АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,
тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru
info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
29 декабря 2012 года Дело № 27-10985/2010
Новое рассмотрение
Резолютивная часть решения оглашена : 26 декабря 2012 года
Полный текст решения изготовлен : 29 декабря 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Н.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Олейниковой А.П. (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» г. Москва,
третье лицо: Открытое акционерное общество «Кемеровская генерация», г. Кемерово
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово устранить допущенные нарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представителя, доверенность от 02.10.2012 № 7-2-10/176
от Кадастровой палаты: ФИО2 – представителя, доверенность от 05.05.2012 ФИО3 - юрисконсульта, доверенность от 07.02.2012,
от Управления Росреестра: ФИО4 – заместителя начальника отдела правового обеспечения, доверенность № 73Д от 06.08.2012
от Росреестра: ФИО4 – представителя, доверенность от 10.04.2012
от третьего лица: ФИО5 – представителя, доверенность от 01.08.2012
.
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным акта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 612 095 879 руб. 90 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 рублей за кв. м., и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 2 310 817 505 руб. 21 коп., и удельном показателе 2 124, 26 руб. кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 в удовлетворении требований Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 решение суда от 17.12.2010 отменено. Принят по делу новый судебный акт.
Требования Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановление) арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2011, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу № А27-10985/2010 отменено. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 по данному делу оставлено в силе.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 № ВАС-12934/11 о передаче дела № А27-10985/2010 Арбитражного суда Кемеровской области в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 по делу № А27-10985/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2011 отказано и указано на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.09.2012 по делу № А27-10985/2010 по результатам рассмотрения заявленияКомитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области о пересмотре дела № А27-10985/2010 по новым обстоятельствам, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 по данному делу отменено.
Повторно рассматривая спор по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области суд, руководствуется, в том числе правовой позицией, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 15.12.2011 № 12651/11, от 29.05.2012 № 12919/11, от 29.05.2012 № 13016/11.
В ходе судебного разбирательства нового рассмотрения спора, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области изменил способ защиты нарушенного права.
Требования заявил в исковом производстве.
Комитет по управлению государственным имуществом кемеровской области просит (требования уточнены, что отражено в протоколе судебного заседания) в целях изменения сведений в кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, установить его (вид разрешенного использования) в судебном порядке, определив как «земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов» (10 группа).
Представитель истца в ходе судебного разбирательства по делу настаивал на требованиях, в редакции уточнений, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:290, по виду разрешенного использования : для размещения золошлакоотвала относится к земельным участкам «для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов».
Пояснил, что в целях определения кадастровой стоимости, данные земельные участки относятся к 10 группе видов разрешенного использования «для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов», а не к 13 группе видов разрешенного использования, как было определено по результатам рассмотрения заявления ОАО «Кузбассэнерго» об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в ходе судебного разбирательства по делу возражал против удовлетворения требований, сославшись на то, что золошлакоотвал, является гидротехническим сооружением, и поэтому в целях определения кадастровой стоимости был отнесен к 13 группе видов разрешенного использования (предусмотренного Типовым перечнем, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, действовавшим в период спорных правоотношений).
Более подробно доводы и возражения изложены в отзыве.
Представитель третьего лица - Открытое акционерное общество «Кемеровская генерация», г. Кемерово (правопреемник ОАО «Кузбассэнерго»), в ходе судебного разбирательства по делу, возражал против удовлетворения требований, мотивировав тем, что золошлакоотвал – является гидротехническим сооружением, который прямо поименован в составе объектов недвижимости, указанных в 13 группе видов разрешенного использования, Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 действовавшим в период спорных правоотношений.
Более подробно доводы и возражения изложены в отзыве.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучив материалы дела и обстоятельства дела, суд установил следующее.
ОАО «Кемеровская генерация» (правопреемник ОАО «Кузбассэнерго») на основании договора аренды земельного участка от 01.07.2003 г. № 13-0650, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (в редакции дополнений- КУГИ Кемеровской области является универсальным правопреемником арендодателя), арендует земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:290 (предыдущие номера 42:24:011904:01, 42:24:0101026:0002) для размещения золошлакоотвала, площадью 1 087 822, 35 кв.м., находящийся по адресу : г. Кемерово, Заводский район.
Вид разрешенного использования земельного участка определен как «земли производственной застройки» (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от 25.08.2005 г. № 24105-888.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 (предыдущие номера : 42:24:011904:01, 42:24:0101026:0002) в размере 2 310 817 505 руб. 21 коп. утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».
При определении кадастровой стоимости оценщик исходил из того, что земельный участок относится к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Полагая, что при формировании перечня земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка был ошибочно указано и впоследствии учтен : номер вида разрешенного использования 9, вместо 13 землепользователь - ОАО «Кузбассэнерго», обратился в Управление Росреестра с заявлением от 18.02.2009 № 70-002/1139 об устранении в кадастровом учете ошибки.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра 30.06.2009 принято решение № 2005 «об исправлении технической ошибки», которым, со ссылкой на протокол выявления технической ошибки от 30.06.2009, установлено, что в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, оценка не соответствует виду разрешенного использования
В результате принятия данного решения группа вида разрешенного использования спорного земельного участка определена как 13.
В связи с тем, что изменилась группа вида разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 исчислена в размере 612 095 879 руб. 90 коп., на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562 руб.68 коп. за кв.м., (утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)»), которая утверждена Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области актом от 21.07.2009.
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в кадастровый учет.
Полагая, что в результате изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка, снизится размер арендной платы данного земельного участка, КУГИ Кемеровской области, реализующий полномочия собственника земельного участка (собственность не разграничена), обратился в арбитражный суд.
При этом, считает что данный земельный участок в целях определения кадастровой стоимости должен быть отнесен к 10 группе видов разрешенного использования : «для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов», поскольку является одним из объектов, обеспечивающим производственный цикл Кемеровской ГРЭС.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции, и определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе и сведения и о новой кадастровой стоимости (определенной исходя из установленного судом вида разрешенного использования земельного участка).
Рассматривая спор в порядке искового производства, оценивая доводы, возражения участников судебного процесса, обстоятельства и материалы дела, суду при определении номера группы вида разрешенного использования спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства, необходимо установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты, то есть учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
(подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12651/11 от 15.12.2011).
Принадлежащее на праве собственности ОАО «Кемеровская генерация» (правомреемнику ОАО «Кузбассэнерго») предприятие - Кемеровская ГРЭС (Свидетельством о государственной регистрации права 42АА № 337372 от 10.12.2001), представляет имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости - зданий, сооружений, в состав которого, входит в том числе «золоотвал дамба» - гидротехническое сооружение, производственного назначения (что подтверждено Технической документацией энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (ТЭС) от 16.05.2001).
Соглашаясь с доводом истца о том, что спорный земельный участок, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования : для размещения «золошлакоотвала», является земельным участком предназначенным по своим характеристикам и качествам «для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов», и в целях определения кадастровой стоимости подлежит оценке исходя из характеристик земельного участка, относящегося к 10 группе видов разрешенного использования, суд исходит из следующего.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов ( часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( Закон о кадастре), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре ( в редакции действующей в период спорных правоотношений) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 ( Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Земельное законодательство и кадастровый учет используют понятия «категория земель» (целевое назначение) и «разрешенное использование» (вид функционального использования).
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков методической основой служат Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 г. за № 9370 (Методические указания).
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к их оценке установлены в Приложении к Приказу Минэкономразвития от 15.02.07 № 39.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 17 видов разрешенного использования ( в редакции действующей в период рассмотрения спора).
В соответствии с пунктом 1.2.10 Методических указаний к 10-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, являющиеся практическим руководством по реализации Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.
Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утратил силу в связи с изданием приказа Росреестра от 03.07.2012 № П/276, однако действовал и применялся в период рассматриваемых по делу правоотношений.
Типовой перечень видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 в целях разъяснения положений Методических указаний, к 10 группе видов разрешенного использования относит земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов.
К 13-й группе видов разрешенного использования согласно пункту 1.2.13 Методических указаний относятся земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи.
Вопросы правового регулирования о составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, их характеристики, требования к порядку землепользования определены в Главе 16 Земельного кодекса РФ.
Правовому регулированию земель населенных пунктов законодателем отведена Глава 15 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что спорный земельный участок в целях изменения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки был отнесен к 13 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи) в соответствии разъяснениями начальника Управления оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва «об определении группы видов разрешенного использования» от 19.04.№ 15/244-СБ
Вместе с тем пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Согласно положениям Типового перечня в состав вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов» входят земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов (пункт 10).
Как уже сказано выше, согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая в том числе земли производственного назначения.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны ( пункты 8, 9 статьи 1, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорный земельный участок находится в черте города Кемерово и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно Правилам землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденным постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (в редакции действующей в период спорных правоотношений) предприятие 1-2 класса вредности находится в зоне П-1 (производственная зона предприятий 1-2 класса вредности), относится к субъектам предпринимательской деятельности осуществляющим производство электрической энергии при сжигании минерального топлива 1-2 класса вредности.
Спора между участниками процесса о том, что спорный земельный участок относится к категории земель : землям населенных пунктов в ходе судебного разбирательства по делу не возникло.
Золоотвал дамба, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101026:290, является гидротехническим сооружением.
Относится к системе техводоснабжения и охлаждения и прочих гидротехнических сооружений.
В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 г. № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом, входит в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (пункт 1.11 Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций).
Тот факт, что золоотвал Кемеровской ГРЭС, расположенный на спорном земельном участке является единым технологическим комплексом в целях производства электрической энергии документально подтвержден, в том числе, представленными в материалы дела третьим лицом Технической документацией энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (ТЭС) от 16.05.2001), Заключением государственной экспертизы по декларации безопасности гидротехнических сооружений Кемеровской ГРЭС, утвержденной Управлением Ростехнадзора 04.07.2006 г., Типовой инструкцией по эксплуатации золошлакоотвалов тепловых электростанций (в период рассматриваемых правоотношений действует в редакции РД 34.03.102-94).
Как следует из Заключения государственной экспертизы по декларации безопасности гидротехнических сооружений Кемеровской ГРЭС и не оспорено участниками процесса, Кемеровская ГРЭС является предприятием вырабатывающим электрическую и тепловую энергию, которая поставляется для нужд промышленности и населения города.
Золошлакоотвал предназначен для складирования золошлакового материала, образующегося при сжиганию угля на Кемеровской ГРЭС (Кемеровской электростанции).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установленные обстоятельства, доводы и возражения участников процесса, суд, учитывая, что гидротехническое сооружение – золоотвал предназначен на обслуживания Кемеровской ГРЭС, в целях осуществления единого технологического процесса, направленного на выработку и подачу электрической и тепловой энергии, признал состоятельным довод истца о том, что спорный земельный участок предназначен для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, и относится к 10 группе видов разрешенного использования, предусмотренных Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 ( в действующей редакции).
С учетом изложенного, требования подлежат удовлетворению.
Как уже сказано выше, установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе и сведения и о новой кадастровой стоимости (определенной исходя из установленного судом вида разрешенного использования земельного участка
(Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, от 15.12.2011 № 12651/11).
Поскольку, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие публичные полномочия, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются, вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение спора судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования удовлетворить.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 вид разрешенного иcпользования: для размещения золошлакоотвала, соответствующего 10 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их объектов».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья С.Е.Петракова