010г., от 13.05.2010г., от 20.05.2010г. МУП «Водоканал» извещал ООО «Алексис» о том, что электроснабжение будет отключено по причине несоответствия оборудования ООО «Алексис» техническим требованиям и недействительности договора.

01.06.2010г. в 9 часов электроснабжение свинофермы было прекращено. Письмом от 01.06.2010г. МУП «Водоканал» поставил в известность ООО «Алексис» о том, что отключение было произведено из-за непредставления технической документации по договору. ООО «Алексис» считает, что МУП «Водоканал» не имело права отключать ООО «Алексис» в связи с отсутствием разрешения о допуске в эксплуатацию энергоустановки, так как в его обязанности не входит контроль за исправностью оборудования. Энергоустановка ООО «Алексис» была присоединена к сетям МУП «Водоканал» прежним собственником и соответствовала всем требованиям безопасности.

Третье лицо ООО «Иркутская энергосбытовая компания» ( далее – ООО «Иркутскэнергосбыт») в отзыве указало, что между ООО «Иркутская энергосбытовая компания» и МУП «Водоканал» заключен договор энергоснабжения потребителя с присоединенной мощностью 750 кВА и выше №500 от 01.03.2009г. В перечень электроустановок по указанному договору включены:Водозабор «Ангара», Водозабор «Белая», КОС,ВОС. Каких-либо других энергоустановок указанный договор не содержит.

Согласно ст.545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Какого-либо согласия на передачу электрической энергии ООО «Алексис» гарантирующий поставщик ООО «Иркутскэнергосбыт» не выдавал – в договоре №500 от 01.03.2009г. субабоненты отсутствуют.

МУП «Водоканал» оплачивало выставленные Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт» платежные документы только за объекты, указанные в договоре в качестве электроустановок. Какие-либо денежные средства за потребленную ООО «Алексис» электрическую энергию от МУП «Водоканал» не поступали.

Таким образом, МУП «Водоканал» нарушил следующие положения действующего законодательства:

-пункт 6 Правил недискриминацонного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004г. №861 и пункт 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 – воспрепятствование перетоку энергии на объект потребителя;

- п.113 Правил №530 – ремонт объектов электросетевого хозяйства в нарушение предусмотренного порядка;

- в нарушение п.2 ст.20, ст.21 Федерального закона от 26.03.2006г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.3, п.15 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» предприятие взимало плату за оказываемые услуги по передаче электрической энергии.

ООО «Иркутскэнергосбыт» пояснило, что прекращая подачу электрической энергии на объект ООО «Алексис», МУП «Водоканал» осуществляет экономически и технологически необоснованные сокращения или прекращения производства товара (передачу энергии), чем нарушает положения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Взиманиеплаты с ООО «Алексис» за оказываемые услуги по передаче электрической энергии МУП «Водоканал» является нарушением положения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

Третье лицо Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( далее- Управление Ростехнадзора) пояснило, что в соответствии с подпунктом 5.3.1.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике. К полномочиям Прибайкальского управления Ростехнадзора относится исключительно надзор за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике; порядок отключения электроэнергии определяется согласно обычаям делового оборота, в договоре между абонентом и субабонентом.

Как следует из отзыва Управления Ростехнадзора, по заявлению ООО «Алексис» государственным инспектором Ангарского территориального отдела энергетического надзора Прибайкальского управления Ростехнадзора 04.06.2010г. рассмотрена техническая документация и проведен технический осмотр электроустановки 10/0,4 кВ ООО «Алексис» . По результатам осмотра составлен акт №ЭУПАп-243/2010 с заключением: «Электороустановка отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации и может быть допущена в эксплуатацию». Управлением Ростехнадзора выдано разрешение №АЭУПп-45/2010 на допуск в эксплуатацию вышеуказанной электроустановки ООО «Алексис» (свинофермы).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

24.06.2010г. Комиссией Иркутского Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесено решение №252, согласно которому:

МУП «Водоканал» признан нарушившим пункты 4 и 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в отключении электроэнергии с 01.06.2010г. ООО «Алексис», результатом которых является ущемление интересов ООО «Алексис», а также в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы за электрическую энергию без установленного тарифа Службой по тарифам Иркутской области.

Комиссией решено выдать предписание МУП «Водоканал» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем включения электроэнергии ООО «Алексис», а также направить материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС РФ для возбуждения административного производства в отношении МУП «Водоканал» по ст.14.31 КоАП РФ.

24.06.2010г. Комиссией Иркутского УФАС выдано предписание о прекращении в срок до 15.07.2010г. нарушения пунктов 4 и 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно:

1. возобновить передачу (переток) электрической энергии на электроустановки ООО «Алексис» ( свиноферма, расположенная по адресу: <...>);

2. обратиться в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на передачу электрической энергии для своего субабонента – ООО «Алексис» в соответствии с действующим законодательством РФ.

Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных документов следует, что в Иркутское УФАС России поступило заявление от ООО «Алексис» (вх.№2833 от 09.04.2010г.) о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» антимонопольного законодательства.

В ходе проведенной Иркутским УФАС России проверки материалов и документов, представленных ООО «Алексис» и МУП «Водоканал», установлены следующие обстоятельства.

Основными видами деятельности МУП «Водоканал» являются оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для населения г.Усолье-Сибирское, его социальных объектов и промышленных предприятий.

Кроме того, МУП «Водоканал» осуществляет деятельность по эксплуатации электрических сетей в рамках собственной хозяйственной деятельности, а также посредством организации эксплуатации электрических сетей, в целом включающая в себя следующие виды деятельности: передача электрической энергии; распределение электрической энергии, в том числе распределение электрической энергии по электрическим сетям среди потребителей (население, промышленные потребители); оперативно-диспетчерское управление технологическими процессами в электрических сетях; технологическое обслуживание, ремонт, монтаж и наладка введенных в эксплуатацию электрических сетей, включая комплекс операций по восстановлению и поддержанию работоспособности и исправности электрических сетей и их составных частей при использовании их по назначению.

Доля МУП «Водоканал» на рынке услуги по передаче электрической энергии составляет 100% в географических границах г.Усолье-Сибирское, в пределах инженерных сетевых коммуникаций (П/ст-96 ЗРУ-10кВ) МУП «Водоканал» на территории г.Усолье-Сибирское. Следовательно, МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах своих инженерных сетевых коммуникаций, расположенных на территории г.Усолье-Сибирское.

Из решения антимонопольного органа следует, что ООО «Алексис» не имеет других источников получения электрической энергии, самостоятельно не вырабатывает электрическую энергию. Электрическая энергия передавалась на свиноферму, осуществляющую деятельность в рамках инвестиционного национального проекта реформы АПК.

В соответствии с договором №247 от 10.02.2009г. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Усолье-Сибирское закрепляет за Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, предназначенное для его деятельности в соответствии с Уставом. Согласно п.1.2 указанного договора имущество предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, является муниципальной собственностью г.Усолье-Сибирское.

МУП «Водоканал» получает электрическую энергию на основании договора энергоснабжения потребителя с присоединенной мощностью 750 кВА и выше №500 от 01.03.2009г., заключенному с ООО «Иркутская энергосбытовая компания». Часть энергии, полученной от ООО «Иркутскэнергосбыт», МУП «Водоканал» передает потребителям, в том числе ООО «Алексис». Стоимость электрической энергии, переданной потребителям, выставляется по тарифам, установленным Службой по тарифам Иркутской области для ОАО «Иркутскэнерго». Количество переданной электрической энергии фиксируется показаниями электрических счетчиков.

01.03.2009г. между МУП «Водоканал» (абонент) и ООО «Алексис» (субабонент) заключен договор на передачу электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии №3/ОГЭ (далее- договор №3/ОГЭ ), в соответствии с п.7.2 которого срок действия договора может быть продлен без дополнительного оформления, если ежегодно до 01 декабря ни одна из сторон не отправит другой стороне письменное уведомление о расторжении настоящего договора ( л.д.64-65 т.1).

Ранее между МУП ПО «Тепловодоканал» и ООО «Алексис» заключен договор на передачу электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии №3/ОГЭ от 12.03.2007г.

Согласно сведениям заявителя МУП «Водоканал» образован и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц 09.02.2009г. 25.03.2010г. администрацией Муниципального образования г.Усолье-Сибирское, являющегося учредителем и собственником имущества МУП ПО «Тепловодоканал», было принято решение о реорганизации двух Муниципальных унитарных предприятий путем присоединения МУП ПО «Тепловодоканал» к МУП «Водоканал». В силу ст.58 Гражданского кодекса РФ МУП «Водоканал» является правопреемником МУП ПО «Тепловодоканал».

В силу статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Настоящий закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Одним из видов деятельности МУП «Водоканал» в соответствии с Уставом является услуга по передаче электрической энергии. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуга по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, МУП «Водоканал» является субъектом естественных монополий.

Согласно п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами

Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по передаче электрической энергии.

Функциональное назначение услуг по передаче электрической энергии с точки зрения потребителя состоит в возможности получения электрической энергии через принадлежащие иным организациям электрические сети, к которым присоединены объекты потребителя.. технологически услуги по передаче электрической энергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенные электрические сети.

Следовательно, географические границы рынка услуг по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать эти услуги от определенного продавца в границах присоединенных сетей. Альтернативные варианты для потребителя в формах строительства собственных локальных источников теплоснабжения, организации сети в условиях наличия действующих электрических сетей не приемлемы по причине естественно-монопольного характера услуги по передаче электрической энергии, экономической, технической неэффективности и нецелесообразности.

В силу существующего технического и технологического барьера, в связи с существенным повышением издержек производства на единицу товара, ООО «Алексис» не имеет возможности выбора другого продавца, кроме как путем электроснабжения через электрические сети МУП «Водоканал», что свидетельствует о том, что данный товарный рынок является высокомонополизированным, доля МУП «Водоканал» составляет 100 % в географических границах г.Усолье-Сибирское, в пределах инженерных сетевых коммуникаций МУП «Водоканал» г.Усолье-Сибирское.

Довод заявителя о том, что все субъекты естественной монополии должны быть включены в реестр субъектов естественной монополии суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008

N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов.

Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Географические границы данного товарного рынка определяются исходя из экономической и технологической возможности покупателя – ООО «Алексис» приобрести товар, определенный в качестве продуктовой границы на рассматриваемой территории и не имеет такой возможности за пределами этой территории.

Согласно ответу филиала Усольский центр технической инвентаризации ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <...> (территория бывшего свинокомплекса ОАО «Усольехимпром») находится в собственности ООО «Алексис» (л.д.150 т.2).

Наличие подключения электроустановки ООО «Алексис» к сетям МУП «Водоканал» сторонами не оспаривается. Более того, в материалы дела представлены разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки ООО «Алексис» и акт границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подтверждающие надлежащее присоединение электроустановки к сетям МУП «Водоканал».

Согласно справке ООО ПО «Инженерные сети» №1259 от 26.06.2006г. технические условия №1221 от 13.07.06г., выданные ООО «Алексис» на электроснабжение свинофермы по адресу: ул.Крупской,73, выполнены в полном объеме. 24.08.2006г. ООО «Алексис» выдан временный допуск №АЭУПнп-227/06, разрешающий подключение электроустановки на период строительно-монтажных работ.

Таким образом, МУП «Водоканал» является владельцем сетей, через которые осуществляется снабжение электрической энергией ООО «Алексис».

Довод заявителя о возможности подключения ООО «Алексис» к другим владельцам электрических сетей опровергается материалами дела. Как следует из письма ФГУ «Комбинат Прибайкалье» №281 от 19.05.2010г. (л.д.76 т.1), а также из письма ООО «Усольские мясопродукты» №134 от 16.03.2010г. ООО «Алексис» отказано в получении разрешения на подключение свинофермы в связи с отсутствием технической возможности.

Какие-либо доказательства возможности подключения ООО «Алексис» к другим сетевым поставщикам в географических границах г.Усолье-Сибирское без дополнительных затрат, повышающих издержки производства, заявителем не представлены.

Деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии является строго регулируемой.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила №861) и пунктом 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 (далее – Правила №530) закреплена обязанность сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства ( в отношении услуг которых тариф не установлен) не препятствовать перетоку через его объекты электрической энергии для потребителя.

Отношения по ведению ремонтных работ на объектах электроэнергетики регулируются нормами Правил №530. Пунктом 113 указанных Правил установлено, что для первой и второй категорий надежности допустимое число отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Ремонтные работы трансформаторной подстанции ООО «Алексис» проводятся МУП «Водоканал» более 24 часов подряд и превысили 72 часа в год. Следовательно, для проведения таких ремонтных работ необходимо согласование сроков проведения работ с органом Ростехнадзора.

МУП «Водоканал» проведение ремонтных работ с органом Ростехнадзора не согласовал.

Ссылка заявителя на уведомление Ангарского территориального отдела энергетического надзора о проведении ремонтных работ письмом 311/73 от 15.06.2010г. не обоснована, поскольку отключение энергии произведено до направления письма – 01.06.2010г., решение Иркутского УФАС вынесено по факту отключения электрической энергии за период с 01.06.2010г. по 14.06.2010г.

Согласно договору №3/ОГЭ от 01.03.2009г. МУП «Водоканал» должен оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Однако 01.06.2010г. МУП «Водоканал» произвел отключение энергии на объект ООО «Алексис» и не возобновил подачу энергии до настоящего времени.

При этом МУП «Водоканал» не согласовал период проведения ремонтных работ с потребителем – ООО «Алексис», чем препятствует передаче электрической энергии на объект потребителя.

Таким образом, МУП «Водоканал», прекращая подачу электрической энергии на объект ООО «Алексис», осуществляет экономически и технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара (передачу энергии), чем нарушает положения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

Согласно пункту 4.5 Договора №3/ОГЭ от 01.03.2009г. при необходимости проведения ремонтных работ Абонент (МУП «Водоканал») предупреждает Субабонента (ООО «Алексис» не позднее чем за сутки до их начала. В случае аварии Абонент уведомляет Субабонента телефонограммой.

Письмом от 13.05.2010г. №05/684 МУП «Водоканал» предупредил, что в 9 часов 17.05.2010г. будет прекращено электроснабжение электроустановки ООО «Алексис» путем отключения ячейки №11 ЗРУ 10 КВ п/ст 96 водозабора «Ангара».

Из материалов дела следует, что МУП «Водоканал» письмами от -1.02.2010г. №01/101, от 02.03.2010г. №11/325 сообщил ООО «Алексис», что энергоснабжение будет отключено в связи с грубейшими нарушениями в факте подключения к сетям МУП «Водоканал», в частности - энергопринимающее устройство ООО «Алексис» не отвечает установленным техническим требованиям, а также в связи с недействительностью договора.

Однако данный факт опровергается представленными доказательствами.

Согласно пояснениям Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх.№17-60) от 01.06.2010г. по заявлению ООО «Алексис» от 18.02.2010г. (вх.№17-175) и на основании представлнной технической документации государственным инспектором Ангарского территориального отдела энергетического надзора Прибайкальского управления Ростехнадзора от 01.03. 2010г. проведен осмотр электроустановки, электрических сетей данного предприятия, подключенных к электрическим сетям МУП «Водоканал» к ячейке №11 ЗРУ-10кВ ТП №96.

После осмотра электроустановки и электрических сетей ООО «Алексис» 01.03.2010г. составлен акт №ЭУПАнп-82/2010 осмотра энергоустановки, в котором прописаны все необходимые технические документы. В заключении акта осмотра энергоустановки государственный инспектор сделал вывод о том, что электроустановка отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и может быть допущена в эксплуатацию после устранения замечания. Замечание – подтвердить Технические условия №1221 от 13.07.2006г. в МУП «Водоканал». Согласно справке ООО ПО «Инженерные сети» №1259 от 26.06.2006г. технические условия №1221 от 13.07.06г., выданные ООО «Алексис» на электроснабжение свинофермы по адресу: ул.Крупской,73, выполнены в полном объеме.

01.06.2010г. ООО «Алексис» поступило письмовх.№873 от 01.06.2010г. об отключении электрической энергии с 9.00 часов 01.06.2010г.

Отключение электроэнергии повлекло огромные убытки , выражающиеся в массовой гибели более 1500 голов свиней.

Согласно письму ТЭЦ-11 ОАО «Иркутскэнерго» №206-033-05/1361 от 16.06.2010г. ремонт на электрических установках МУП «Водоканал» производился в определенное время, а именно: 1,2,3, 9,10 и 11 июня 2010г. В остальные дни ремонтные работы не проводились.

Из содержания письма Прибайкальского управления Ростехнадзора исх.№17-62 от 08.06.2010г. усматривается, что МУП «Водоканал» не обосновал техническими документами (план ППР, дефектные ведомости, акты технического освидетельствования электрооборудования и электрических сетей) необходимость одновременного вывода с 01 июня 2010г. в ремонт ЛЭП-35 кВ «ТЭЦ-11-Водозабор Ангара» цепей «А» и «Б» и отключения электрической установки 10 кВ объекта ООО «Алексис» (свинофермы). Также с 3 по 8 июня 2010г. работы с отключением ЛЭП-35 кВ «ТЭЦ-11 – Водозабор Ангара» цепей «А» и «Б» МУП «Водоканал» не проводились.

В соответствии с письмом Прибайкальского управления Ростехнадзора от 15.06.2010г. №17-68, на основании представленных нарядов-допусков №6,7,8,9,10,11 (л.д. 55-60 т.1) отключения электрических сетей и электрооборудования МУП «Водоканал» производилось только на время производства работ в электрических устройствах 1,2,3,9,10 и 11 июня 2010г. с 08 до 16 часов. В остальное время суток в дни 4,5,6,7,8,12,13,14 июня 2010г. препятствий для подачи напряжения на электрические установки, электрические сети МУП «Водоканал» и потребителя электрической энергии ООО «Алексис» (свинофермы) не усматривается.

Следовательно, МУП «Водоканал» имел возможность в дни, когда не проводились ремонтные работы, производить передачу электрической энергии ООО «Алексис».

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 установлено, что собственники иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В силу пункта 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 426 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Электроустановка ООО «Алексис» была присоединена к сетям МУП «Водоканал» прежним собственником и соответствовала всем требованиям безопасности.

Кроме того, МУП «Водоканал» не вправе отключать электроэнергию в связи с отсутствием разрешения о допуске в эксплуатацию энергоустановки, так как в его обязанности не входит контроль за исправностью оборудования.

В силу ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

Однако МУП «Водоканал» не является гарантирующим поставщиком, в связи с чем не вправе отключать электроэнергию в случае нарушения владельцем электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, МУП «Водоканал» не представлены доказательства надлежащего согласования с субабонентом ООО «Алексис» прекращения электрической энергии, необходимости отключения энергии в связи с ликвидацией аварии, доказательства удостоверенного органом государственного энергетического надзора неудовлетворительного состояния энергетических установок абонента, угрожающих аварией или угрозой жизни и безопасности граждан либо невыполнение субабонентом обязанности по оплате энергии.

Следовательно, правовые основания для отключения электрической энергии ООО «Алексис» у МУП «Водоканал» отсутствуют.

Поскольку услуги по передаче электроэнергии оказываются предприятием- субъектом естественной монополии, при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя – общества к электросетевому хозяйству предприятия, а также с учетом установленного законодателем запрета, для организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, препятствовать перетоку электроэнергии потребителю, то действия МУП «Водоканал» по препятствованию перетока электроэнергии ООО «Алексис» противоречат пункту 4 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 поставка электрической энергии для иных, кроме граждан и приравненных к ним потребителей, осуществляется по регулируемым ценам ( тарифам)  пропорционально объему фактически потребленной этими покупателями ( обслуживаемыми ими потребителями) за соответствующий расчетный период текущего года электрической энергии (мощности).

В соответствии с Федеральным законом«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» №41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.

МУП «Водоканал» не обращался в службу по тарифам Иркутской области, а также в органы местного самоуправления г.Усолье-Сибирское по вопросу установления отдельного тарифа на услуги по передаче электрической энергии населению и иным потребителям.

При расчете конечных тарифов потребителей Службой по тарифам учтены расходы на передачу электрической энергии, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Плата за потребленную электрическую энергию осуществляется потребителям по установленным тарифам. Взимание иных дополнительных платежей, в том числе отдельной платы за передачу электрической энергии , не допускается.

В силу ст.22 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, что означает запрет на установление цены на данные услуги в ином порядке.

Счета-фактуры, выставленные ООО «Алексис» за потребленную электроэнергию свидетельствуют о том, что МУП «Водоканал» взимало плату за электрическую энергию по ценам , не установленным для МУП «Водоканал», что в свою очередь нарушает требования действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию с 01.01.2009г.

Представленные в материалы дела платежные поручения и акты сверки свидетельствуют о том, что ООО «Алексис» оплачивало услуги по передаче электроэнергии МУП «Водоканал» (л.д.80-92).

Согласно статье 4 Закона о конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Деятельность по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности специального субъекта - сетевой организации, подлежащим государственному регулированию. Соответственно, сетевая организация оказывает услугу по передаче электрической энергии на основании заключенного договора о возмездной передаче электрической энергии и установленного органом исполнительной власти тарифа.

Таким образом, одной из характеристик указанной услуги является наличие установленного уполномоченным органом тарифа.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании изложенного суд установил, что в действиях МУП «Водоканал» усматриваются признаки нарушения пунктов 4 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии ООО «Алексис», а также в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы за передачу электрической энергии, результатом которых является ущемление интересов ООО «Алексис».

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия .

Судья Т.Ю.Чемезова