АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № 19-21246/2012
07 мая 2013 год
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.05.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.05.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664007, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г. Ангарск)
третьи лица: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (<...>), Администрация Иркутского районного муниципального образования (664001, <...>);
об освобождении земельного участка,
при участии в заседании:
от истца – не явились,
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 14.01.13 № 38 АА 0955024, паспорт),
от третьих лиц – не явились,
в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.04.13 по 06.05.13.
установил:
иск заявлен об обязании индивидуального предпринимателя ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в границах придорожной полосы автомобильной дороги М-53 «Байкал» на км. 1864 + 370 (слева);
- об обязании индивидуального предпринимателя ФИО1 произвести снос незаконно возведенного объекта – кафе-закусочной, расположенного на земельном участке, находящемся в пределах придорожной полосы автомобильной дороги М-53 на км. 1864 + 370 (слева).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в поступившем в суд 14.12.12 отзыве от 11.12.12 № АК.1/13514 исковые требования поддержало, пояснив, что согласно распоряжению Территориального управления от 30.12.11 № 588-и участок автомобильной дороги общего пользования федерального назначения М-53 «Байкал» на км. 1853 + 990 –км. 1867 + 000, т.е. включающий участок км. 1864 + 370 (слева), в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал», закреплен за ФКУ Упрдор «Прибайкалье» на праве оперативного управления, спорный объект дорожного сервиса – «кафе-закусочная» возведен ответчиком без разрешений и согласований со стороны владельца автомобильной дороги и других уполномоченных органов.
Представитель ответчика, присутствовавший в судебном заседании состоявшемся, 14.01.13, пояснил, что на земельном участке расположено кафе, земельный участок принадлежит Иркутскому району.
Истец в поступивших в суд 15.01.13, «Уточнениях искового заявления», уточнил иск, потребовав обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»;
обязать ответчика произвести снос незаконно возведенных объектов:
- нежилого, одноэтажного здания кафе-закусочной «Рассвет», площадью 25 (двадцать пять) кв.м., изготовленного из деревянных брусьев, обшитого профлистом синего цвета, имеющего кирпичное основание, расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»;
- 1 (одного) нежилого, одноэтажного, деревянного, брусового, обшитого профлистом синего цвета строения, площадью 10 (десять) кв.м., расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»;
1 (одного) нежилого, одноэтажного, деревянного, брусового строения, площадью 10 (десять) кв.м., расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»;
1 (одного) навеса из деревянных стоек, обтянутого полимерным материалом голубого цвета, расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»;
1 (одного) навеса из деревянных стоек, с трех сторон и крыша которого закрыты профлистом, расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал».
Уточнения судом приняты.
Ответчик в поступивших в судебное заседание, состоявшееся 18.01.13, «Возражениях на исковое заявление» от 18.01.13, указал на то, что в 2005 году земельный участок площадью 300 кв.м., расположенный в Иркутском районе, с правой стороны автодороги Иркутск-Ангарск на отвороте в п.Вересовка, принадлежал ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум», 04.04.05 ИП ФИО1 и ГУ «Управление автомагистрали Красноярск-Иркутск» Министерства транспорта РФ заключен договор № 11, в соответствии с указанным договором ответчиком выполнены все требования технических условий для размещения торгового павильона.
Представитель ответчика, присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 18.01.13, пояснил, что указанные в уточненном исковом заявлении сооружения не являются капитальными сооружениями и находятся на спорном земельном участке.
Истец в поступивших в суд 12.02.13 «Возражениях» от 12.02.13 б/н, указал на то, что представленные ответчиком документы: письма - ГУ «Прибайкалье» от 18.02.2005 № 191, УГИБДД ГУВД Иркутской области от 04.03.2005 г. № 22/39-885 о согласовании места размещения площадки под торговлю шашлыками на км 1863+800 (слева) федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал», свидетельствуют об ином (т.е. о площадке под торговлю шашлыками), нежели указанным в исковом заявлении спорном объекте (кафе-закусочной и хозяйственных построек), расположенных на другом участке федеральной дороги М-53 «Байкал» (требуемые к сносу объекты кафе закусочной и хозяйственных построек расположены на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, т.е. включающего участок км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал», а в документах представленных ответчиком указан участок км 1863+800 (слева) федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал»), доказательств, свидетельствующих об идентичности спорных объектов (кафе-закусочной и хозяйственных построек) и объекта, указанного в письменных документах ответчика (площадки под торговлю шашлыками), ответчиком не представлено.
Представитель ответчика, присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 12.02.13, пояснил, что земельный участок на котором находится кафе не находится в полосе отвода и не принадлежит истцу, в судебном заседании, состоявшемся 12.03.13, указал на то, что земельный участок находится в придорожной полосе, согласование с владельцем автодороги на размещение объекта не получено, на земельном участке расположено кафе «Рассвет» и объекты, перечисленные истцом в заявлении об уточнении исковых требований.
Определением от 14.03.13 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Иркутского районного муниципального образования, которая в поступившем в суд 05.04.13 ходатайстве заявила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя и во всех последующих судебных заседаниях.
Истец в поступившем в суд 30.04.12 ходатайстве от 30.04.13 № 1615 заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика, присутствовавший в настоящем судебном заседании, иск не признал.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Администрация Иркутского районного муниципального образования определение от 15.04.13 получили, соответственно18.04.13 и 22.04.13, однако представителей в судебное заседание не направили.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца и третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что объект дорожного сервиса «кафе-закусочная» возведен ответчиком в нарушение требований статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», без соответствующего разрешения и согласования.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 30.12.11 № 588-и участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 – км 1867+000, включающий участок км. 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал», закреплен за ФКУ Упрдор Прибайкалье» на праве оперативного управления.
Согласно данным акта проверки (заключения) полосы отвода и придорожной полосы федеральной автодороги М-53 «Байкал» на км 1859 – км 1873 от 21.05.12, проведенной комиссией в составе ведущих инженеров ОРРСС а/д БДД ФКУ Упрдор «Прибайкалье», генерального директора ОАО «ДСК-156», в ходе проведенной проверки установлено, что на км 1864+370 (слева) размещено придорожное кафе в границах придорожной полосы федеральной автодороги м-53 «Байкал», владельцем кафе является ИП ФИО1, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект у владельца отсутствуют.
Согласно данным акта обследования придорожной полосы федеральной автодороги М-53 «Байкал» км 1864+370 (слева) от 13.12.12, , проведенной комиссией в составе главного специалиста КУМИ Иркутского района, ведущих инженеров ОРРСС а/д БДД ФКУ Упрдор «Прибайкалье», в ходе проведенного обследования установлено, что на км 1864+370 (слева) в границах придорожной полосы автодороги М-53 «Байкал» размещен объект дорожного сервиса кафе-закусочная. Здание кафе-закусочной нежилое, одноэтажное, основание кирпичное, приблизительная площадь 25 кв.м. На земельном участке, на котором размещено кафе, располагаются временные хозяйственные постройки из бруса в количестве 2 строений, приблизительной площадью 10 кв.м. каждое, на участке размещены 2 навеса из деревянных стоек, обтянутых полимерным материалом. Расстояние от объекта дорожного сервиса кафе-закусочная до бровки земляного полотна автодороги М-53 «Байкал» составляет 62,5 метров.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте проведения обследования земельного участка под объектом дорожного сервиса кафе-закусочная на км 1684+370 (слева), в границах придорожной полосы автодороги М-53 «Байкал» извещен телеграммой от 07.12.12.
Присутствовавший при обследовании придорожной полосы федеральной автодороги М-53 «Байкал» км 1864+370 (слева) ИП ФИО1 от подписи акта обследования отказался.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Согласно пункту 15 Правил, решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил, для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в придорожной полосе либо мотивированный отказ в согласовании оформляются в месячный срок с даты получения документов от заявителя.
В соответствии с пунктом 17 Правил, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право:
- осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами;
- возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими Правилами;
- получать информацию о проведении ремонта или реконструкции федеральной автомобильной дороги.
Согласно пункту 18 Правил, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны:
- соблюдать правила охраны и режим использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности;
- не допускать нанесения вреда федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения;
- обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой и иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно исполнять выданные ими предписания;
- согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений;
- в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, осуществлять снос и перенос возведенных на земельных участках некапитальных зданий и сооружений.
Пунктом 19 Правил установлено, что возведенные с нарушением настоящих Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Правил, органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право:
- осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос;
- согласовывать строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в приемке этих объектов в эксплуатацию;
- вносить предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением настоящих Правил и законодательства Российской Федерации;
- давать предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.02 № ИС-919-р утвержден и введен в действие Временный регламент согласования размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Согласно пункту 2 распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.02 № ИС-919-р, организациям дорожного хозяйства, осуществляющим оперативное управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования необходимо проводить согласование и выдачу технических условий на размещение объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Регламентом.
В соответствии с пунктом 1.3 Временного регламента согласования размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, решение о согласовании размещения сервиса или рекламы с выдачей технических условий либо мотивированный отказ в согласовании, в том числе по всем остальным объектам, принимает орган управления.
В приложении № 2 к Временному регламенту согласования размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования содержится перечень документов, для согласования и выдачи технических условий на размещение объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода придорожных полос федеральных дорог общего пользования:
- письменное заявление от юридических и физических лиц в адрес Органа управления о своих намерениях разместить объект с обязательным указанием: типа объекта (капитального или некапитального); точной привязки к автомобильной дороге (к километражу, удаление от оси автомобильной дороги и т.д.); сроков строительства; обязательства выполнения технических условий, выданных Органом управления;
- технический план участка в масштабе 1:500 с нанесением на него объекта и существующих инженерных коммуникаций и планово-картографические материалы района размещения планируемого объекта в масштабе 1:10000;
- почтовый адрес, юридический адрес, Ф.И.О. руководителя объекта, телефон, банковские реквизиты;
- акт выбора земельного участка (согласованный с Органом управления), где предполагается разместить объект;
- заключение Управления архитектуры и градостроительства о целесообразности строительства объекта (для объектов, упомянутых в приложении 1 к настоящему Регламенту).
Возражая в отношении заявленных требований, ответчик ссылается на получение согласования в установленном законом порядке.
В обоснование возражений ответчиком представлено письмо Федерального дорожного агентства Государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» от 18.02.05 № 191, согласно которому ГУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск ФДА» согласовывает ИП ФИО1 место размещения площадки под торговлю шашлыками на км.1863+800 (слева) федеральной автодороги М-53 «Байкал», при выполнении следующих технических условий:
- ближайшую границу площадки под торговлю удалить от бровки земляного полотна федеральной автодороги на расстояние не менее 25 метров;
- для въезда и выезда на площадку под торговлю использовать существующий съезд в п.Вересовка с переходно-скоростными полосами, без устройства дополнительного съезда с федеральной автодороги;
- на площадке запрещается строительство капитальных зданий и сооружений;
- уборку мусора на площадке производить ежедневно.
Согласно пункту 1.1 заключенного Государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Министерства транспорта Российской Федерации» - владельцем дороги, с индивидуальным предпринимателем ФИО1 владельцем сервиса, договора от 04.03.05 № 11, владелец сервиса обязуется представить владельцу дороги соответствующую документацию: заявление, технический план участка в масштабе 1:200 – 1:1000, планово – картографический материал района размещения планируемого объекта в масштабе 1:10000, а владелец дороги обязуется рассмотреть представленные владельцем сервиса документы и направить ему свое мотивированное заключение о возможности размещения площадки под торговлю шашлыками на 1863км+800м (слева) в полосе отвода и придорожной полосе дороги М-53 «Байкал», участка Новосибирск-Иркутск федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Из условий названного договора, следует, что предметом названного договора являются взаимные обязательства сторон по предоставлению ИП ФИО1 соответствующей документации к рассмотрению, а ГУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Министерства транспорта Российской Федерации» - по рассмотрению названной документации и направлению мотивированного заключения о о возможности размещения площадки под торговлю шашлыками на 1863км+800м (слева) в полосе отвода и придорожной полосе дороги М-53 «Байкал», участка Новосибирск-Иркутск федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Согласно представленному ответчиком в материалы дела акту выбора и обследования земельного участка под торговый павильон от 14.12.06, комиссией в составе председателя комиссии, заместителя председателя КУМИ Иркутского района, секретаря комиссии, районного архитектора, председателя КУМИ Иркутского района, начальника отдела торговли, начальника Территориального отдела по Иркутскому району Управления Роснедвижимости по Иркутской области, руководителя Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области, начальника госпожнадзора ОГПС-14, начальника отдела эксплуатации ОГУ Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области, главы муниципального образования, председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утвержден акт выбора земельного участка площадью 300 кв.м., расположенного в Иркутской области Иркутском районе, правая сторона автодороги Иркутск-Ангарск, на отвороте в п.Вересовка, для строительства торгового павильона (1-этажное, металлоконструкция).
В письме от 04.03.05 № 22/36-885 Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Иркутской области согласовано место размещения площадки под торговлю шашлыками на 1863км+800м (слева) автодороги Новосибирск-Иркутск, при условии выполнения технических условий ГУ «Управление автомагистрали Красноярск-Иркутск» от 18.02.05 № 191.
Представленные документы свидетельствуют о том, что ответчику Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Иркутской области, Государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Министерства транспорта Российской Федерации» согласовано место размещения площадки под торговлю шашлыками на 1863км+800м (слева) автодороги Новосибирск-Иркутск, при условии выполнения технических условий.
Акт выбора и обследования земельного участка под торговый павильон от 14.12.06 свидетельствует о согласовании ответчику размещения торгового павильона на земельном участке, расположенном в Иркутской области в Иркутском районе, правая сторона автодороги Иркутск-Ангарск, на отвороте в п.Вересовка.
Договор от 04.03.05 № 11 не является документом, подтверждающим согласование истцом размещение кафе-закусочной.
Кроме того, в названном договоре сторонами согласовывается возможность размещения площадки под торговлю шашлыками.
Оценив представленные ответчиком в обоснование возражений перечисленные выше документы, суд в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что названные документы не являются документами, свидетельствующими о получении согласия владельца автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал», на размещение в границах придорожной полосы на км 1864-370 (слева) объектов дорожного сервиса – кафе-закусочной.
В письме от 14.05.12 № 25/38-1792 Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Иркутской области сообщено о том, что согласие о предоставлении земельного участка в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной автодороги М-53 «Байкал» для размещения объекта дорожного сервиса «кафе-закусочная» на км 1864-370 (слева) на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутский район, правая сторона автодороги Иркутск-Ангарск на отвороте в п.Вересовка Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области не выдавалось.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования в письме от 18.06.12 № 2379 указало на то, что разрешение на строительство объекта «кафе-закусочная» км1864-370 (лева) федеральной автодороги М-53 «Байкал» на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, Иркутский район, правая сторона автодороги Иркутск-Ангарск на отвороте в п.Вересовка, с кадастровым номером 38:06:130741:143 администрацией Иркутского района не выдавалось.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.02.13 № 01/018/2013-1050 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, площадью 300 кв.м., кадастровый номер 38:06:130741:143, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, правая сторона автомобильной дороги Иркутск-Ангарск на отворот в п.Вересовка.
В поступившем в суд 11.03.13 письме Администрация Иркутского района сообщила о том, что земельный участок площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, правая сторона автодороги Иркутск-Ангарск на отвороте в п.Вересовка состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 38:06:130741:143 и является ранее учтенным земельным участком, правообладатель земельного участка отсутствует, а также то, что 29.12.12 в администрацию поступило заявление ФИО1 о предоставлении указанного земельного участка, на заявление дан ответ (от 28.01.13 № 788), в котором КУМИ Иркутского районного муниципального образования пояснило, что в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.1.2007 № 257- ФЗ предоставление земельного участка под строительство кафе как объекта дорожного сервиса возможно, если земельный участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги или придорожной полосе, испрашиваемый земельный участок расположен в придорожной полосе, в связи с чем, возможно его предоставление для испрашиваемой цели при условии изменения разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «строительство объекта дорожного сервиса (кафе)».
Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком договор аренды с целью размещения в границах придорожной полосы федеральной автомобильной автодороги М-53 «Байкал» на 1864+370м с администрацией Иркутского района не заключался, разрешение на строительство ответчику не выдавалось, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Иркутской области в письме от 14.05.12 № 25/38-1792, сообщило о том, что согласование о предоставление земельного участка в пределах придорожной полосы названной автомобильной дороги не выдавалось.
В письме от 10.08.11 № 2243 Федеральное дорожное агентство Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» сообщает ИП ФИО1 о том, что не согласовывает размещение кафе-закусочной на км.1864+370 (слева) федеральной автомобильной автодороги М-53 «Байкал» в связи с тем, что по факту кафе-закусочная уже размещена в нарушение ст.26 Федерального закона от 08.11.07 № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также то, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:143 является участком с категорией земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, обязывает ИП ФИО1 в срок до 19.08.11 провести демонтаж кафе-закусочной.
Федеральное дорожное агентство Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» в предписании об устранении нарушений, связанных с режимом использования земельного участка, расположенного в пределах придорожной полосы федеральной автодороги от 18.10.11 № 2961 обязало ИП ФИО1 в срок до 28.10.11 устранить допущенные нарушения: демонтировать несанкционированное кафе и восстановить земельный участок до первоначального состояния, сдать его по акту представителю ООО «Сибна».
В судебном заседании, состоявшемся 12.02.13 представитель ответчика пояснил, что земельный участок находится в придорожной полосе и на нем расположено кафе «Рассвет» и объекты, перечисленные истцом в заявлении об уточнении исковых требований.
Учитывая изложенное следует признать, что ответчиком в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие вещное право на земельный участок, расположенный в границах придорожной полосы автодороги М-53 «Байкал» на км1964+370 (слева), как не представлено доказательств согласия владельца названной автодороги на размещение объекта дорожного сервиса в придорожной полосе указанного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Согласно подпункту 4 пункта 2 названной статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник вправе требовать устранений всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 216 Гражданского кодекса РФ, вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества, и защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса РФ, согласно которой права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
При наличии указанных обстоятельств, требование истца, на основании статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ, ст. 60 и 62 Земельного кодекса РФ, статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», подлежит удовлетворению.
На основании ст.ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Ангарск) освободить земельный участок, расположенный на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 1853+990 - км 1867+000, а именно, на участке км 1864+370 (слева), в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал», путем сноса незаконно возведенных объектов:
- нежилого, одноэтажного здания кафе-закусочной «Рассвет», площадью 25 (двадцать пять) кв.м., изготовленного из деревянных брусьев, обшитого профлистом синего цвета, имеющего кирпичное основание;
- нежилого, одноэтажного, деревянного, брусового, обшитого профлистом синего цвета строения, площадью 10 (десять) кв.м.;
- нежилого, одноэтажного, деревянного, брусового строения, площадью 10 (десять) кв.м.;
- навеса из деревянных стоек, обтянутого полимерным материалом голубого цвета;
- навеса из деревянных стоек, с трех сторон и крыша которого закрыты профлистом,
не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу;
взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Ангарск) в пользу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по госпошлине в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья - М.Н.Габескирия